Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2004


БЕЗ ТЕСТОВ

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ,
или Представления о нормативности
в специальной психологии

Определение степени «нормативности» того или иного человека всегда было камнем преткновения как психологии вообще, так и психологической диагностики в частности. Вообще понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению. Как совершенно справедливо отмечал К.М. Гуревич, «проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана» («Психологическая диагностика», 1997, стр. 218).

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СТАТИСТИКИ

Не вполне определено и само понятие «норма», которая, безусловно, должна быть соотнесена не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, которые предъявляет к ребенку окружающий его социум.
Положение усугубляется и постоянной, неуклонной, можно сказать, глобальной трансформацией социокультурных требований (образовательных программ всех уровней, семейных условий, детской и подростковой субкультуры и т.п.) и изменениями психофизического и физиологического статуса ребенка. Последние как бы модулируют и без того динамичные характеристики развития.
Все это не может не оказывать непосредственного влияния на показатели так называемых «норм развития», тем или иным образом включенных в понятие «статистическая норма».
Статистическая норма — тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует среднестатистическим (количественным) показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возрастного диапазона, пола, культуры и т.п. Статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений какого-либо качества (физического или психического, в том числе уровня интеллекта), находящийся в пределах среднего арифметического (х) со стандартным отклонением в ситуации, когда распределение всех значений признано нормативным.
Если показатель ниже , то он может оцениваться как «несколько ниже нормы» (до ), «значительно ниже нормы» (до ). Соответственно классифицируются и результаты выполнения тех или иных проб, превышающие норму.
Очевидно, что понятия «несколько ниже (выше)», «значительно ниже (выше)» по отношению к норме являются субъективными и неоднозначными для специалистов с точки зрения их качественного содержания.

ВРЕМЯ И МЕСТО

Главной трудностью использования понятия статистическая норма при диагностике уровня развития ребенка становится еще и то, что подобные оценки требуют поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов и т.п. Более того, исследования необходимо проводить систематически, хотя бы в связи с постоянно меняющейся социальной, культурной, этнической ситуацией в каждом регионе России. Положение осложняется и наличием в нашей стране огромного диапазона климатических, географических и опять-таки этнических различий, что не может не сказываться на особенностях распределения количественных показателей той или иной психофизической или социальной характеристики развития.
Таким образом, статистическая норма (неважно, выражена ли она в баллах, процентах или с помощью понятий «высокая», «средняя», «пограничная» и т.п.) может быть использована в крайне ограниченных пределах. «Ограниченно годной» ее можно считать лишь для отдельных групп детской популяции, находящихся в одном городе, районе, принадлежащих к одному этносу, одинаковой категории развития — то есть именно для той возрастной группы детей, на которой эта методика и стандартизировалась. Кроме того, необходимо учитывать и временные параметры — 90-е годы, начало XXI столетия и т.п.
Обоснованность же перенесения нормативов на всю детскую популяцию (пусть даже одного возраста) представляется весьма сомнительной. Уже не говоря о том, что принципиально неправомерно методики (тесты), основанные на статистическом подходе к оценке качеств, разработанные в одной культуре, в одних географо-климатических, этнических и временных условиях, проводить в принципиально других условиях.
Отказ от статистической нормы при оценке результатов обследования заставляет искать новые содержательные критерии оценки развития. Не следует использовать балл (а также любую другую уровневую либо шкальную оценку) или сравнение испытуемых между собой. Надо выявлять степень подготовленности к выполнению определенного критериального задания. «Главная задача этих тестов — установить, что индивид умеет делать, а не его место в выборке» («Психологическая диагностика», 2000, стр. 216).

АДЕКВАТНЫЙ СПН

В качестве критерия подобной критериально-ориентированной диагностики лежит представление о нормативности психического и личностного развития, долгое время разрабатываемое коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича. Ими было выдвинуто наиболее адекватное в современных условиях и уже зарекомендовавшее себя на практике понятие «социально-психологический норматив» (СПН).
Социально-психологический норматив можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности. Такие требования закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Время их существования зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой («Психологическая диагностика», 2000, стр. 217–218).
С понятием «социально-психологический норматив» тесно смыкается понятие функциональной нормы, которое распространяется и на детей с отклоняющимся развитием. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (тенденцией, направленностью) развития каждого человека.
Функциональная норма — своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. При этом в процессе самостоятельного развития, обучения или в результате специализированной помощи возникает гармоничный баланс между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые социум к ней предъявляет.

НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ

Введение понятия СПН в структуру оценки получаемых результатов обследования позволяет по-иному подойти к принципу нормативности развития. В частности, нормативности умственного развития, то есть идеального умственного возраста, соответствующего уровню требований, предъявляемых к ребенку школой, о чем в свое время говорил и Л.С. Выготский. По существу, это заставляет пересмотреть способы обработки результатов любого психологического обследования. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов, который позволяет выявлять трудности, особенности развития, определенные содержательные характеристики исследуемых психических процессов и состояний.
Из вышеизложенного становится понятно, что в современной ситуации главным и единственно адекватным в деятельности психолога образования становится клинический подход и, соответственно, клинические диагностические методы и методики. (Наиболее очевидно это именно для задач индивидуального психологического обследования.) Именно они дают возможность углубленного описания конкретного случая, реального ребенка с его индивидуальными особенностями развития и психической деятельности в целом. Лишь таким образом может быть осуществлена подлинная оценка психического развития конкретного ребенка.
В то же время можно говорить и об идеальной норме — как некоем оптимальном варианте развития личности, реализуемом в оптимальных для нее социокультурных условиях (в практике не встречается).
Идеальная норма (идеальный онтогенез) — несуществующее в реальности образование, имеющее исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования (О.Е. Грибова, 2002).
Такая модель служит целям исключительно теоретического, «программного» описания развития и позволяет определить ту позицию, которая является точкой отсчета вначале индивидуального варианта нормативного развития (условно-нормативное развитие), а затем, «на выходе», показателей развития отклоняющегося. Идеальную норму (идеальную модель развития) мы рассматриваем как «генетическую программу развития» ребенка в идеальных социокультурных условиях.
В реальной диагностической деятельности психолога все время происходит сравнение (своеобразное «внутреннее сканирование») результатов оценки развития конкретного ребенка с принимаемым самим психологом вариантом нормы (местным социально-психологическим нормативом). Субъективно осознаваемая возрастная норма зависит от профессионализма, опыта, стажа работы. В качестве подобной нормативной оценки может использоваться либо статистическая (наиболее простая в употреблении, используемая, как правило, молодыми неопытными психологами), либо идеальная норма (приводимая в научной литературе, исследовательских работах и т.п.).

ИДЕАЛЬНЫЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ

Часто встречается ситуация, когда из нескольких оцениваемых показателей развития ребенка одни удовлетворяют статистической норме, а другие выходят за ее рамки (иногда этот разрыв может быть достаточно велик). Чем больше показателей анализирует специалист, тем большими могут быть подобные рассогласования. Каким в таком случае следует признавать развитие ребенка?
Подобное противоречие может быть разрешено обращением к типологическому анализу и использованию типологической (или типичной — по О.Е. Грибовой) модели. Такие типологические модели развития могут существовать как для условно нормативного развития, так и для отклоняющегося. Для нас, конечно, интересна в первую очередь модель отклоняющегося развития (дизонтогенеза).
Может быть выстроена трехуровневая система: идеальная модель дизонтогенеза, описывающая дефект «в чистом виде»; типологическая модель — учитывающая специфические для конкретного варианта отклоняющегося развития особенности; индивидуальная модель — определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка, вбирающая в себя все влияния и негативные факторы, реализованные в конкретном случае.
«Типологическая модель» позволяет учитывать наиболее вероятные проявления одного из вариантов отклоняющегося развития, рассматривая совокупность симптомов, уже получившую в психологии статус «психологического синдрома»1.

В ПРОЦЕССЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

По нашему мнению, именно типологические модели вариантов отклоняющегося развития позволяют поставить психологический диагноз, определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. И самое главное — именно типологические психологические модели позволяют разработать адекватные программы коррекционно-развивающей работы психолога применительно и к групповой, и к индивидуальной работе с ребенком.
Следует отметить, что создание «идеальной модели» отклоняющегося развития — исключительная задача теории. На основе анализа фактов проводится формулирование универсальных закономерностей развития, в том числе и классификация основных типов отклоняющегося развития. В свою очередь, это позволяет говорить о наличии типологических показателей развития, своего рода «типологических нормативов».
Понятие «типологический норматив» определяет совокупность наиболее частотных качественных и количественных характеристик ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития — своего рода «психологический синдром».
Таким образом, становится понятным, что типологический норматив занимает промежуточное положение между статистической и функциональной нормой.
Практический работник, сталкиваясь с конкретным ребенком, который имеет индивидуальные, специфичные только для него особенности поведения и развития, «двигается» в своем анализе от этой реальности сначала по направлению к типичной модели, учитывая характерные для нее типологические показатели, а только затем к идеальной модели развития, сравнивая и одновременно разграничивая идеальную (статистическую) норму и реальные показатели развития.
То есть в процессе психологического обследования и последующего анализа полученных результатов психолог должен вычленить из всего набора характеристик и индивидуальных показателей развития ребенка систему дифференциальных признаков и, сравнив их с идеальными (теоретическими) и с типологическими признаками, подвести данный случай отклоняющегося развития под один из типовых вариантов.
Именно таким образом и производится постановка психологического диагноза. Только в этом случае мы имеем возможность воспользоваться адекватной для конкретного случая коррекционно-развивающей программой и конкретными методиками и технологиями работы.


1 Заимствование из медицины понятия «синдром», пожалуй, одно из немногих устоявшихся в психологии понятий, использование которого психологами не вызывает явного неприятия у медиков.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук