ПОБЕДА НАД СОБОЙ
Я заранее слышу упреки в адрес
«Школьного психолога»: опять вы пишете про
психологов Западного округа Москвы (см. репортаж
«Государство в государстве»,
№ 48/2003), игнорируя при этом
другие, не менее замечательные окружные
психологические службы.
Но все дело в том, что руководители Западного
окружного управления образования регулярно
приглашают меня на свои мероприятия, и если
подобные приглашения последуют из других мест,
без внимания они не останутся.
Что же происходило на этот
раз в Западном округе столицы? А то же, что и по
всей стране, — отборочный тур конкурса «Психолог
года».
СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТА
Рано утром 29 января пять педагогов-психологов
из школ и психологических центров в окружении
друзей и соратников погрузились в автобус и
отправились в подмосковный центр образования
«Поведники», принадлежащий городскому
департаменту образования. Именно там в нелегкой
борьбе предстояло выявить победителя, который
будет отстаивать честь округа на городском этапе
конкурса. (Согласно условиям, на звание лучшего
психолога Москвы могут претендовать победители
окружных конкурсов.)
В этом году всех лауреатов городского конкурса
ожидает грант Департамента образования г. Москвы
в размере 18 тыс. рублей, что само по себе должно
стимулировать претендентов к победе на окружных
конкурсах. Зная это, я представляла себе
серьезную конкуренцию, но уже в автобусе поняла,
что атмосфера на конкурсе будет совершенно иной:
все радостно общались, шутили и больше
напоминали компанию друзей, отправившихся на
отдых. Но до расслабления было еще очень далеко.
Впереди всех ожидала серьезная и насыщенная
работа.
В отличие от городского конкурса, программа
которого оставалась неизменной на протяжении
нескольких лет, в Западном округе подошли к
испытаниям нестандартно, что в результате и
повлияло на распределение призовых мест. Кроме
традиционных домашних заданий (самопрезентация
и показ фрагмента занятия) конкурсантам было
предложено выступить консультантами на
«телефоне доверия», а также продемонстрировать
разносторонность своей натуры, познакомив
собравшихся со своим хобби.
Учитывая не очень удачный опыт прошлого года,
было решено проводить состязания только среди
педагогов-психологов, а преподавателям
психологии будет предоставлена возможность
помериться силами с педагогами-предметниками.
Приветствуя участников, лауреат одного из первых
конкурсов на звание лучшего психолога Москвы
педагог-психолог школы № 1129 Н.П.Слободяник
отметила, что, выходя на сцену, они демонстрируют
самую главную победу — над собой.
ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ
|
Ирина Малютина покорила всех
своим очарованием и артистичностью
|
Название первого задания «Визитная
карточка» говорило само за себя. Здесь каждый из
пяти участников представлял себя в любом
приглянувшемся ему жанре.
Традиционно были показаны и фрагменты
зажигательного шоу (Ирина Малютина,
педагог-психолог СОШ № 1133), и театрализованные
представления (Вероника Коваленко,
педагог-психолог СОШ
№ 1131, Елена Ковалева, педагог-психолог центра
реабилитации и коррекции «Рублево»), и
саморефлексия в стихах (Анна Майзель,
педагог-психолог ЦПМСС «Живые потоки»), и даже
воспевание своей профессии а капелла (Елена
Абрамкина, ЦПМСС «Живые потоки»).
Но больше всего мне понравилась группа
поддержки, которую составляли все
незадействованные на сцене конкурсанты и
болельщики. Самое замечательное в ней было то,
что она с одинаковым энтузиазмом приветствовала
каждого выступающего, давая понять, что все они —
единая команда! Выделялись среди болельщиков
ребята, приехавшие поддержать своего
(чувствуется, что любимого) психолога Ирину
Малютину. Правда, они, как истинные джентльмены,
не оставляли без поддержки и других
конкурсанток, помогая им с реквизитом.
Достаточно традиционно прошло выполнение еще
одного домашнего задания — показ фрагмента
работы. К его подготовке все участники подошли
добросовестно, но, к сожалению, здесь
просматривались два типичных недостатка такого
рода публичных демонстраций.
Первый — увлечение формой в ущерб содержанию, а
второй — увлечение содержанием в ущерб форме.
Единства того и другого, на мой взгляд, добилась
лишь Вероника Коваленко, которая с помощью двух
своих коллег продемонстрировала фрагмент
тренинга толерантности. В ее выступлении все
было продумано до мелочей: упражнения, которые
отрабатывались, были зрелищными и
увлекательными. Подкупало и уверенное поведение
конкурсантки на сцене, и умение контактировать
со зрительным залом.
Слишком серьезное отношение участников к
заданию иногда оборачивалось откровенной
скукой. Это усугублялось тем, что упражнения
выполнялись не детьми, а взрослыми. И часто эти
имитации были не самыми удачными. Суть некоторых
упражнений была неясна и явно нуждалась в
комментариях.
Но с другой стороны, в проигрыше оказались и те из
участников, кто сделал основную ставку на
внешний эффект и подбирал для демонстрации
слишком простые и неубедительные для
специалистов формы работы.
СЛОЖНЫЙ ЭКЗАМЕН
|
У победительницы конкурса
Анны Майзель самое сложное
еще впереди
|
По-настоящему серьезной демонстрацией
профессионализма конкурсантов должно было стать
третье конкурсное задание, по условиям которого
они выступали в качестве консультантов на
«телефоне доверия» и оказывали профессиональную
помощь по различным запросам «клиентов». Это
было не только самое сложное, но и самое
интересное состязание. Ситуации были предложены
жизненные и актуальные, и выбраны они были с
большим знанием дела.
Надо сказать, что, столкнувшись с реальными и
достаточно сложными проблемами, подавляющее
большинство участников растерялись и
продемонстрировали свое неумение
сориентироваться в самой кризисной ситуации и
наметить пути ее конструктивного разрешения.
Печально было смотреть, как некоторые
конкурсанты так и не смогли войти в роль
консультанта и позволяли «клиентам»
манипулировать собой, несмотря на старания
«потерпевшей стороны» направить беседу в
конструктивное русло.
Безусловно, здесь надо сделать скидку на
волнение участников и публичный характер
консультации, но «что выросло, то выросло...».
Единственным участником, достойно выдержавшим
это испытание, стала Анна Майзель. Она смогла
установить позитивный диалог с «клиентом»,
ненавязчиво (с использованием метафор и
сравнений) приведя его к самостоятельному
принятию конструктивного решения.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Высокий профессионализм, продемонстрированный
Анной при выполнении этого задания, был
настолько очевиден, что именно это и сыграло
решающую роль при определении победителя
конкурса, хотя в заключительном испытании все
были одинаково хороши.
В ходе этого последнего испытания нужно было
продемонстрировать свое хобби. Присутствующие в
зале (включая членов жюри) были поражены
необычайной одаренностью конкурсанток. А мне
стало стыдно за то, что я не обладаю хотя бы одним
из продемонстрированных талантов...
Чем только не занимаются в свободное от
диагностики и коррекции время московские
психологи! Они ходят с учениками в походы (Ирина
Малютина), вяжут, шьют, обучая этому и своих детей,
и имеют собственный домашний театр теней (Анна
Майзель), изучают и коллекционируют минералы
(Вероника Коваленко), блестяще владеют
искусством бансай (Елена Ковалева), а также
занимаются росписью по дереву и ткани, вышивкой
(Елена Абрамкина).
Присутствующие не только получили истинное
удовольствие, наблюдая за творческим
самовыражением участников, но и узнали много
интересного. Настоящим открытием стала
прекрасная мини-лекция про камни (которые,
оказывается, отражают душу человека) и
демонстрация изготовления искусственного
дерева в горшочке (бансая, по-японски).
И хотя это задание и не имело прямого отношения к
профессиональному мастерству, оно позволило
каждому участнику раскрыть свое «я» и к тому же
получить хорошую разрядку, что, согласитесь,
очень важно после напряженной работы.
К концу конкурса стало понятно, что здесь
победителей и побежденных быть не может. Просто в
дружном коллективе психологов Западного округа
выделилось несколько человек, которые проявили
себя на данный момент наиболее ярко и
профессионально. Это Анна Майзель (первое место),
Вероника Коваленко (второе место) и Ирина
Малютина (третье место).
Остается только пожелать психологам Западного
окружного управления образования г. Москвы
достойно представить свой округ на городском
конкурсе.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|