МИФЫ И РИФЫ
Размышления о работе психолога с родителями
Присутствие психолога в
школе стало привычным как для преподавателей и
учащихся, так и для родителей. Сфера его
деятельности расширяется, охватывая не только
диагностическую и коррекционную работу, но и
работу развивающего, профилактического
характера. Психологи все чаще используют
фронтальные развивающие занятия, что важно, так
как из их поля зрения не выпадают в целом
благополучные дети.
Работа профилактического характера с родителями
учащихся также становится все более
востребованной и школой, и самими родителями.
Речь идет не столько о психологических
консультациях по поводу уже имеющихся проблем
(это обычное дело), сколько о повышении
психологической компетентности родителей,
поиске и обозначении психологических ресурсов,
которыми они могут воспользоваться в процессе
взаимодействия с детьми. Если такая работа
проводится регулярно, носит систематический
характер, то она может внести заметный вклад в
согласование представлений, позиций родителей и
педагогов как субъектов образовательного
пространства.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ
Тематические выступления психолога на
родительском собрании являются интересной
формой профилактической и развивающей работы с
родителями. Выступление может быть коротким и
являться частью общего собрания, а может стать
содержанием отдельной встречи, на которую
родители придут специально. В любом случае с
точки зрения налаживания конструктивного
взаимодействия это полезно.
Конечно, не стоит думать, что тематическое
выступление на родительском собрании — это
очень просто и легко. Если психолог хочет, чтобы
взаимодействие с родителями принесло реальную
пользу, то важно строить его на основе
субъект-субъектных отношений. Психолог может
способствовать развитию психологической
культуры родителей, если удержится на позиции
доброжелательного отношения к ним, уважения к их
родительскому опыту.
Многие психологи, особенно начинающие, могут
испытывать высокий уровень напряженности и
тревоги, когда оказываются перед необходимостью
участия в родительском собрании, а также когда
анализируют результаты своей встречи с
родителями.
Мне представляется, что в ситуации
неопределенности у неопытного психолога могут
актуализироваться представления
иррационального характера, своеобразная
мифология, связанная с профессиональной
деятельностью. Мифы, как известно, отличаются от
реальности и могут поддерживать и усиливать
тревогу, неуверенность. Попробуем во всем этом
разобраться.
В РОЛИ ПЕРЕВОДЧИКА
Миф
· Родители знают достаточно много, и
вряд ли я смогу рассказать им что-то новое.
Реальность
Психологические знания со временем
ассимилируются с обыденными представлениями,
имеющимися у психолога, — это естественный
процесс профессионального становления
психолога как специалиста. Однако это не значит,
что знания родителей, имеющих опыт общения с
детьми, наблюдения за ходом их развития и даже
интересующихся психологической литературой,
носят целостный и систематизированный характер.
Психолог лучше разбирается в возрастной
психологии хотя бы в силу того, что
систематически осваивает эти знания.
Многие причинно-следственные связи не очевидны
для людей, профессионально не занимающихся
психологией. Когда психолог обращает на них
внимание родителей, это позволяет им по-новому
взглянуть на развитие своего ребенка, на
отношения с ним и способствует изменению
взаимодействия с детьми в более конструктивную
сторону.
В психологии накоплен богатый материал о
психологических закономерностях, описаны и
проанализированы различные психологические
феномены. Это источник полезных знаний для людей.
Психолог, занимающийся практической
деятельностью, во многом является переводчиком
этих знаний с научного языка, доступного
немногим, на язык человеческий, понятный тем, кто
не является специалистом в области психологии.
Кроме того, опираясь на данные психологической
диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с
учащимися, психолог может поделиться с
родителями своими профессиональными выводами о
тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях
развития детей на данном этапе их жизни, а также
выделить наиболее актуальные для родителей
конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.
Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у
родителей, а добавить в них дополнительные грани,
акцентировать внимание на наиболее важных
аспектах, создать возможность для восприятия
фактов с разных точек зрения. Важно, чтобы
произошла встреча родительского жизненного
опыта и психологических знаний. Встреча не как
противостояние, противодействие, а как диалог и
возникновение контакта.
Таким образом, психолог обладает большим
диапазоном возможностей привнести нечто новое,
полезное для родителей, конструктивное для
развития, воспитания детей и взаимодействия с
ними.
ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ЧАСТЬ
Миф
· У другого психолога (более
опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось,
все родители были бы заинтересованы темой,
довольны собранием, хотели бы встречаться с
психологом снова и снова.
Реальность
Безусловно, опыт практической работы, уровень
сформированности коммуникативных умений,
наличие навыка публичных выступлений, наконец,
личностные особенности играют свою роль, когда
психолог вступает в контакт с группой родителей.
В то же время каждому психологу приходится
сталкиваться с недоверием, напряженностью,
невысокой мотивацией, сопротивлением родителей,
когда их ставят перед необходимостью слушать и
воспринимать выступление психолога.
Когда речь идет о взаимодействии,
ответственность за его результаты
распределяется между участниками. Пусть даже она
в большей степени лежит на психологе, но все-таки
не целиком. Об этом важно помнить и отдавать себе
отчет в том, какую часть ответственности реально
может и готов взять на себя психолог.
Психолог может взять на себя
ответственность за то, чтобы тематическое
сообщение было интересным и актуальным для
родителей, за то, чтобы материал излагался
доступно, за то, чтобы его собственное поведение
соответствовало позиции уважительного,
доброжелательного отношения к родителям, за то,
наконец, чтобы присутствовать на родительском
собрании, если имеется договоренность с классным
руководителем, родителями об этом.
Психолог не может отвечать за то, что не
все родители проявят большую заинтересованность
в обсуждении той или иной темы, что не все уйдут,
переполненные чувством благодарности и
глубокого удовлетворения от встречи с
психологом, что не все родители проявят
готовность и желание встречаться с психологом в
формате родительских собраний систематически.
И в этом смысле вряд ли стоит брать на себя задачи
такого рода, а когда они не решаются в полном
объеме, сетовать и укорять себя: «У другого
психолога все бы получилось». Это миф, а
реальность такова, что, если часть родителей
проявит интерес, найдет что-то полезное для себя
в обсуждаемой теме, захочет и сможет еще раз
прийти на встречу с психологом (на собрание или
индивидуально), — это хороший результат
использования такой формы работы, как
родительское собрание.
Опасность ожидания от всех родителей полной
удовлетворенности заключается еще и в том, что
можно отойти от позиции равноправного
взаимодействия и пойти по пути пристройки
«снизу», начать искать расположенности
родителей путем заискивания перед ними.
Другой вариант — психолог занимает позицию
всезнающего эксперта: «Я отвечу на все ваши
вопросы, я знаю, как надо, и вам об этом расскажу».
К сожалению ни одно из отступлений от позиции
уважительных, доброжелательных, равноправных
отношений с родителями не способствует
формированию стабильного, долговременного
интереса со стороны родителей к сотрудничеству
со школьным психологом.
ЭКСПЕРТИЗА НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ?
Миф
· Если я не смогу ответить на все
вопросы родителей, они решат, что я недостаточно
компетентный психолог.
Реальность
Трудно найти психолога, который знает ответы на
все вопросы, а если таковые и встречаются, то
возникает вполне закономерный вопрос: какие
собственные внутриличностные задачи они решают,
надувая щеки и морща лоб?
В психологии еще много белых пятен, и поэтому
психолог может чего-то не знать в силу того, что
достоверно это пока не известно никому. Кроме
того, есть вещи, о которых он сам пока не
задумывался, с которыми не встречался. И это
вполне естественно.
Если воспринимать вопросы, которые возникают у
родителей, не как экспертизу на профпригодность,
а как ориентир для дальнейшего развития, то сама
ситуация собрания — это ситуация взаимного
обмена. Психолог не только дает полезную
информацию, пищу для размышления, но и получает
ориентиры для своего профессионального
развития.
С нашей точки зрения, психолог имеет право
сказать родителям, что не знает точного ответа на
их вопрос, и предложить поразмышлять вместе
(особенно уместно это по отношению к вопросам
сложным, неоднозначным, не имеющим четких
вариантов ответа в психологии). Психолог имеет
право сообщить родителям, что он не готов дать
ответ на вопрос в данный момент, но к следующей
встрече просмотрит необходимую литературу,
обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это
нисколько не умаляет квалификации психолога, а
скорее свидетельствует о его серьезном
профессиональном подходе к обсуждаемой теме.
Осмысление сложностей и затруднений, с которыми
можно встретиться на родительском собрании,
внимание к собственным опасениям, беспокойству,
тревоге — важная часть профессиональной
деятельности школьного психолога. Поняв, сколько
у имеющихся опасений реальных оснований, а
сколько мифов, проанализировав свои ожидания и
проверив их на предмет адекватности и
реалистичности, психолог может обрести большую
уверенность и спокойствие на предстоящей
встрече с родителями.
Неля ПИЛИПКО,
психолог-консультант
|