Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК

В.Н. Костяева
М.: Айрис-пресс,
2004

Книгой «Нестандартный ребенок» Владимира Леви зачитывались несколько поколений родителей — почти как доктором Споком. И надо было обладать немалой смелостью, чтобы десятилетия спустя издать новую книгу под тем же названием. Автор, чья известность ни в малой мере не сравнима с всенародной популярностью Леви, либо рассчитывала на аудиторию, незнакомую с классикой жанра, либо намеревалась превзойти успех признанного бестселлера.
В первом случае ей можно было бы посоветовать писать подоходчивей, с учетом уровня мало читающей публики, во втором — быть чуточку поскромнее, потому что до уровня бестселлера книга явно не дотягивает. Наверное, и сравнивать эти две вещи не стоило (очень уж они разные!), но автор и издатели сами спровоцировали такое сравнение. В ином случае мы бы просто получили еще одну книгу о детских проблемах, по-своему даже небезынтересную.
Под нестандартным ребенком автор понимает ребенка, в общем-то, нормального, здорового, но проблемного — точнее, испытывающего трудности в общении и из-за этого занимающего положение «белой вороны» в детском сообществе. Говоря на психологическом арго, книга посвящена дезадаптации ребенка в коллективе.
По мнению В.Н. Костяевой, такая дезадаптация является следствием принадлежности ребенка к тому или иному типу темперамента (что, кстати, само по себе предусматривает некоторую типичность, или стандартность). Подробно, с опорой на конкретные жизненные примеры описывая разные типы темперамента и порождаемые ими проблемы, автор также формулирует некоторые психологические рекомендации по смягчению этих проблем, рассказывает о методах выявления «белых ворон» (словно это само собой не бросается в глаза) и приемах работы с ними.
Психологам все это было бы довольно интересно. Вот только книга адресована не им. Подобно автору одноименного бестселлера, В.Н. Костяева обращается к родителям, советуя им... как проводить социометрическое обследование, интерпретировать рисунок несуществующего животного и т.д., и т.п. Хочется надеяться, что родители этим заниматься все-таки не станут. Ну а психологи? Им какие-то идеи, высказанные в книге, покажутся банальными, иные — довольно спорными.
Например, стоит ли противопоставлять жизнерадостного сангвиника, якобы неизменно занимающего звездные позиции в детском сообществе, обидчивому меланхолику, обреченному на статус изгоя? Так ли все однозначно? Да и потом, любой психолог согласится, что традиционная типология темпераментов слишком обобщенна, чтобы на ее основе строить гипотезы о положении конкретного ребенка в кругу сверстников. Ведь «чистый» меланхолик (равно как и холерик, сангвиник...) — такая же редкость, как альбинос. К тому же он может быть не лишен своеобразного обаяния и по-своему заслуживать признания сверстников.
Так или иначе, если вас спросят: «Кто автор книги «Нестандартный ребенок?» — смело отвечайте: «Леви». Этот ответ был верен много лет, и появление новой книги под тем же названием вряд ли его изменит.

Сергей СТЕПАНОВ