Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РАННИЕ РАБОТЫ

А.Н. Леонтьев
Под ред.
А.А. Леонтьева,
Д.А. Леонтьева,
Е.Е. Соколовой
М.: Смысл, 2003

Книга с таким названием вряд ли привлечет к себе внимание практикующего психолога. Поверхностное знакомство с ее содержанием и вступительной статьей, да и простое перелистывание страниц лишь убедят в верности первого впечатления. Действительно, это — научное издание, предназначенное для теоретиков и историков науки, далеких от психологической практики, и в частности — от образования.
Словосочетание «психология деятельности», к сожалению, мало что говорит новоиспеченным специалистам, вот если бы речь шла о фрейдизме или гуманистической психологии... Правда, даже внимательно изучив книгу, читатель не поймет, что же это за теория, так как здесь речь идет прежде всего о ее становлении. Однако неслучайно данное издание вышло в серии «Живая классика». Это значит, что в ней наверняка содержится нечто, что было бы хорошо знать тем, кто хочет считать себя психологом.
На самом деле теория деятельности — не сухая теория, родившаяся за письменным столом. А.Н.Леонтьев, по воспоминаниям современников, был выдающимся экспериментатором, а созданная им теория проверялась жизнью. Сегодня нас не удивляет факт обязательного включения действия в осмысленную деятельность, зависимости выполнения или невыполнения действия от содержания деятельности, а в свое время Леонтьеву пришлось все это представить в виде обоснованной психологической концепции.
Книга оригинально и интересно составлена — в нее вошли как самые ранние работы А.Н.Леонтьева, написанные им в 20–30-е годы, так и его поздние статьи, в которых автор дает ретроспективный анализ этого периода. Таким образом, становится понятной та внутренняя логика, которую выбрали составители сборника трудов известного отечественного психолога.
Наверняка среди практических психологов найдутся такие, кто хотел бы не только проводить исследования тревожности или психологической готовности к обучению в школе, но и поближе познакомиться с психологической теорией, в частности – созданной отечественными психологами.
Книгу совсем не обязательно читать с начала и до конца. Она состоит из относительно самостоятельных статей, каждая из которых знакомит с результатами конкретных психологических исследований. Среди работ, которые могут оказаться полезными практикующим психологам, можно назвать раздел «Диалоги с Выготским».
В то же время не хотелось бы навязывать это и ему подобные издания в качестве полезного и обязательного чтения. Сборник трудов Леонтьева является образцом серьезной психологической литературы, и было бы большой ошибкой считать, что его чтение каждому по силам.
Желание понять, что же стоит за конкретными психологическими методами работы, применяемыми в практике, — обязательное, хотя и недостаточное основание для того, чтобы поставить эту книгу на свою книжную полку.

Марина СТЕПАНОВА