МОСКВА
4–5 декабря Московский гештальт-институт
провел конференцию
«Психолог в образовании. Проблемы и перспективы
в рамках гештальт-подхода»
На конференцию, которая
проходила на базе московской школы № 655,
собрались школьные психологи из Москвы и
Санкт-Петербурга. Очень приятно было видеть
среди участников также и педагогов.
Готовясь к конференции, организаторы ставили
перед собой следующие задачи: создать
пространство для общения, обмена опытом и
профессиональной поддержки специалистов,
работающих в школах; посмотреть, насколько
применимы в нашей работе технологии, опирающиеся
на гештальт-подход.
Желающих поделиться своими наработками было так
много, что параллельно демонстрировалась работа
в трех-четырех мастерских.
Я получила огромное удовольствие на мастерской
Марины Чибисовой и Татьяны Громовой из
Московского гештальт-института «Работа с
педагогическим коллективом. Преодоление
стресса». И сразу захотелось провести
аналогичный тренинг в своей школе.
Очень интересная техника работы с родителями
«Родителенок» была показана гостями из
Санкт-Петербурга Ольгой Черемисовой и Любовью
Денисовой.
Само название мастерской «Работа с
немотивированным клиентом» напомнило до боли
знакомую ситуацию, когда к психологу
«притаскивают» Петю или Васю и первое, что он
говорит: «Я не псих». Поэтому опыт Алины Козловой
из НОУ «Знак» был близок всем.
Отзывы о работе коллег были положительными, и,
слушая их, я жалела, что не могла все увидеть
своими глазами. А лекция методиста
Северо-Восточного окружного управления
образованием г. Москвы Екатерины Лесовой «Работа
с педагогами в технике гештальт-терапии и
психодрамы» помогла участникам стать на позицию
педагога.
Круглые столы: «Психолог и администрация»
(провели Мария Андреева и Ирина Лейбман) и
«Профессиональное сообщество. Сотрудничество,
поддержка» (провела Наталья Кедрова), задевали
самые болевые точки работы школьных психологов и
вызвали активную полемику.
Многих волновал вопрос: должен ли психолог сам
формировать запрос на свою деятельность?
Разговор шел и о размытости ролей, необходимости
четкого проговаривания своих возможностей,
ответственности. Часто возникала болезненная
тема — «результат работы». Высказывалось мнение,
что имеет смысл на каждом этапе обсуждать, что
планируется сделать, как и зачем, а по завершении
— показывать, чего удалось достигнуть, а что не
получилось и куда следует развиваться. Нам
кажется, что это обеспечит прозрачность
деятельности психолога.
На круглом столе Натальи Кедровой для меня
наиболее интересной была проблема распределения
ответственности. Педагог отвечает за результат
обучения, а психолог — за процесс. Психолог
анализирует, как осуществляется контакт на
уровне педагог — ребенок, педагог —
администрация, педагог — родители. А затем
помогает ликвидировать нарушения и достичь
продуктивности во взаимодействии.
Было принято решение сделать такие мероприятия
регулярными. Рассматривались такие формы
сотрудничества, как профессиональный клуб
гештальт-психологов в образовании и проведение
супервизии.
Но больше всего меня поразила полная
бескорыстность и заинтересованность участников
конференции. Чтобы принять в нем участие, люди
брали отгулы, отпрашивались с работы. Некоторые
участники приехали из других городов, что
говорит о большой потребности в
профессиональном общении.
Ирина ЛЕЙБМАН,
НОУ школа «Логос»
|