НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК
В.Н. Костяева
М.: Айрис-пресс,
2004
Книгой «Нестандартный
ребенок» Владимира Леви зачитывались несколько
поколений родителей — почти как доктором Споком.
И надо было обладать немалой смелостью, чтобы
десятилетия спустя издать новую книгу под тем же
названием. Автор, чья известность ни в малой мере
не сравнима с всенародной популярностью Леви,
либо рассчитывала на аудиторию, незнакомую с
классикой жанра, либо намеревалась превзойти
успех признанного бестселлера.
В первом случае ей можно было бы посоветовать
писать подоходчивей, с учетом уровня мало
читающей публики, во втором — быть чуточку
поскромнее, потому что до уровня бестселлера
книга явно не дотягивает. Наверное, и сравнивать
эти две вещи не стоило (очень уж они разные!), но
автор и издатели сами спровоцировали такое
сравнение. В ином случае мы бы просто получили
еще одну книгу о детских проблемах, по-своему
даже небезынтересную.
Под нестандартным ребенком автор понимает
ребенка, в общем-то, нормального, здорового, но
проблемного — точнее, испытывающего трудности в
общении и из-за этого занимающего положение
«белой вороны» в детском сообществе. Говоря на
психологическом арго, книга посвящена
дезадаптации ребенка в коллективе.
По мнению В.Н. Костяевой, такая дезадаптация
является следствием принадлежности ребенка к
тому или иному типу темперамента (что, кстати,
само по себе предусматривает некоторую
типичность, или стандартность). Подробно, с
опорой на конкретные жизненные примеры описывая
разные типы темперамента и порождаемые ими
проблемы, автор также формулирует некоторые
психологические рекомендации по смягчению этих
проблем, рассказывает о методах выявления «белых
ворон» (словно это само собой не бросается в
глаза) и приемах работы с ними.
Психологам все это было бы довольно интересно.
Вот только книга адресована не им. Подобно автору
одноименного бестселлера, В.Н. Костяева
обращается к родителям, советуя им... как
проводить социометрическое обследование,
интерпретировать рисунок несуществующего
животного и т.д., и т.п. Хочется надеяться, что
родители этим заниматься все-таки не станут. Ну а
психологи? Им какие-то идеи, высказанные в книге,
покажутся банальными, иные — довольно спорными.
Например, стоит ли противопоставлять
жизнерадостного сангвиника, якобы неизменно
занимающего звездные позиции в детском
сообществе, обидчивому меланхолику, обреченному
на статус изгоя? Так ли все однозначно? Да и потом,
любой психолог согласится, что традиционная
типология темпераментов слишком обобщенна,
чтобы на ее основе строить гипотезы о положении
конкретного ребенка в кругу сверстников. Ведь
«чистый» меланхолик (равно как и холерик,
сангвиник...) — такая же редкость, как альбинос. К
тому же он может быть не лишен своеобразного
обаяния и по-своему заслуживать признания
сверстников.
Так или иначе, если вас спросят: «Кто автор книги
«Нестандартный ребенок?» — смело отвечайте:
«Леви». Этот ответ был верен много лет, и
появление новой книги под тем же названием вряд
ли его изменит.
Сергей СТЕПАНОВ
|