ПОЖЕЛАЕМ ЕЙ УДАЧИ!
18 декабря 2003 года в Москве прошел
учредительный съезд
общероссийской общественной организации
«Федерация психологов образования России»
Идея создания такой
организации давно витала в воздухе. Объяснялось
это необходимостью иметь свое профессиональное
сообщество, которое бы защищало, обучало и
всячески поддерживало практических психологов
образования. И вот она создана. Собравшиеся в
стенах Московского государственного
психолого-педагогического университета
делегаты, представляющие региональные отделения
федерации, не только единодушно проголосовали за
ее создание, но и обсудили и частично одобрили
устав, а также избрали руководящие и
контрольно-ревизионные органы.
Хочется напомнить, что это не единственное
общественное объединение российских психологов.
Помимо Российского психологического общества
(РПО), объединяющего в основном ученых,
преподавателей и аспирантов, в сентябре 2000 года
было провозглашено создание ассоциации
ППМС-центров на базе региональной общественной
организации «Образование и здоровье»
(См. «Школьный психолог», № 39, 2000). К сожалению,
дальше провозглашения дело не пошло.
КТО МЫ ТАКИЕ?
|
Избранный президент федерации
В.В. Рубцов не скрывал того,
что хотел ее возглавить
|
В работе по созданию Федерации психологов
образования России приняли участие многие мэтры
от психологии, по крайней мере в президиуме
учредительной конференции сидели Ю.М.Забродин,
А.И.Подольский, Е.С.Романова, В.В.Рубцов.
Поддержало создание ассоциации и Министерство
образования России. Приветствуя участников
конференции, начальник отдела практической
психологии и охраны здоровья Минобразования
И.М.Каманов отметил, что при проведении реформы
образования необходимо деятельное участие
общественных организаций, и призвал членов
будущей федерации активно включиться в этот
процесс.
Необычно эмоциональным и даже пафосным было
выступление В.В.Рубцова (доктор психологических
наук, действительный член РАО, директор
Психологического института РАО), который начал
его словами «создание общественного сообщества
— большая честь и радость».
По мнению Виталия Владимировича, в системе
психологической службы есть «разрыв, который
образовался между наукой и практикой» и
федерация своей деятельностью должна
способствовать его ликвидации. Кроме того,
психологи образования, объединившись в
профессиональное сообщество, смогут наконец-то
ответить на вопрос: «Кто же мы такие? Слуги
практики или отвечаем за конкретные проблемы в
системе образования?»
Сделать это необходимо, поскольку в федеральной
программе развития образования участие
психологов почему-то официально не
предусмотрено. Отсюда не вполне ясна и их роль в
современной образовательной системе. Но,
объединившись в профессиональное сообщество,
психологи смогут заявить о себе, поскольку
(цитирую В.В. Рубцова) «64 тысяч штыков — уже
армия». Завидев такую армаду, Министерство
образования должно понять, что «практические
психологи — профессионалы, которые отвечают за
свои дела».
САПОЖНИК БЕЗ САПОГ
Декан факультета психологии Южно-Уральского
государственного университета Н.А. Батурин
выразил озабоченность дальнейшей судьбой
новоиспеченной федерации. По его мнению, для того
чтобы она «не умерла на следующий день после
регистрации, ее деятельность должна быть
интересна рядовым школьным психологам».
Для этого необходимо, прежде всего, наладить
широкое информирование специалистов о
деятельности федерации и ее региональных
отделений. Николай Алексеевич предложил ряд
конкретных направлений деятельности: оказание
психологам юридической и правовой помощи в
отстаивании своих прав, участие в аттестации и
присвоении квалификационных категорий,
организация помощи начинающим специалистам в
профессиональном совершенствовании (в том числе
— супервизия), а также организация и поддержка
всевозможный конкурсных мероприятий среди
психологов (такая форма очень популярна среди
американских коллег).
Оптимистичней был настроен зав. кафедрой
возрастной психологии МГУ А.И.Подольский,
который заявил, что не сомневается в
жизнеспособности ассоциации. Но для этого нужно
разобраться с уже имеющейся армией психологов.
Подготовка специалистов должна быть системной и
более осмысленной. Более того, недопустимо иметь
такое количество психологов, которое существует
сейчас в нашей стране. Их готовится слишком
много. Да и уровень психологической культуры
этих специалистов требует немедленного
повышения. «Психологом не может быть человек, не
видящий личность в другом человеке!» — считает
Андрей Ильич.
Кстати, в организации профессионального
сообщества помощь российским коллегам готовы
оказать члены Европейской ассоциации
практических психологов.
ПЛАТФОРМА, А НЕ КЛЕТКА
Наибольшее оживление у собравшихся вызвало
обсуждение устава общероссийской общественной
организации «Федерация психологов образования
России». Его представил Ю.М. Забродин (доктор
психологических наук, зав. кафедрой социальной
психологии МПГУ), который уверен, что в России уже
существует новое профессиональное и правовое
пространство, оптимальное для формирования
профессиональной гильдии психологов. И все
усилия этого сообщества должны быть
ориентированы на самоорганизацию
профессиональной деятельности специалистов. Для
упорядочения этой деятельности должен быть
создан профессиональный стандарт деятельности
практического психолога в области образования.
В целом же, считает Юрий Михайлович, деятельность
федерации должна быть помогающей: «Это должна
быть платформа, а не клетка!»
Непосредственное рассмотрение документа, с
которым делегаты познакомились только на
конференции, перешло в жаркие споры. Непонимание
возникло при обсуждении полномочий самой
федерации и ее региональных отделений, особенно
в сфере имущества и финансов. Здесь накал
страстей стал настолько высоким, что Ю.М.
Забродин вынужден был волевым решением прервать
дебаты и предложил принять проект устава за
основу с учетом его дальнейшей доработки.
Но с главным положением устава — определением
целей федерации — согласились все. Они таковы:
развитие практической психологии образования;
консолидация усилий психологов с целью
гуманизации образовательного пространства
России; эффективное приложение знаний и опыта
современной психологической науки к решению
задач современного образования; развитие службы
практической психологии образования как
системообразующего фактора модернизации
российского образования; содействие повышению
профессионального уровня и наиболее полной
реализации творческого потенциала психологов
образования России; содействие формированию
единого информационного пространства
психологов образования России; укрепление
профессионального статуса психолога
образования в обществе; защита его
профессиональных и социальных прав и интересов;
содействие повышению психологической культуры
населения.
О РУКОВОДСТВЕ
Затем были избран руководящий орган федерации
— президиум, а также ее президент и
исполнительный директор.
Президентом федерации стал В.В. Рубцов,
исполнительным директором — Е.И.Метелькова.
Президиум федерации был избран в следующем
составе: А.Г.Асмолов (Москва), Н.А.Батурин
(Челябинск), Е.Л.Верхорубова (Тула), Е.Н.Волкова
(Нижний Новгород), А.Н.Гусев (Москва), И.В.Дубровина
(Москва), П.Н.Ермаков (Ростов-на-Дону), Ю.М.Забродин
(Москва), В.А.Иванников (Москва), Т.Н.Клюева
(Самара), С.Л.Колосова (Сыктывкар), С.Б.Малых
(Москва), Е.И.Метелькова (Москва), В.А.Москвин
(Оренбург), А.И.Подольский (Москва), А.А.Реан
(Москва), Е.С.Романова (Москва), В.В.Рубцов (Москва),
В.В.Семикин (Санкт-Петербург), Б.И.Хасан
(Красноярск), Л.А.Цветкова (Санкт-Петербург),
В.Д.Шадриков (Москва).
Было решено, что для формирования единого
информационного пространства для психологов,
работающих в сфере образования, будет
выпускаться печатное ежеквартальное издание
«Вестник практического психолога образования»,
кроме этого будет открыт Интернет-портал: www.psiholog.org. Приветствуется
создание собственных информационных изданий в
местных и региональных отделениях.
Выступая с заключительной речью, президент
федерации В.В. Рубцов сказал: «Я хочу, чтобы нам
аплодировали!» И зал откликнулся на это
обращение с полным энтузиазмом. Можно только
надеяться, что со временем он не иссякнет, а,
наоборот, прибудет. Надежды на федерацию
возлагаются большие, и было бы хорошо, если бы они
оправдались. Пожелаем ей удачи!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|