ТОЛЕРАНТНОСТЬ:
ВЗГЛЯД, ПОИСК, РЕШЕНИЕ
Г.В. Безюлева,
Г.М. Шеламова
М.: Вербум-М, 2003
Эта книга, адресованная
педагогам, посвящена одной из самых актуальных
сейчас проблем — толерантности. Этот термин
настолько стремительно ворвался в
профессиональную деятельность педагогов и
психологов, что кажется — он существует очень
давно и про него все известно.
Но в действительности лишь небольшая часть
специалистов представляет себе, что стоит за
этим термином. Кроме того, долгие годы наша
педагогическая система была далека от каких-либо
признаков терпимости, поэтому переход к
толерантному сознанию как школьников, так и
самих педагогов происходит, как правило, лишь
формально.
Для того чтобы сформировать у другого человека
какие-либо качества, нужно самому обладать ими.
Поэтому многим педагогам, да и психологам тоже,
предстоит долгая и серьезная работа над собой.
В этой связи книга Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой
оказалась более чем своевременной. Авторы, ставя
перед собой задачу формирования толерантности
как одной из важнейших сторон профессиональной
подготовки педагогов, подошли к этой работе
очень серьезно и ответственно. Но при этом
материал изложен очень доступно, теоретическая
часть иллюстрируется примерами из практики,
схемами и даже рисунками.
Раздел «Психология толерантности» является
одним из самых обширных. По мнению авторов книги,
в основе развития толерантности лежит изменение
личностных, в том числе и глубинных установок
(особенно это касается взрослых людей). Приступая
к работе (над собой или с другими людьми),
необходимо осознавать, какие психологические
изменения должны произойти у человека и на
формирование каких конкретно качеств следует
направить усилия.
Основными психологическими составляющими
толерантности являются эмпатия, коммуникативная
компетентность, принятие себя и других. Поэтому
нужно иметь представление не только о самих этих
качествах, но и об общих свойствах личности.
Читатели найдут здесь необходимые и достаточные
сведения об основных коммуникативных качествах
личности, а также о конструктивных и негативных
механизмах взаимодействия человека с собой и
окружающими (психологические защиты, барьеры и
способы их преодоления).
С конкретными подходами к формированию
толерантности читатели познакомятся в разделе
«Педагогика толерантности. От теории к
практике». Здесь развитие толерантности
представлено как цель и средство педагогики.
Авторы ненавязчиво дают понять читателям, что
толерантность — это качество, которое, в первую
очередь, способствует гармонизации личности
самого педагога, его отношений с коллегами,
учениками, окружающими людьми и миром в целом,
что в конечном счете является залогом как
профессионального, так и личностного
благополучия.
Кроме уникального материала, раскрывающего
основы толерантной педагогики, читатели найдут и
конкретные программы развития толерантной
культуры, которые могут быть использованы для
обучения внутри педагогического коллектива и в
системе повышения квалификации.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|