Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

КТО? ЧТО? ГДЕ?

Карточная профконсультационная методика

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Цель. Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для клиента профессий. Она основана на создании консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с характеристиками выбранной профессии.
Условия проведения. «Профессьянс» рассчитан на индивидуальную работу с клиентом и занимает в среднем около часа. Методика предполагает определенную готовность клиента и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. Даже несмотря на то что на карточках имеются некоторые ответы-подсказки, от психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и развитые комбинаторные умения, и, наконец, свежая голова. При соблюдении этих условий данная методика может оказаться эффективным средством решения вопроса не только о конкретном профессиональном выборе, но и о перспективах своего личностного развития.
Методика включает 81 карточку, которые разбиты на три группы:
1) 27 карточек профессионально важных качеств (ПВК);
2) 27 карточек типичных трудовых действий;
3) 27 карточек типичных организаций (мест работы).
На отдельной карточке можно представить схему раскладывания данного «профессьянса» на столе. Предпочитаемый размер карточек: 6 х 9 см. Для удобства работы можно также приготовить три отдельных листа (примерно 9 х 12 см), на которых в виде перечней выписываются ПВК, трудовые действия и места работы. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в процессе корректировок и замен. Сами перечни по всем трем группам карточек, представленные ниже, позволят самостоятельно изготовить данную методику.
Процедура проведения методики может показаться слишком подробной и громоздкой. Но опыт показывает, что на деле она оказывается вполне простой и понятной для большинства учащихся 9–11-х классов. Столь подробное описание объясняется необычностью методики и необходимостью обратить внимание на отдельные нюансы работы.

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

1. На подготовительном этапе все карточки должны быть разложены по соответствующим группам, все красные текстовые обозначения должны быть вверху.
2. Клиенту (оптанту) предлагается примерно следующая инструкция: «Наша с вами задача — определить наиболее привлекательные профессии. Сначала с помощью карточек, обозначающих различные качества человека, вы построите «идеальный образ» такого работника, каким бы сами хотели стать в будущем. Затем выделите карточки с наиболее привлекательными для вас трудовыми действиями, а после — карточки с наиболее привлекательными местами работы.
После этого мы посмотрим, позволят ли вам выбранные действия и места работы стать тем, кем бы вы сами хотели. И, наконец, по выбранным карточкам попробуем определить профессии. В итоге мы постараемся разобраться: каким бы вы хотели стать (Кто?), какие действия хотели бы выполнять в процессе работы (Что?) и где хотели бы работать (Где?), что и позволит нам уточнить конкретную выбираемую профессию».

3. Далее клиент раскладывает карточки с профессионально важными качествами (ПВК), ориентируясь на то, каким бы он хотел стать в будущем. Схема раскладывания следующая.
а) Карточки выстраиваются в ранговый ряд по принципу: слева — наиболее привлекательные качества, справа — наименее привлекательные или отвергаемые. Чтобы не занимать много места на столе, этот ранговый ряд из 27 карточек раскладывается как бы в «три этажа»: верхний ряд — менее привлекательные карточки, средний — неопределенная привлекательность и нижний ряд — наиболее привлекательные. Опыт показывает, что консультируемые подростки прекрасно понимают, как раскладывать карточки. При этом в каких-то рядах может оказаться не по 9 карточек, а больше или меньше. Это не имеет принципиального значения, так как фактически это один ранговый ряд, лишь для удобства выстроенный в «три этажа».
б) Психолог проверяет обоснованность сделанных раскладов, используя уточняющие вопросы примерно следующего содержания: «Почему эти похожие карточки (например, «владение мимикой» и «красота») лежат так далеко друг от друга?» или «Что общего в этих, казалось бы, столь противоположных карточках (например, «здоровье» и «гуманность»), которые вы положили совсем радом?» и т.п.
Клиент может попытаться обосновать свои расклады и таким образом раскрыть некоторые «секреты» и стать более понятным для психолога-консультанта, а также порой и для самого себя.
Иногда вопросы психолога заставляют клиента корректировать свои выборы, и тогда, просто наблюдая за перекладыванием соответствующих карточек, психолог может видеть, что происходит в сознании клиента. При этом, чтобы уточнить, осуществляет ли клиент эти перекладывания осознанно, можно даже сказать: «А может, лучше эту карточку все-таки оставить на месте?..»
Бывает и так, что клиент занимает негибкую позицию, по принципу «положил карточку — отрезал», то есть никаких корректировок не делает, хотя психолог видит, что его выборы явно не обоснованы. Но здесь следует придерживаться важного правила: последнее слово — за клиентом. А психолог-профконсультант может с помощью своих вопросов лишь проверять расклады и заставлять задумываться самого клиента.
в) Клиент выбирает наиболее важные для себя 7–10 качеств (ПВК), которые и станут основой его «идеального образа себя» как будущего профессионала. Эти карточки для удобства дальнейшей работы откладываются (отодвигаются к верхней дальней части стола), а остальные на время убираются.
4. Клиент делает похожий расклад из карточек с различными трудовыми действиями.
а) Выстраивает их в «три этажа» по степени привлекательности для себя. Аналогично в ходе таких раскладов психолог-профконсультант задает уточняющие вопросы и позволяет клиенту лучше осознать свои выборы и подкорректировать их.
б) В итоге клиент отбирает только 5 действий, наиболее значимых для себя.
в) После этого психолог совместно с клиентом пытается определить, в какой степени отобранные трудовые действия позволят или не позволят развивать в себе уже отобранные ранее качества (ПВК). Для этого на карточках с качествами (см. рис. 1, верхний ряд цифр) выписаны номера карточек с теми трудовыми действиями, которые предполагают использование данного качества и способствуют его развитию. Например, берется карточка с действием под номером Ч-7 — «Работать с текстами» — и подсчитывается, сколько раз цифра 7 встречается на всех карточках с качествами.
Допустим, клиент отобрал всего 8 карточек с качествами, и на этих карточках цифра 7 встретилась всего три раза. На общем фоне этого обычно оказывается мало для того, чтобы данное действие (под номером 7) позволило бы реализовать и развить большинство привлекательных для клиента качеств. То есть это действие скорее всего не позволит клиенту стать таким, каким бы он хотел. В этом случае карточка с действием также может быть заменена на другое действие и новый выбор так же соотнесен с качествами. Если же данное действие встречается на большинстве карточек с качествами, то степень соответствия высокая.
Иногда клиент бывает не согласен с ответами-подсказками на карточках с качествами. В этом случае не следует его сразу переубеждать, а лучше выслушать его аргументы и, если они разумны, согласиться с ними. Чем больше клиент будет чувствовать, что сам принимает участие в рассуждениях и выборах, тем лучше — это один из верных признаков полноценной профконсультации. Тем более что и выписанные на карточках ответы-подсказки очень приблизительны, предназначены лишь для начала разговора (для «затравки», для провоцирования совместных с клиентом рассуждений).
5. Аналогично тому, как отбирались карточки с трудовыми действиями, отбираются 5 карточек с наиболее привлекательными местами работы. И так же отобранные карточки соотносятся с выбранными карточками с качествами (ПВК). Для этого на карточках с ПВК, на обратной стороне, выписаны номера тех карточек с местами работы, где эти качества могут пригодиться и развиваться (см. рис. 1, обратная сторона, вторая строчка сверху).
6. После того как были отобраны 5 наиболее привлекательных трудовых действий и 5 наиболее привлекательных мест работы, определяются соответствующие профессии. Из этих карточек составляются «молекулы профессии», и делается это примерно следующим образом.
Все 10 отобранных карточек (5 + 5 = 10) выкладываются на столе. Далее эти карточки группируются по сходству. Причем делает все это сам клиент, психолог может лишь что-то подсказать. Критерии для сходства могут быть самые различные — это в дальнейшем можно специально обсудить. И тем не менее понятно, что такие карточки, как «Обслуживать посетителей», «Преподавать», «Играть на сцене», «Учебное заведение», более близки, чем карточки «Ремонтировать, настраивать», «Делать чертежи», «Обрабатывать с помощью механизмов», «Промышленное предприятие», «Служба быта»... Кроме того, сами карточки на столе также располагаются по степени близости.
Может оказаться, что одна карточка попадает в разные группы. Например, карточка «Руководить» может быть отнесена и к первой, и ко второй из представленных выше групп. Некоторые карточки вообще не соотнесены ни с какими группами. Так или иначе, в ходе подобных перегруппировок постепенно образуются своеобразные «молекулы профессий» из сходных карточек. На рис. 3 приводится пример составления «молекулы профессий».
7. Остается совместно угадать эти профессии. При этом одна молекула может быть соотнесена с разными профессиями. Эти варианты выписываются на листочке и отдельно обсуждаются.
а) Учитывается, сколько карточек соотносятся с данной профессией.
б) Можно обсудить наиболее привлекательные действия и места работы, соотносимые с разными профессиями. Поговорить о сомнениях клиента относительно того, сможет ли он эти действия успешно выполнять и сможет ли работать в тех или иных организациях.
в) Естественно, учитывается и общее отношение к данным профессиям клиента, ведь даже если по всем раскладам какая-то профессия вырисовывается, а у клиента к ней откровенное отвращение, то это не является правильным выбором. Но все-таки это может стать информацией для размышлений: почему же эта профессия нежелательна.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор факультета психологии
МГУ им. М. В. Ломоносова

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ (К)

Цифрами в первом ряду обозначены номера соответствующих данному качеству трудовых действий (что делать — Ч), а во втором ряду — номера соответствующих мест работы (где работать — Г).

К-1. Специальные знания — хорошая ориентировка в конкретной области, в «своем» деле

1. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 13. 19. 23. 24. 27
1. 2. 8. 9. 13. 15. 16. 18. 21. 27

К-2. Общая эрудиция — умение ориентироваться в различных вопросах и областях знания

1. 3. 4. 5. 9. 10. 12. 21
3. 6. 7. 10. 16. 17. 27

К-3. Творческое воображение, интуиция

1. 4. 5. 7. 9. 11. 12. 13. 19. 21
3. 6. 7. 16. 17

К-4. Жизненный опыт, мудрость

2. 3. 4. 5. 9. 10. 14. 20. 21. 23. 25
1. 2. 3. 5. 10. 11. 12. 14. 17. 18. 19. 24. 26. 27

К-5. Умение общаться: обаяние, воспитанность, находчивость

2. 4. 5. 8. 10. 11. 21. 23. 25. 26
1. 2. 3. 4. 6. 7. 14. 17. 18. 19. 22. 24. 26. 27

К-6. Гуманность, доброта, бескорыстность

2. 4. 5. 9. 10. 11. 21. 22. 23
1. 6. 7. 12. 13. 14. 17. 18. 19. 27

К-7. Активность, инициативность, предприимчивость

4. 5. 8. 14. 19. 20. 25
2. 11. 14. 19. 24. 26

К-8. Воля, смелость, принципиальность

4. 5. 8. 9. 12. 18. 20. 24
1. 2. 3. 4. 7. 11. 18. 19. 21. 22. 25. 27

К-9. Самокритичность — умение признаваться в собственных ошибках

2. 4. 5. 9. 11. 12. 13. 21
1. 2. 3. 10. 14. 16. 17. 19. 21. 25. 27

К-10. Достоинство и честь, порядочность, репутация

2. 4. 5. 9. 11. 18. 20. 23. 24
1. 2. 3. 12. 14. 17. 18. 19. 20. 21. 25. 26. 27

К-11. Уравновешенность — способность сдерживать себя и не впадать в отчаяние

1. 2. 4. 5. 6. 7. 10. 14. 15. 16. 17. 19. 21. 22. 23. 24. 27
1. 8. 12. 14. 15. 17. 19. 21. 23. 24. 26. 27

К-12. Оптимизм, чувство юмора

2. 4. 9. 10. 11. 12. 21. 23. 25
1. 3. 7. 16. 17. 19. 26

К-13. Логичность, строгость мышления

1. 3. 5. 6. 7. 12. 15. 17. 19. 20. 24. 27
1. 2. 4. 9. 15. 16. 18. 19. 20. 25

К-14. Умение сосредоточиваться на конкретном деле

1. 3. 5. 6. 12. 15. 16. 17. 19. 23. 24. 27
8. 9. 10. 15. 16. 18. 21. 23. 24

К-15. Умение переключать внимание, быстро улавливать изменения в ситуации

2. 4. 5. 7. 8. 11. 12. 14. 15. 17. 19. 20. 21. 23. 24. 27
2. 3. 4. 9. 12. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 21. 24. 26

К-16. Хорошая память

1. 3. 4. 5. 7. 10. 11. 16. 17. 19. 21. 23. 24. 25. 26. 27
1. 2. 3. 6. 7. 8. 10. 11. 13. 14. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 24. 26. 27

К-17. Умение оперативно искать информацию — через Интернет, пользоваться записными книжками, картотеками, каталогами, справочниками

1. 3. 4. 5. 9. 12. 15. 19. 23. 24. 25
1. 2. 3. 6. 8. 10. 11. 15. 16

К-18. Владение мимикой, позами, жестами — умение выглядеть изящно, привлекательно и убедительно

2. 4. 5. 10. 11. 20. 21. 22. 23
1. 3. 7. 13. 17. 26. 27

К-19. Владение телом — ловкость, координация движений

2. 4. 8. 11. 14. 18. 20
3. 7. 11. 18. 19. 21. 22. 25

К-20. «Золотые руки» — отличная координация кистей и пальцев рук, умение делать все быстро и качественно

6. 7. 13. 16. 17. 19. 27
8. 9. 12. 20

К-21. Физическая сила

2. 8. 16. 18. 20. 22
4. 5. 7. 11. 13. 14. 17. 18. 19. 20. 22. 24. 25

К-22. Внешние достоинства, красота

2. 4. 10. 11. 21. 23. 26
1. 3. 7. 25. 26. 27

К-23. Здоровье — отличная работа различных систем организма

2. 8. 11. 14. 15. 18. 20. 22. 25. 26
4. 5. 7. 11. 13. 18. 19. 21. 22. 24. 25. 26

К-24. Выносливость и работоспособность — умение работать с постоянными нагрузками, надолго мобилизовывать свои силы

2. 4. 5. 7. 8. 9. 11. 14. 17. 18. 20. 25. 26. 27
2. 3. 4. 5. 7. 11. 13. 14. 17. 18. 19. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27

К-25. Хорошая реакция

2. 8. 14. 17. 18. 20. 22. 24
4. 5. 6. 7. 9. 12. 15. 17. 18. 19. 20. 21. 23. 24. 25. 26

К-26. Владение голосом: интонациями, тембром, высотой, силой

2. 4. 5. 8. 10. 11. 21
1. 3. 7. 14. 17. 18. 19. 27

К-27. Развитые органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожно-мышечная чувствительность, вестибулярный аппарат, чувство времени

6. 8. 14. 20
13. 18. 19. 21. 23. 24. 25

 

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Что делать (Ч)

Ч-1. Работать с текстами. Много читать, писать, печатать, редактировать, корректировать
Ч-2. Обслуживать посетителей. Торговать, давать справки, оказывать услуги
Ч-3. Составлять планы, программы. Обрабатывать информацию, вести расчеты
Ч-4. Преподавать, выступать перед аудиторией. Обучать, воспитывать, читать лекции
Ч-5. Руководить, организовывать взаимодействие. Командовать, контролировать, налаживать деловые связи
Ч-6. Ремонтировать, настраивать, регулировать. Готовить технику и оборудование; ремонтировать помещения
Ч-7. Делать чертежи, конструировать
Ч-8. Сооружать что-либо. Возводить объекты; собирать, монтировать крупные блоки
Ч-9. Постоянно работать над собой. Непрерывное образование и самообразование; тренировки, репетиции
Ч-10. Беседовать с людьми (клиентами, пациентами, посетителями). Консультировать, помогать решать трудные вопросы
Ч-11. Играть на сцене, в кино, выступать в концертном зале, по радио, на телевидении. Быть профессиональным артистом
Ч-12. Творить, создавать новое, изобретать. Отстаивать новые идеи, доказывать свою правоту невеждам
Ч-13. Художественно оформлять что-либо, создавать уют
Ч-14. Управлять транспортным средством
Ч-15. Преобразовывать вещества (с помощью температуры, в химико-биологических и кулинарных процессах)
Ч-16. Обрабатывать объекты и материалы вручную (использовать простые ручные приспособления)
Ч-17. Обрабатывать что-либо с помощью механизмов. Управлять станком, технологической установкой, автоматической линией
Ч-18. Демонстрировать силу и ловкость. Танцы, акробатика, спортивные соревнования
Ч-19. Исследовать, изучать, экспериментировать
Ч-20. Быстро ориентироваться (соображать) в ситуациях стресса и риска
Ч-21. Воспитывать, обучать детей
Ч-22. Ухаживать за животными и растениями
Ч-23. Лечить, предупреждать болезни
Ч-24. Оценивать, контролировать, ставить диагноз
Ч-25. Много двигаться, разъезжать. Командировки, путешествия, экспедиции, длительные обходы больших территорий
Ч-26. Обслуживать помещения и объекты. Следить за порядком
Ч-27. Выполнять высокоточную и ответственную работу. Хирургические операции, реставрация шедевров культуры, ювелирные работы, обработка дорогих деталей

 

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК ВОЗМОЖНЫХ МЕСТ РАБОТЫ
Где работать (Г)

Г-1. Медицинские и дошкольные учреждения. Больницы, поликлиники, санатории, служба «скорой помощи», аптеки, роддома, ясли, детсады
Г-2. Управленческая и общественная организация. Министерство, заводоуправление, профсоюзная и др. работа
Г-3. Кино-, теле-, радиостудия; редакция, типография
Г-4. Строительная организация; шахта, карьер
Г-5. Поле, сад, огород, ферма (сельскохозяйственные работы)
Г-6. Культурный центр: клуб, центр досуга, библиотека, кинотеатр
Г-7. Театр, концертный зал, цирк
Г-8. Музей, выставочный зал
Г-9. Промышленное предприятие. Завод, фабрика, НПО, ТЭЦ, ГРЭС, АЭС
Г-10. Работа дома. Домашний кабинет, мастерская, лаборатория; приусадебный участок, кухня
Г-11. Дальняя экспедиция: геологическая, археологическая, био-, метеостанция; буровая вышка, пастбище
Г-12. Служба быта. Фотоателье, парикмахерская, пошивочное ателье, металлоремонт, ремонт часов и аппаратуры
Г-13. Заповедник, зоопарк, лесное хозяйство, парк
Г-14. Торговая организация. Магазин, универмаг, кафе, столовая, рынок
Г-15. Почта, сберегательный банк, финансовый отдел, налоговая служба
Г-16. Научная, проектно-конструкторская организация. НИИ, КБ, проектный институт
Г-17. Учебное заведение. Школа, СПТУ, училище, техникум, колледж, вуз
Г-18. Правоохранительные органы, государственная безопасность. Милиция, пожарная охрана, спасательные службы
Г-19. Армия и военный флот
Г-20. Жилищно-коммунальныые службы (озеленение, уборка улиц, горгаз, водопровод, ремонтные службы)
Г-21. Гражданская авиация и вспомогательные службы. Экипажи самолетов, аэродромы, аэровокзалы
Г-22. Морской и речной флот. Суда, порты, пристани, верфи
Г-23. Железнодорожный транспорт, метро. Поезда, вокзалы, товарные станции, служба пути, депо
Г-24. Автодорожный транспорт. Автомобили, трамваи и троллейбусы; гаражи, автобазы, автовокзалы
Г-25. Спортивные организации и клубы. Стадионы, дворцы спорта, ипподромы, спортивные базы, бассейны
Г-26. «Высокий сервис». Гостиницы, рестораны, обслуживание круизов, турбизнес, досуговые центры и клубы
Г-27. Культовое, религиозное учреждение. Храм, монастырь, духовная академия, семинария

 

 

К-24
ВЫНОСЛИВОСТЬ
И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Умение работать
с постоянными нагрузками,
надолго мобилизовывать
свои силы
2. 4. 5. 7. 8. 9. 11. 14. 17.
18. 20. 25. 26. 27
2. 3. 4. 5. 7. 11. 13. 14. 17.
18. 19. 21. 22. 23. 24. 25.
26. 27
Рис. 1.
Пример карточки с профессионально
важными качествами — ПВК (К)

Разлиновка и номер карточки — красным цветом. Цифры первого (верхнего) ряда, обозначающие номера карточек с действиями (Ч), выделяются зеленым цветом, а цифры второго (нижнего) ряда, обозначающие карточки мест работы (Г), — синим (или голубым) цветом.
Размер карточек — 6 х 9 см.

А Б
Ч-14
УПРАВЛЯТЬ
ТРАНСПОРТНЫМ
СРЕДСТВОМ
Г-10
РАБОТА ДОМА
Домашний кабинет,
мастерская,
лаборатория,
приусадебный
участок
Рис. 2.
Пример карточек
А. Трудовых действий — Что делать?(Ч)
Б. Мест работы — Где работать? (Г)

Размер карточек — 6 х 9 см. Линии и номера на карточках «Ч» можно обозначить зеленым цветом, а на карточках «Г» — синим
(или голубым) цветом.

Рис. 3. Пример составления из карточек «молекул профессий»

Рис. 3.
Пример составления из карточек
«молекул профессий»

А — профессии, связанные с инженерно-конструкторской деятельностью, определяемые карточками: «работать с текстами» (Ч-1), «составлять планы, программы» (Ч-3), «делать чертежи, конструировать» (Ч-7), «работа дома» (Г-10), «научные организации» (Г-16), «исследовать, экспериментировать» (Ч-19).
Б — инженерно-эксплуатационные профессии, связанные с механикой, а также рабочие профессии, близкие к автослесарю и автосборщику, определяемые карточками: «ремонтировать, настраивать» (Ч-6), «исследовать, экспериментировать» (Ч-19), «промышленное предприятие» (Г-9), «автодорожный транспорт» (Г-24), «высокий сервис» (Г-26).

Знаки «?» означают некоторую неуверенность клиента в том, что он сможет выполнять данные действия и работать в данных организациях. В рассматриваемом случае в профессиях группы «А» на 6 карточек — два вопроса, а в группе «Б» — ни одного сомнения. Хотя в целом варианты равноценны.