Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ:
ВЗГЛЯД, ПОИСК, РЕШЕНИЕ

Г.В. Безюлева,
Г.М. Шеламова
М.: Вербум-М, 2003

Эта книга, адресованная педагогам, посвящена одной из самых актуальных сейчас проблем — толерантности. Этот термин настолько стремительно ворвался в профессиональную деятельность педагогов и психологов, что кажется — он существует очень давно и про него все известно.
Но в действительности лишь небольшая часть специалистов представляет себе, что стоит за этим термином. Кроме того, долгие годы наша педагогическая система была далека от каких-либо признаков терпимости, поэтому переход к толерантному сознанию как школьников, так и самих педагогов происходит, как правило, лишь формально.
Для того чтобы сформировать у другого человека какие-либо качества, нужно самому обладать ими. Поэтому многим педагогам, да и психологам тоже, предстоит долгая и серьезная работа над собой.
В этой связи книга Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой оказалась более чем своевременной. Авторы, ставя перед собой задачу формирования толерантности как одной из важнейших сторон профессиональной подготовки педагогов, подошли к этой работе очень серьезно и ответственно. Но при этом материал изложен очень доступно, теоретическая часть иллюстрируется примерами из практики, схемами и даже рисунками.
Раздел «Психология толерантности» является одним из самых обширных. По мнению авторов книги, в основе развития толерантности лежит изменение личностных, в том числе и глубинных установок (особенно это касается взрослых людей). Приступая к работе (над собой или с другими людьми), необходимо осознавать, какие психологические изменения должны произойти у человека и на формирование каких конкретно качеств следует направить усилия.
Основными психологическими составляющими толерантности являются эмпатия, коммуникативная компетентность, принятие себя и других. Поэтому нужно иметь представление не только о самих этих качествах, но и об общих свойствах личности.
Читатели найдут здесь необходимые и достаточные сведения об основных коммуникативных качествах личности, а также о конструктивных и негативных механизмах взаимодействия человека с собой и окружающими (психологические защиты, барьеры и способы их преодоления).
С конкретными подходами к формированию толерантности читатели познакомятся в разделе «Педагогика толерантности. От теории к практике». Здесь развитие толерантности представлено как цель и средство педагогики. Авторы ненавязчиво дают понять читателям, что толерантность — это качество, которое, в первую очередь, способствует гармонизации личности самого педагога, его отношений с коллегами, учениками, окружающими людьми и миром в целом, что в конечном счете является залогом как профессионального, так и личностного благополучия.
Кроме уникального материала, раскрывающего основы толерантной педагогики, читатели найдут и конкретные программы развития толерантной культуры, которые могут быть использованы для обучения внутри педагогического коллектива и в системе повышения квалификации.

Ольга РЕШЕТНИКОВА