ДЕРЕВЬЯ-ХАРАКТЕРЫ
ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА
«Сказка о
Деревьях-Характерах» вначале использовалась
только в работе с младшими школьниками — она,
собственно, и написана была для них. Но оказалось,
что сказка интересна и старшеклассникам, и даже
взрослым людям. Возможно, это связано с тем, что
она носит медитативный характер. Построенное на
основе этой сказки упражнение, которое описано
ниже, можно использовать в рамках как
сказкотерапевтического тренинга, так и других
видов тренингов, в процессе которых
естественными являются методики арт-терапии и
образной терапии. Ведущий должен владеть
техниками визуализации и соблюдать правила
психологической безопасности. Во время первого
этапа упражнения звучит релаксационная музыка.
I ЭТАП
Участники сидят в кругу.
Ведущий. Сядьте поудобней. Глаза можно
закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас
только представлять все, о чем я сейчас буду
говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие
картинки, а я расскажу вам сказку...
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см.
Приложение). Когда сказка завершается, ведущий
просит участников группы использовать свое
воображение и — раз уж в волшебный лес попасть
нельзя! — самим представить и изобразить, как
может выглядеть их персональное Дерево-Характер.
Рисовать можно карандашами или фломастерами,
однако краски предпочтительней. Необходимо
позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и
краски уже лежали на столах, за которыми
участники группы будут рисовать, покинув круг.
Время на рисование — не меньше двадцати минут. За
три-четыре минуты до завершения отведенного
времени ведущий объявляет:
Изображение вашего Дерева-Характера уже почти
завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая
просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего
Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом,
скажем — в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то
уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или
между корней вашего Дерева-Характера? Наверное,
это могут быть птицы или звери, но вполне
возможно, что это окажется совсем необычное
существо. Может статься, их будет несколько.
Добавьте к своему рисунку изображение того или
тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому
существу или этим существам.
Спустя несколько минут ведущий просит тех
участников, кто уже закончил рисование,
вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное
заполнение круга людьми информирует излишне
увлеченных «художников» о необходимости
завершения рисования.
II ЭТАП
Ведущий. Посмотрите на рисунки
других участников и выберите тот, который, как
вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем
вы видите сходство. Прошу вас не пытаться
интерпретировать чужие рисунки или ставить
какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте
выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете
дать комментарии к своему рисунку.
Участники сообщают о своих выборах и коротко их
поясняют. У них также есть возможность задать
друг другу вопросы относительно каких-то деталей
изображения, уточнить, правильно ли понят образ
на рисунке. У каждого есть право не отвечать на
вопросы. Участники (те, кто захочет) комментируют
свои рисунки и рассказывают об ощущениях,
возникших по ходу выполнения этапов упражнения
— во время слушания сказки и во время рисования.
Чрезвычайно интересны пояснения, которые
участники будут делать по поводу существ,
появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
III ЭТАП
Дальнейшая работа будет связана как раз с этими
существами. Ее можно организовать по-разному, в
зависимости от количества участников группы. В
небольшой по объему группе участникам
предлагается сочинить общую сказку, в которой
действовали бы только что придуманные персонажи.
Сам процесс сочинения также может быть построен
разными способами: можно придумать сюжет,
опираясь на особенности возникших героев, а
можно начать сочинять сказку по кругу,
поочередно вводя персонажей. Если группа
достаточно многочисленна (более восьми человек),
то имеет смысл разбить ее на подгруппы по
четыре-шесть человек и предложить не просто
сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на
работу — не менее тридцати минут.
IV этап
После того как участники расскажут сочиненную
сказку или представят свои мини-спектакли,
организуется обсуждение. Во всех случаях стоит
обсудить следующие вопросы:
Можете ли вы сказать, что символизировали
придуманные вами существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами
сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Какими качествами они обладают?
Трудно ли вам было объединить своих существ в
едином сюжете?
Как вы справились с этими трудностями?
Какие чувства испытываете сейчас?
Возможна и иная организация обсуждения, которая
приемлема именно на сказкотерапевтическом
тренинге. Обсуждение строится по следующей схеме
анализа сказки (эта схема должна быть уже
известна участникам группы):
1. Основная тема (темы).
2. Главный герой (его личностные качества и
основные мотивы).
3. Отношения между главным героем и другими
персонажами.
4. События сказки.
5. Трудности, которые приходится преодолевать
главному герою.
6. Средства преодоления трудностей.
7. Имеющиеся ресурсы.
8. Недостающие ресурсы.
9. Актуализированные в сказке чувства.
10 Образы и символы сказки.
И в том и в другом случае ведущему следует
помнить о наличии проекций в образах сказочных
персонажей, которые практически всегда дают о
себе знать.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ПРИЛОЖЕНИЕ
СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ
В некотором удивительном мире, в
долине, раскинувшейся среди высоких и
неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои
дивные песни удивительные птицы, росли...
Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их
внешний вид был отражением характеров людей,
живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили
четыре главные ветви, а от них — множество
маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение
к людям, Отношение к делу, Отношение к себе,
Отношение к вещам. У каждого
Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую
на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к
людям была пряма и устремлена вверх, потому что
была ветвью Правдивости, а на другом
была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь
Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью,
где-то прогибалась до земли от своей Приниженности,
а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу
как воплощение Достоинства. Ветви
Отношения к вещам на некоторых
Деревьях-Характерах скрючились от Жадности,
а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом
волшебном лесу. Под некоторыми Характерами
трескалась земля — такими они были тяжелыми,
зато легкие Характеры буквально парили в
воздухе, едва цепляясь за почву корнями.
Встречались Характеры, сплошь — от корней до
кроны — покрытые иголками, и потому они были
очень колючими. А иные напоминали телеграфные
столбы с едва заметными отростками — это были
прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы
распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры
были настолько податливы, что их стволы можно
было запросто мять, как глину. Были среди них
очень красивые и безобразные, высокие и низкие,
стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что
росли они на разных почвах, неодинаково
согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не
поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого
человека в жизни складывается все по-разному,
верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря,
яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные
ломала или вырывала с корнем, другие гнула до
земли, но сломать не могла. Были и такие, что не
склонялись даже под самым сильным ураганным
ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие
ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к
людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его
собственное Дерево-Характер, которое своим видом
отражает присущий ему характер. Многие люди
хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит
их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный
лес не может никто...
|
|