ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
Учебное пособие
Л.А. Григорович
М.: Гардарики, 2003
Вариативность
образования, за которую так ратовали психологи,
похоже, коснулась и самих психологов. В последнее
время по психологии написано столько учебных
пособий, что порой бывает трудно остановиться на
каком-то одном и рекомендовать его в качестве
основного для студентов.
В частности, по педагогической психологии только
в прошлом году вышло как минимум три учебника —
Т.В.Габай, Р.Л.Хона (о них рассказывалось на
страницах нашего еженедельника) и вот теперь
Л.А.Григорович. Кроме того, не так давно были
переизданы учебники с аналогичным названием
Н.Ф.Талызиной, И.А.Зимней, В.А.Якунина. Какому из
перечисленных отдать предпочтение и на каком
основании? Причем все вышеназванные учебники
настолько отличаются друг от друга, что о
педагогической психологии создается
впечатление как о науке весьма неопределенной и
находящейся в стадии становления.
Такое мнение верно лишь отчасти. Психологи
действительно так и не договорились о том, что же
считать предметом психологии, однако на самом
деле они нередко говорят об одних и тех же
явлениях и закономерностях, но каждый по-своему.
Данный учебник по педагогической психологии
также имеет свое лицо.
Во-первых, обращает на себя внимание желание
автора максимально полно представить содержание
педагогической психологии. В учебнике дается
общая характеристика педагогической психологии,
ее предмета, задач и методов; анализируется
образовательный процесс в школе и вузе;
описывается учебная деятельность. Хочется особо
отметить, что в учебнике приводятся
психологические особенности не только обучения,
но и воспитания.
Во-вторых, педагогическая психология
рассматривается автором как наука, которая не
сводится к сумме фактов и перечню имен,
оставивших в ней след, а имеет свою теорию и
методологию.
В-третьих, автор дает характеристику
современного состояния педагогической
психологии и ссылается на издания последних лет.
В целом данное издание можно назвать
фундаментальным, и по его прочтении складывается
адекватное представление о педагогической
психологии как самостоятельной области
психологии, имеющей значение для практики
образования. Однако эта фундаментальность имеет
и оборотную сторону — предназначенный для
будущих психологов, учебник предполагает
известную подготовленность и потому, по сути
дела, рассчитан на знакомых с психологией
читателей.
Кроме того, автору не удалось избежать одного из
типичных недостатков учебников по психологии —
историко-психологического описания развития
науки.
Эта серьезная книга по психологии найдет своего
читателя, которым, скорее всего, станет не
практикующий психолог, а теоретик, занятый
разработкой психолого-педагогических основ
образования. В то же время и школьный психолог не
пожалеет, если поставит ее к себе на полку, так
как и у него наверняка возникнут вопросы
теоретического характера (например, что такое
психологический анализ урока), обоснованные
ответы на которые содержатся в данном учебном
пособии.
Марина СТЕПАНОВА
|