Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


РЕПОРТАЖ

ПОБЕДА НАД СОБОЙ

Я заранее слышу упреки в адрес «Школьного психолога»: опять вы пишете про психологов Западного округа Москвы (см. репортаж «Государство в государстве»,
48/2003), игнорируя при этом другие, не менее замечательные окружные психологические службы.
Но все дело в том, что руководители Западного окружного управления образования регулярно приглашают меня на свои мероприятия, и если подобные приглашения последуют из других мест, без внимания они не останутся.

Что же происходило на этот раз в Западном округе столицы? А то же, что и по всей стране, — отборочный тур конкурса «Психолог года».

СТИМУЛ ДЛЯ ПРЕТЕНДЕНТА

Рано утром 29 января пять педагогов-психологов из школ и психологических центров в окружении друзей и соратников погрузились в автобус и отправились в подмосковный центр образования «Поведники», принадлежащий городскому департаменту образования. Именно там в нелегкой борьбе предстояло выявить победителя, который будет отстаивать честь округа на городском этапе конкурса. (Согласно условиям, на звание лучшего психолога Москвы могут претендовать победители окружных конкурсов.)
В этом году всех лауреатов городского конкурса ожидает грант Департамента образования г. Москвы в размере 18 тыс. рублей, что само по себе должно стимулировать претендентов к победе на окружных конкурсах. Зная это, я представляла себе серьезную конкуренцию, но уже в автобусе поняла, что атмосфера на конкурсе будет совершенно иной: все радостно общались, шутили и больше напоминали компанию друзей, отправившихся на отдых. Но до расслабления было еще очень далеко. Впереди всех ожидала серьезная и насыщенная работа.
В отличие от городского конкурса, программа которого оставалась неизменной на протяжении нескольких лет, в Западном округе подошли к испытаниям нестандартно, что в результате и повлияло на распределение призовых мест. Кроме традиционных домашних заданий (самопрезентация и показ фрагмента занятия) конкурсантам было предложено выступить консультантами на «телефоне доверия», а также продемонстрировать разносторонность своей натуры, познакомив собравшихся со своим хобби.
Учитывая не очень удачный опыт прошлого года, было решено проводить состязания только среди педагогов-психологов, а преподавателям психологии будет предоставлена возможность помериться силами с педагогами-предметниками.
Приветствуя участников, лауреат одного из первых конкурсов на звание лучшего психолога Москвы педагог-психолог школы № 1129 Н.П.Слободяник отметила, что, выходя на сцену, они демонстрируют самую главную победу — над собой.

ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ

Ирина Малютина покорила всех своим очарованием и артистичностью

Ирина Малютина покорила  всех
своим очарованием и артистичностью

Название первого задания «Визитная карточка» говорило само за себя. Здесь каждый из пяти участников представлял себя в любом приглянувшемся ему жанре.
Традиционно были показаны и фрагменты зажигательного шоу (Ирина Малютина, педагог-психолог СОШ № 1133), и театрализованные представления (Вероника Коваленко, педагог-психолог СОШ
№ 1131, Елена Ковалева, педагог-психолог центра реабилитации и коррекции «Рублево»), и саморефлексия в стихах (Анна Майзель, педагог-психолог ЦПМСС «Живые потоки»), и даже воспевание своей профессии а капелла (Елена Абрамкина, ЦПМСС «Живые потоки»).
Но больше всего мне понравилась группа поддержки, которую составляли все незадействованные на сцене конкурсанты и болельщики. Самое замечательное в ней было то, что она с одинаковым энтузиазмом приветствовала каждого выступающего, давая понять, что все они — единая команда! Выделялись среди болельщиков ребята, приехавшие поддержать своего (чувствуется, что любимого) психолога Ирину Малютину. Правда, они, как истинные джентльмены, не оставляли без поддержки и других конкурсанток, помогая им с реквизитом.
Достаточно традиционно прошло выполнение еще одного домашнего задания — показ фрагмента работы. К его подготовке все участники подошли добросовестно, но, к сожалению, здесь просматривались два типичных недостатка такого рода публичных демонстраций.
Первый — увлечение формой в ущерб содержанию, а второй — увлечение содержанием в ущерб форме. Единства того и другого, на мой взгляд, добилась лишь Вероника Коваленко, которая с помощью двух своих коллег продемонстрировала фрагмент тренинга толерантности. В ее выступлении все было продумано до мелочей: упражнения, которые отрабатывались, были зрелищными и увлекательными. Подкупало и уверенное поведение конкурсантки на сцене, и умение контактировать со зрительным залом.
Слишком серьезное отношение участников к заданию иногда оборачивалось откровенной скукой. Это усугублялось тем, что упражнения выполнялись не детьми, а взрослыми. И часто эти имитации были не самыми удачными. Суть некоторых упражнений была неясна и явно нуждалась в комментариях.
Но с другой стороны, в проигрыше оказались и те из участников, кто сделал основную ставку на внешний эффект и подбирал для демонстрации слишком простые и неубедительные для специалистов формы работы.

СЛОЖНЫЙ ЭКЗАМЕН

У победительницы конкурса Анны Майзель самое сложное еще впереди

У победительницы конкурса
Анны Майзель самое сложное
еще впереди

По-настоящему серьезной демонстрацией профессионализма конкурсантов должно было стать третье конкурсное задание, по условиям которого они выступали в качестве консультантов на «телефоне доверия» и оказывали профессиональную помощь по различным запросам «клиентов». Это было не только самое сложное, но и самое интересное состязание. Ситуации были предложены жизненные и актуальные, и выбраны они были с большим знанием дела.
Надо сказать, что, столкнувшись с реальными и достаточно сложными проблемами, подавляющее большинство участников растерялись и продемонстрировали свое неумение сориентироваться в самой кризисной ситуации и наметить пути ее конструктивного разрешения. Печально было смотреть, как некоторые конкурсанты так и не смогли войти в роль консультанта и позволяли «клиентам» манипулировать собой, несмотря на старания «потерпевшей стороны» направить беседу в конструктивное русло.
Безусловно, здесь надо сделать скидку на волнение участников и публичный характер консультации, но «что выросло, то выросло...». Единственным участником, достойно выдержавшим это испытание, стала Анна Майзель. Она смогла установить позитивный диалог с «клиентом», ненавязчиво (с использованием метафор и сравнений) приведя его к самостоятельному принятию конструктивного решения.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

Высокий профессионализм, продемонстрированный Анной при выполнении этого задания, был настолько очевиден, что именно это и сыграло решающую роль при определении победителя конкурса, хотя в заключительном испытании все были одинаково хороши.
В ходе этого последнего испытания нужно было продемонстрировать свое хобби. Присутствующие в зале (включая членов жюри) были поражены необычайной одаренностью конкурсанток. А мне стало стыдно за то, что я не обладаю хотя бы одним из продемонстрированных талантов...
Чем только не занимаются в свободное от диагностики и коррекции время московские психологи! Они ходят с учениками в походы (Ирина Малютина), вяжут, шьют, обучая этому и своих детей, и имеют собственный домашний театр теней (Анна Майзель), изучают и коллекционируют минералы (Вероника Коваленко), блестяще владеют искусством бансай (Елена Ковалева), а также занимаются росписью по дереву и ткани, вышивкой (Елена Абрамкина).
Присутствующие не только получили истинное удовольствие, наблюдая за творческим самовыражением участников, но и узнали много интересного. Настоящим открытием стала прекрасная мини-лекция про камни (которые, оказывается, отражают душу человека) и демонстрация изготовления искусственного дерева в горшочке (бансая, по-японски).
И хотя это задание и не имело прямого отношения к профессиональному мастерству, оно позволило каждому участнику раскрыть свое «я» и к тому же получить хорошую разрядку, что, согласитесь, очень важно после напряженной работы.
К концу конкурса стало понятно, что здесь победителей и побежденных быть не может. Просто в дружном коллективе психологов Западного округа выделилось несколько человек, которые проявили себя на данный момент наиболее ярко и профессионально. Это Анна Майзель (первое место), Вероника Коваленко (второе место) и Ирина Малютина (третье место).
Остается только пожелать психологам Западного окружного управления образования г. Москвы достойно представить свой округ на городском конкурсе.

Ольга РЕШЕТНИКОВА