ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ
В издательстве «Генезис» в новой серии
«Психолог в школе» готовится к изданию книга
Н.В.Пилипко и М.Ю. Чибисовой «Психолог на
родительском собрании». Авторы максимально
подробно описывают последовательность шагов в
ходе подготовки к собранию, анализируют наиболее
распространенные проблемы и предлагают свои
варианты их решения.
В книге приведены тексты выступлений психолога
на родительских собраниях.
Издание книги планируется в марте 2004 г.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из будущей
книги.
ДВА ВАРИАНТА
Можно выделить два варианта тематических
встреч психолога с родителями в рамках собрания.
· Выступление психолога является
частью общего собрания, проводимого классным
руководителем. Психолог выступает с коротким
(10–15 минут) тематическим сообщением, содержание
которого созвучно общему контексту собрания и
заранее согласовано с классным руководителем.
· Тематическое собрание проводится
психологом самостоятельно или совместно с
классным руководителем и представляет собой
развернутую форму работы с родителями, которые
приходят на встречу, чтобы обсудить конкретную
тему психологического содержания. Длительность
встречи может определяться темой собрания,
заинтересованностью участников, но, как правило,
ее продолжительность — от 40 минут до 1,5 часов.
Каждый из этих вариантов имеет свои сильные и
слабые стороны.
Тематическое сообщение
как часть общего родительского собрания
Сильные стороны:
— психологу не нужно самостоятельно
организовывать явку родителей на собрание;
— на общие собрания, проводимые в течение
учебного года классным руководителем, как
правило, приходит больше родителей, чем на
отдельную встречу с психологом;
— психолог может проявить инициативу и
самостоятельность в определении темы сообщения,
исходя из своих профессиональных представлений
о необходимости ее обсуждения с родителями в
настоящее время.
Слабые стороны:
— психолог ограничен во времени и должен
сделать свое сообщение за 10–15 минут;
— часть родителей может выражать недовольство
тем, что из-за выступления психолога
продолжительность собрания увеличится.
Тематическое собрание
как самостоятельная форма работы психолога
Сильные стороны:
— родители будут настроены на встречу с
психологом, сам их приход — свидетельство
интереса к теме собрания;
— родители могут быть подготовлены к
тематическому собранию благодаря участию в
подготовительном этапе.
Слабые стороны:
— возможна низкая посещаемость;
— подготовительный этап к собранию требует
усилий со стороны психолога и может занимать
много времени.
Важно помнить, что в любом случае тематика
выступления психолога должна определяться ее
актуальностью для родителей.
СЛЕДУЯ ОБЩЕЙ ЛОГИКЕ
Тематические встречи психолога с родителями
имеет смысл проводить лишь в том случае, когда
они следуют общей логике деятельности психолога
в школе и направлены на решение актуальных
психолого-педагогических задач. Смысл этих
встреч заключается в повышении компетентности
родителей, что необходимо для создания и
поддержания благоприятных условий развития и
образования детей.
Важно, чтобы родители могли ориентироваться в
возрастных особенностях детей, знали о
возрастных кризисах, переходных этапах в ходе
обучения в школе и научились помогать своим
детям справляться с трудностями, оказывать им
поддержку.
В ходе обсуждения какой-либо проблемы следует
направить внимание родителей на уже имеющиеся у
них возможности и ресурсы, которыми они могут
воспользоваться при взаимодействии с детьми.
Нужно, чтобы родители имели представление о том,
куда и как может быть приложена их активность по
отношению к детям и когда она может оказаться
избыточной.
Например, родителей часто беспокоит вопрос о том,
почему их дети не умеют самостоятельно выполнять
домашние задания. С одной стороны, многие
современные образовательные программы
подразумевают участие родителей в обучении
детей, в том числе и помощь в выполнении домашних
заданий, в овладении учебными навыками (например,
навыками умножения, чтения и письма в начальной
школе). С другой стороны, степень этого участия,
как правило, не определена. Родители зачастую
получают от школы противоречивые послания: «Вы
должны больше заниматься с ребенком» и «Вы
должны приучать ребенка к самостоятельному
выполнению домашних заданий».
В этой неопределенной ситуации психолог может
поделиться информацией, которая, во-первых,
поможет родителям сориентироваться в том, какая
стратегия их поведения окажется оптимальной, а
во-вторых, будет способствовать снижению уровня
их тревоги и беспокойства.
Таким образом, для родителей результатом
тематических встреч с психологом будет
получение полезной информации, которой они
смогут воспользоваться в процессе воспитания и
обучения своих детей и взаимодействия с ними.
Хочется подчеркнуть: не стоит ориентироваться на
то, что все родители станут руководствоваться
услышанным. Если хотя бы часть родителей
воспользуется полученной информацией или начнет
замечать собственные неконструктивные действия
в отношении ребенка, — это уже неплохой
результат.
Желательно, чтобы встречи психолога с родителями
на собраниях проходили регулярно (не менее двух
раз в год). В этом случае можно говорить о том, что
ведется работа, направленная на повышение уровня
психологической компетентности родителей.
Содержание и последовательность тематических
встреч должны определяться логикой
психологического развития детей и
соответствовать различным ступеням
образовательной системы (начальная, средняя,
старшая школа).
Еще одним результатом такой формы работы
психолога может быть обращение к нему за
индивидуальной консультацией родителей, для
которых обсуждаемая тема оказалась значимой. В
этом случае запрос, как правило, бывает более
зрелым и осознанным, что повышает
результативность консультативной работы.
ОСНОВА ДЛЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Позиция психолога на родительском собрании (не
директивная, не поучающая, не наставляющая, а
доброжелательная и уважительная) создает основу
для успешного взаимодействия с родителями.
Однако родители часто оказываются неготовыми к
такому общению. Это проявляется в пассивности, в
разнообразных формах сопротивления (низкая явка
на тематическое собрание; слабый интерес, а в
отдельных случаях и высказывание недовольства
во время выступления психолога на общем собрании
класса и т.д.). Даже если родители проявляют
активность и заинтересованность, часто
наблюдается повышенный уровень настороженности,
что также служит помехой взаимодействию с
психологом.
Данные факты не следует игнорировать, их
необходимо учитывать при подготовке к встрече с
родителями. Следует заранее продумать, какое
содержание, какие формы работы будут
способствовать повышению интереса и
включенности родителей, доверительному
отношению к психологу, а также снижению
напряжения, тревоги, преодолению сопротивления.
Осмысление сложностей и затруднений, возможных
при взаимодействии с родителями на собрании, —
важная часть профессиональной деятельности
школьного психолога.
Первостепенное значение на данном этапе
становления практической психологии в
образовании имеет участие психолога в
формировании психологической культуры
педагогов, учащихся, а также родителей.
Необходимо время, чтобы завоевать доверие и
вызвать интерес у родителей. Только терпение,
доброжелательное и уважительное отношение к
родителям, их опыту позволит психологу добиться
желаемого результата.
Принципы взаимодействия с родителями
в ходе тематических встреч
При взаимодействии с родителями на собрании
следует:
· проявлять доброжелательное,
уважительное отношение к родителям и детям, с
уважением относиться к мнению родителей, не
допускать оценочных суждений как со своей
стороны, так и со стороны родителей по отношению
друг к другу;
· придерживаться темы, «не расплываясь
мыслью по древу», соблюдая определенную заранее
логику; то, что не войдет в рамки сообщения или
тематического родительского собрания, может
стать предметом дальнейшей работы с родителями;
· описывать психологические феномены
понятным, доступным языком, избегая употребления
профессиональной терминологии; говорить просто
о сложном — необходимый для психолога-практика
навык;
· следовать принципу
конфиденциальности, не предоставлять на
собрании никакой информации о конкретных детях,
диагностических данных и т.д. Имеет смысл
говорить лишь об общих тенденциях, характерных
для класса. Вопросы родителей по поводу
конкретных данных свидетельствуют о том, что они
заинтересованы в дополнительной информации. В
этом случае можно предложить им побеседовать с
психологом в индивидуальном порядке;
· акцентировать внимание родителей на
их собственных возможностях и ресурсах,
поддерживать их позитивную оценку себя в
качестве родителя.
Неля ПИЛИПКО,
Марина ЧИБИСОВА,
психологи-консультанты
Продолжение следует |