Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«ТАК НЕ ХОТЕЛОСЬ РАССТАВАТЬСЯ...»

На Всероссийском съезде практических психологов образования, прошедшем в мае 2003 года, была впервые представлена инновационная специальность «педагог-психолог-конфликтолог». Необходимость ее появления обусловлена социальной и экономической ситуацией в обществе. В школе как в капле воды отражены проблемы, имеющие в своей основе и социально-экономическое расслоение, и этнические различия, и противоречащие друг другу интересы отдельных личностей.
Для воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска (где и была разработана программа подготовки специалистов), проблемы усугубляются тем, что в личном опыте практически всех ребят — конфликт с законом.
Будучи неизбежными в отношениях между людьми, в том числе в образовательном процессе, конфликты могут сыграть негативную роль как в личностном развитии, так и в развитии той или иной общности (семьи, школьного класса, группы сверстников).
Необходимым условием позитивного разрешения конфликта является конфликтологическая компетентность детей и взрослых, прежде всего педагогов. В противном случае конфликты начинают играть деструктивную роль. И проявляется это, прежде всего, в отчуждении ребенка от школы и семьи.

УЧЕНИКИ СТАНОВЯТСЯ УЧИТЕЛЯМИ

Педагоги-психологи хабаровских школ Ирина Кравченко и Оксана Кирильчик с воспитанниками центра

Педагоги-психологи хабаровских школ
Ирина Кравченко и Оксана Кирильчик
с воспитанниками центра

Программно-методический комплекс курсовой подготовки по специальности «педагог-психолог-конфликтолог» был разработан в рамках федеральной программы развития образования «Авторские экспериментальные школы».
Специфика обучения новой специальности состояла в том, что оно складывалось из нескольких этапов. Причем обучение на втором и третьем этапе предусматривало активное взаимодействие слушателей курсов с воспитанниками Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Ближе к концу обучения слушатели из позиции обучаемых переходили в позицию обучающих, проводя с ребятами (в соответствующих форме и объеме) те тренинги, участниками которых они были в начале курса.
Целесообразность такой формы обучения была обусловлена тем, что непосредственная работа с детьми позволяет добиться эффекта «проживания», обеспечивающего максимальную личностную включенность слушателей в учебный процесс. В процессе работы по разрешению и предотвращению конфликтов происходит приобретение реального, а не имитационного опыта их продуктивного разрешения.
Значительное место в учебной деятельности занимали игры, практикумы, дискуссии, выполнение индивидуальных и групповых заданий во внеучебное время, тренинги (в том числе с применением записывающей видеоаппаратуры для последующей рефлексии).
Курсовая подготовка проходила при финансовой поддержке программы «Помощь детям-сиротам в России», благодаря которой были обеспечены комфортные условия слушателям и воспитанникам центра.

«ОНИ ТАКИЕ ХОРОШИЕ!»

Одним из важнейших результатов курсовой подготовки явилось изменение позиции педагогов по отношению к детям и семьям группы риска. Настороженное отношение к этим ребятам сменилось пониманием и заботой.
Накануне знакомства с детьми в ожиданиях слушателей доминировали тревога и беспокойство: «Работать с незнакомыми, тем более проблемными детьми очень сложно, я просто боюсь...»; «Когда сказали, что на взрослого будет приходиться по одному ребенку, возникло чувство неуверенности и даже страха...»; «Большое чувство неуверенности, сами еще ничего не знаем толком в конфликтологии, как сможем объяснить это детям?».
Настроение слушателей кардинально изменилось ближе к окончанию курса, после работы с детьми: «Ребята очень доброжелательные, во всем старались помогать»; «Я все время думала про ребят: что они в центре делают? Ведь они такие хорошие! У каждого из них было горе или предательство, по глазам видно...»; «Я так боялась, думала, не смогу с такими детьми общаться, а теперь жалею, что не со всеми удалось близко познакомиться. Работать с ними очень интересно»; «Из таких детей редко вырастают предатели... Им надо помогать, работать с ними. Так не хотелось расставаться...»; «Меня поразило, как много они знают. Как будто перед приездом им прочитали лекцию по конфликтологии, но оказалось, они только утром узнали о предстоящей работе»; «Большое спасибо, что познакомили с этими ребятами, что столько делаете для них... Я их, наверное, никогда не забуду!».

Наталья МОСКВИНА,
педагог-психолог
Александр ПЕТРЫНИН,
директор
Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции г. Хабаровска
Тел.: (4212) 71-76-55