Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ

В издательстве «Генезис» в новой серии «Психолог в школе» готовится к изданию книга Н.В.Пилипко и М.Ю. Чибисовой «Психолог на родительском собрании». Авторы максимально подробно описывают последовательность шагов в ходе подготовки к собранию, анализируют наиболее распространенные проблемы и предлагают свои варианты их решения.
В книге приведены тексты выступлений психолога на родительских собраниях.
Издание книги планируется в марте 2004 г.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из будущей книги.

ДВА ВАРИАНТА

Можно выделить два варианта тематических встреч психолога с родителями в рамках собрания.
· Выступление психолога является частью общего собрания, проводимого классным руководителем. Психолог выступает с коротким (10–15 минут) тематическим сообщением, содержание которого созвучно общему контексту собрания и заранее согласовано с классным руководителем.
· Тематическое собрание проводится психологом самостоятельно или совместно с классным руководителем и представляет собой развернутую форму работы с родителями, которые приходят на встречу, чтобы обсудить конкретную тему психологического содержания. Длительность встречи может определяться темой собрания, заинтересованностью участников, но, как правило, ее продолжительность — от 40 минут до 1,5 часов.
Каждый из этих вариантов имеет свои сильные и слабые стороны.

Тематическое сообщение
как часть общего родительского собрания

Сильные стороны:
— психологу не нужно самостоятельно организовывать явку родителей на собрание;
— на общие собрания, проводимые в течение учебного года классным руководителем, как правило, приходит больше родителей, чем на отдельную встречу с психологом;
— психолог может проявить инициативу и самостоятельность в определении темы сообщения, исходя из своих профессиональных представлений о необходимости ее обсуждения с родителями в настоящее время.
Слабые стороны:
— психолог ограничен во времени и должен сделать свое сообщение за 10–15 минут;
— часть родителей может выражать недовольство тем, что из-за выступления психолога продолжительность собрания увеличится.

Тематическое собрание
как самостоятельная форма работы психолога

Сильные стороны:
— родители будут настроены на встречу с психологом, сам их приход — свидетельство интереса к теме собрания;
— родители могут быть подготовлены к тематическому собранию благодаря участию в подготовительном этапе.
Слабые стороны:
— возможна низкая посещаемость;
— подготовительный этап к собранию требует усилий со стороны психолога и может занимать много времени.
Важно помнить, что в любом случае тематика выступления психолога должна определяться ее актуальностью для родителей.

СЛЕДУЯ ОБЩЕЙ ЛОГИКЕ

Тематические встречи психолога с родителями имеет смысл проводить лишь в том случае, когда они следуют общей логике деятельности психолога в школе и направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач. Смысл этих встреч заключается в повышении компетентности родителей, что необходимо для создания и поддержания благоприятных условий развития и образования детей.
Важно, чтобы родители могли ориентироваться в возрастных особенностях детей, знали о возрастных кризисах, переходных этапах в ходе обучения в школе и научились помогать своим детям справляться с трудностями, оказывать им поддержку.
В ходе обсуждения какой-либо проблемы следует направить внимание родителей на уже имеющиеся у них возможности и ресурсы, которыми они могут воспользоваться при взаимодействии с детьми.
Нужно, чтобы родители имели представление о том, куда и как может быть приложена их активность по отношению к детям и когда она может оказаться избыточной.
Например, родителей часто беспокоит вопрос о том, почему их дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания. С одной стороны, многие современные образовательные программы подразумевают участие родителей в обучении детей, в том числе и помощь в выполнении домашних заданий, в овладении учебными навыками (например, навыками умножения, чтения и письма в начальной школе). С другой стороны, степень этого участия, как правило, не определена. Родители зачастую получают от школы противоречивые послания: «Вы должны больше заниматься с ребенком» и «Вы должны приучать ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий».
В этой неопределенной ситуации психолог может поделиться информацией, которая, во-первых, поможет родителям сориентироваться в том, какая стратегия их поведения окажется оптимальной, а во-вторых, будет способствовать снижению уровня их тревоги и беспокойства.
Таким образом, для родителей результатом тематических встреч с психологом будет получение полезной информации, которой они смогут воспользоваться в процессе воспитания и обучения своих детей и взаимодействия с ними.
Хочется подчеркнуть: не стоит ориентироваться на то, что все родители станут руководствоваться услышанным. Если хотя бы часть родителей воспользуется полученной информацией или начнет замечать собственные неконструктивные действия в отношении ребенка, — это уже неплохой результат.
Желательно, чтобы встречи психолога с родителями на собраниях проходили регулярно (не менее двух раз в год). В этом случае можно говорить о том, что ведется работа, направленная на повышение уровня психологической компетентности родителей. Содержание и последовательность тематических встреч должны определяться логикой психологического развития детей и соответствовать различным ступеням образовательной системы (начальная, средняя, старшая школа).
Еще одним результатом такой формы работы психолога может быть обращение к нему за индивидуальной консультацией родителей, для которых обсуждаемая тема оказалась значимой. В этом случае запрос, как правило, бывает более зрелым и осознанным, что повышает результативность консультативной работы.

ОСНОВА ДЛЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Позиция психолога на родительском собрании (не директивная, не поучающая, не наставляющая, а доброжелательная и уважительная) создает основу для успешного взаимодействия с родителями.
Однако родители часто оказываются неготовыми к такому общению. Это проявляется в пассивности, в разнообразных формах сопротивления (низкая явка на тематическое собрание; слабый интерес, а в отдельных случаях и высказывание недовольства во время выступления психолога на общем собрании класса и т.д.). Даже если родители проявляют активность и заинтересованность, часто наблюдается повышенный уровень настороженности, что также служит помехой взаимодействию с психологом.
Данные факты не следует игнорировать, их необходимо учитывать при подготовке к встрече с родителями. Следует заранее продумать, какое содержание, какие формы работы будут способствовать повышению интереса и включенности родителей, доверительному отношению к психологу, а также снижению напряжения, тревоги, преодолению сопротивления.
Осмысление сложностей и затруднений, возможных при взаимодействии с родителями на собрании, — важная часть профессиональной деятельности школьного психолога.
Первостепенное значение на данном этапе становления практической психологии в образовании имеет участие психолога в формировании психологической культуры педагогов, учащихся, а также родителей. Необходимо время, чтобы завоевать доверие и вызвать интерес у родителей. Только терпение, доброжелательное и уважительное отношение к родителям, их опыту позволит психологу добиться желаемого результата.

Принципы взаимодействия с родителями
в ходе тематических встреч

При взаимодействии с родителями на собрании следует:
· проявлять доброжелательное, уважительное отношение к родителям и детям, с уважением относиться к мнению родителей, не допускать оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;
· придерживаться темы, «не расплываясь мыслью по древу», соблюдая определенную заранее логику; то, что не войдет в рамки сообщения или тематического родительского собрания, может стать предметом дальнейшей работы с родителями;
· описывать психологические феномены понятным, доступным языком, избегая употребления профессиональной терминологии; говорить просто о сложном — необходимый для психолога-практика навык;
· следовать принципу конфиденциальности, не предоставлять на собрании никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д. Имеет смысл говорить лишь об общих тенденциях, характерных для класса. Вопросы родителей по поводу конкретных данных свидетельствуют о том, что они заинтересованы в дополнительной информации. В этом случае можно предложить им побеседовать с психологом в индивидуальном порядке;
· акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.

Неля ПИЛИПКО,
Марина ЧИБИСОВА,
психологи-консультанты

Продолжение следует