«ТАК НЕ ХОТЕЛОСЬ РАССТАВАТЬСЯ...»
На Всероссийском съезде
практических психологов образования, прошедшем
в мае 2003 года, была впервые представлена
инновационная специальность
«педагог-психолог-конфликтолог». Необходимость
ее появления обусловлена социальной и
экономической ситуацией в обществе. В школе как в
капле воды отражены проблемы, имеющие в своей
основе и социально-экономическое расслоение, и
этнические различия, и противоречащие друг другу
интересы отдельных личностей.
Для воспитанников Центра
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции г. Хабаровска (где и была разработана
программа подготовки специалистов), проблемы
усугубляются тем, что в личном опыте практически
всех ребят — конфликт с законом.
Будучи неизбежными в отношениях между людьми, в
том числе в образовательном процессе, конфликты
могут сыграть негативную роль как в личностном
развитии, так и в развитии той или иной общности
(семьи, школьного класса, группы сверстников).
Необходимым условием позитивного разрешения
конфликта является конфликтологическая
компетентность детей и взрослых, прежде всего
педагогов. В противном случае конфликты начинают
играть деструктивную роль. И проявляется это,
прежде всего, в отчуждении ребенка от школы и
семьи.
УЧЕНИКИ СТАНОВЯТСЯ УЧИТЕЛЯМИ
|
Педагоги-психологи хабаровских школ
Ирина Кравченко и Оксана Кирильчик
с воспитанниками центра
|
Программно-методический комплекс курсовой
подготовки по специальности
«педагог-психолог-конфликтолог» был разработан
в рамках федеральной программы развития
образования «Авторские экспериментальные
школы».
Специфика обучения новой специальности состояла
в том, что оно складывалось из нескольких этапов.
Причем обучение на втором и третьем этапе
предусматривало активное взаимодействие
слушателей курсов с воспитанниками Центра
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции. Ближе к концу обучения слушатели из
позиции обучаемых переходили в позицию
обучающих, проводя с ребятами (в соответствующих
форме и объеме) те тренинги, участниками которых
они были в начале курса.
Целесообразность такой формы обучения была
обусловлена тем, что непосредственная работа с
детьми позволяет добиться эффекта «проживания»,
обеспечивающего максимальную личностную
включенность слушателей в учебный процесс. В
процессе работы по разрешению и предотвращению
конфликтов происходит приобретение реального, а
не имитационного опыта их продуктивного
разрешения.
Значительное место в учебной деятельности
занимали игры, практикумы, дискуссии, выполнение
индивидуальных и групповых заданий во
внеучебное время, тренинги (в том числе с
применением записывающей видеоаппаратуры для
последующей рефлексии).
Курсовая подготовка проходила при финансовой
поддержке программы «Помощь детям-сиротам в
России», благодаря которой были обеспечены
комфортные условия слушателям и воспитанникам
центра.
«ОНИ ТАКИЕ ХОРОШИЕ!»
Одним из важнейших результатов курсовой
подготовки явилось изменение позиции педагогов
по отношению к детям и семьям группы риска.
Настороженное отношение к этим ребятам
сменилось пониманием и заботой.
Накануне знакомства с детьми в ожиданиях
слушателей доминировали тревога и беспокойство:
«Работать с незнакомыми, тем более проблемными
детьми очень сложно, я просто боюсь...»; «Когда
сказали, что на взрослого будет приходиться по
одному ребенку, возникло чувство неуверенности и
даже страха...»; «Большое чувство неуверенности,
сами еще ничего не знаем толком в конфликтологии,
как сможем объяснить это детям?».
Настроение слушателей кардинально изменилось
ближе к окончанию курса, после работы с детьми:
«Ребята очень доброжелательные, во всем
старались помогать»; «Я все время думала про
ребят: что они в центре делают? Ведь они такие
хорошие! У каждого из них было горе или
предательство, по глазам видно...»; «Я так боялась,
думала, не смогу с такими детьми общаться, а
теперь жалею, что не со всеми удалось близко
познакомиться. Работать с ними очень интересно»;
«Из таких детей редко вырастают предатели... Им
надо помогать, работать с ними. Так не хотелось
расставаться...»; «Меня поразило, как много они
знают. Как будто перед приездом им прочитали
лекцию по конфликтологии, но оказалось, они
только утром узнали о предстоящей работе»;
«Большое спасибо, что познакомили с этими
ребятами, что столько делаете для них... Я их,
наверное, никогда не забуду!».
Наталья МОСКВИНА,
педагог-психолог
Александр ПЕТРЫНИН,
директор
Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции г. Хабаровска
Тел.: (4212) 71-76-55
|