ТРЕВОЖНОСТЬ, ТРЕВОГА, СТРАХ:
РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
В применении этих понятий
возникает постоянная путаница. Пожалуй, не
всякий психолог сможет внятно объяснить, чем
отличаются между собой страх, тревога и
тревожность. А между тем содержание этих понятий,
по-видимому, далеко не одно и то же.
В английском языке тревога и тревожность
обозначаются одним словом — anxiety, и при
чтении иностранной литературы для разведения
понятий надо обращать внимание на контекст их
использования. В русском языке это разные слова,
и указать на различие между ними довольно просто.
Тревога — это эмоциональное переживание, а
тревожность — психологическая особенность,
устойчивое свойство человека, характерная для
него черта. Проще говоря, если человек часто
испытывает состояние тревоги, то его считают
тревожным. Склонность человека к переживанию
тревоги является одним из основных параметров
индивидуальных различий.
Вместе с тем термин тревожность часто
используется в более широком смысле для
обозначения и переживания, и устойчивой черты.
Так, например, в психодиагностической методике Ч.
Спилбергера (в России известной в модификации
Ю.Л. Ханина) различаются ситуативная тревожность,
характеризующая состояние человека в конкретный
момент, и личностная тревожность — как
относительно устойчивое личностное образование.
Когда речь заходит о тревожности и страхе, то
разные авторы указывают на разные критерии их
различения. Можно выделить, пожалуй, пять
наиболее известных и описанных в
психологической литературе критериев,
позволяющих размежевать эти понятия.
Первый критерий — степень конкретности
угрозы, опасности, на которую реагирует
человек. Страх при этом рассматривается как
реакция на реальную, предметно-определенную
опасность, а тревожность считается переживанием
неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не
имеющей четко осознаваемого объекта и очень
часто попросту воображаемой.
Второй критерий — направленность угрозы.
Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому
существованию человека, целостности его
организма, то есть в случае «витальной угрозы», а
тревожность — когда, опасность связана с
разрушением ценностей человека, его отношений с
другими людьми, его потребностей, иначе говоря,
когда угроза является личностной. Тут можно
вспомнить слова Ф. Перлза (цит. по А.М. Прихожан):
«Я склонен считать, что всякая тревога есть
боязнь перед публикой. Если это не боязнь перед
публикой (т.е. связанная с исполнением), тогда
рассматриваемое явление есть страх. Или тревога
является попыткой преодолеть страх «ничто»,
часто представляемое в форме «ничто = смерть».
Третий критерий — способ реагирования
человека. От страха человек ведет себя либо
стенически, либо астенически. В первом случае он
проявляет невероятную активность, например
убегает со скоростью, которой позавидовал бы
спринтер-чемпион, или одним махом перепрыгивает
через высоченный забор (здесь уже возникает
предмет зависти для спортсменов другого
профиля), или вступает в схватку с предметом
страха, демонстрируя неожиданную силу (храбрец
позавидует). Во втором случае человек просто
цепенеет, теряя вообще способность к активности
(как кролик перед удавом). Тревожность обычно
порождает другой способ реагирования —
недифференцированную поисковую активность.
Четвертый критерий — сложность
организации переживания. Страх, будучи
базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще,
чем тревожность, которая рассматривается как
некая «надстройка», формирующаяся на основе
страха в комбинации с другими базовыми эмоциями,
а потому имеющая более сложную организацию.
Пятый критерий — интенсивность
переживания. Так, иногда полагают, что можно
выстроить следующий ряд переживаний по степени
их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг,
ужас. Последние четыре состояния характеризуют
разные оттенки страха. Однако большую
популярность приобрела концепция явлений
тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены
эмоциональные состояния, закономерно сменяющие
друг друга по мере нарастания состояния тревоги:
ощущение внутренней напряженности,
раздражительность, собственно тревога, страх,
ощущение неотвратимости надвигающейся
катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение.
Анализируя указанные критерии, легко увидеть,
что не все они практически применимы, а некоторые
вызывают возражения. Бывает, например, совсем
непросто различить «витальную» угрозу и угрозу
личности и социальным контактам человека.
Скажем, как следует назвать то чувство, которое
испытывает школьник перед экзаменом? Ведь он
может воспринимать ситуацию экзамена как
угрожающую не только его самопредставлениям, но
и буквально — своему хрупкому организму (и, между
прочим, он прав).
Разделение страха и тревожности по способу
реагирования довольно условно, так же как и
рассмотрение тревожности в качестве комбинации
разных базовых эмоций.
Наиболее понятным, доступным и практически
используемым критерием является, по-видимому,
первый: страх провоцируется конкретной угрозой,
а тревожность является безобъектным
переживанием. Убедительной кажется и концепция
явлений тревожного ряда, позволяющая обозначить
достаточно четкие различия между тревожностью и
страхом.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
|