ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ОЦЕНКА
Девятый класс сдает
первый в своей жизни «настоящий» экзамен:
математика, письменно. Все уже сидят за своими
партами в ожидании торжественного выноса
экзаменационного задания. Дети волнуются, но не
очень: они готовились, их хорошо учили, их здесь
любят и в обиду не дадут...
Учительница математики, молодая и красивая Ирина
Петровна, больше похожа на фурию. Смотреть на нее
страшно и немного неловко. Ее взгляды полны
недоброго огня, движения порывисты и угрожающи:
она протягивает листочек, а кажется — сейчас
ударит. Опоздавшего ученика буквально сметает
ураган ее возмущения. На самом деле она очень
хороший учитель и славный человек, ее любят дети
и уважают коллеги. Это она просто волнуется...
ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ
Всем известно, это уже превратилось в
азбучную истину, что педагогическая
деятельность насыщена напряженными ситуациями и
различными факторами, связанными с возможностью
повышенного эмоционального реагирования.
К напряженным исследователи относят чуть ли не
все типовые ежедневные ситуации, с которыми
сталкивается учитель.
· Ситуации взаимодействия учителя с
учащимися: нарушения дисциплины и правил
поведения на уроке, непредвиденные конфликтные
ситуации, непослушание, игнорирование
требований учителя, «глупые» или не связанные с
темой урока вопросы, — по сути дела, любое
поведение ребенка, выходящее за границы
«правильного».
· Ситуации, возникающие во
взаимоотношениях с коллегами и администрацией
школы: резкие расхождения во мнениях,
перегруженность поручениями, конфликты при
распределении нагрузки, чрезмерный контроль
администрации за ходом учебно-воспитательного
процесса, нововведения в школе и многое другое.
То есть все, что так или иначе расширяет
привычные рамки или предполагает оценку
деятельности педагога с точки зрения ее
успешности.
· Ситуации взаимодействия учителя с
родителями учащихся: расхождения в оценке
ученика учителем и родителями, невнимание со
стороны родителей к воспитанию детей и многое
другое.
Внимательно прочитав этот перечень, невольно
задаешься вопросом: а что в профессиональной
деятельности не вызывает у педагога напряжения?
Итак, по степени напряженности нагрузка учителя
в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров,
генеральных директоров и президентов
ассоциаций, то есть профессионалов, тоже
непосредственно, как и педагог, работающих с
людьми.
Казалось бы, после такой констатации остается
только опустить руки — в знак признания
невозможности что-либо изменить в эмоциональном
состоянии учителя и, по касательной, в
эмоциональных переживаниях его учеников. Но,
уважаемые читатели, вчитайтесь, пожалуйста, в
следующую цитату, взятую мною из книги Е.М.
Семеновой: «Условия деятельности становятся
напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются,
понимаются, оцениваются людьми (подчеркнуто
мной. — М.Б.) как трудные, сложные,
опасные». Получается, дело не только в том, что
педагогическая деятельность трудна сама по себе
(кто же с этим спорит!), но еще и в том, что она субъективно
воспринимается педагогами как сложная, опасная,
что многократно усиливает напряженность их
эмоционального состояния.
Но почему? Почему ситуация постоянного общения с
людьми, управления деятельностью другого, столь
знакомая многим профессионалам, именно у
педагогов связана с сильными эмоциональными
переживаниями, тревожными реакциями?
Тому есть множество причин, и на некоторых из них
хотелось бы остановиться.
ПОДОБНО БАБОЧКЕ
Когда я пришла работать психологом в школу,
меня, студентку пятого курса, поразило, как
сильно переживали педагоги сам факт моего
присутствия на уроке. Можно было сколько угодно
объяснять, что я пришла анализировать не их
работу, а наблюдать за отношениями детей,
поведением отдельных учащихся в ситуации урока.
Но это ничего не меняло. Их волнение и
нервозность сквозили во всем, а после урока они,
как правило, подходили ко мне и либо долго
объясняли, почему сегодня у них не получилось все
так, как им бы хотелось (как будто я была в
состоянии это заметить, учитывая мою слабую
педагогическую подготовку!), либо спрашивали, как
мне понравился урок. Когда же я переводила
разговор на детей, они сразу скучнели.
Это было давно. С тех пор изменилась и я, и сами
педагоги. Однако меня по сей день поражает страх,
охватывающий педагога перед открытым уроком,
выступлением на педсовете, любой формой
предъявления себя и своей деятельности.
Казалось, они предъявляют ее детям каждый день,
откуда столько эмоций?
Мне кажется, все дело в ее величестве ОЦЕНКЕ.
Деятельность педагога глубоко оценочна. Оценка
эта внешняя, формальная, привязанная к
определенному набору знаний и умений, которые
необходимо проверить и оценить. Оценочное
отношение к ребенку, по сути — восприятие его как
объекта педагогической оценки, неизбежно
распространяется и на другие сферы деятельности:
отношение к коллегам, родителям и... самому себе.
Педагог самого себя воспринимает как объект
оценки: со стороны администрации, коллег,
родителей.
Понимаете, что происходит? Когда ребенок выходит
к доске, для педагога он выходит не для того,
чтобы углубить свои знания и суметь их
актуализировать при решении задачи, не для того,
чтобы показать, как он вырос по сравнению с
прошлым выходом к доске, и не для того, чтобы
преодолеть свое стеснение, страх публичного
ответа или другие трудности развития, а для того,
чтобы быть оцененным. Как бабочка, еще живая
минуту назад, попадает в руки исследователя или
коллекционера для того, чтобы быть пришпиленной
к листу картона, описанной по определенным
критериям и поименованной.
Когда учитель выступает перед коллегами, он
воспринимает себя не как специалиста,
демонстрирующего возможности той или иной
технологии, новый методический прием, не как
передающего свой живой опыт человека, а как
объект внешней оценки. В его субъективной
картине мира его в этот момент соотносят с
определенными формальными критериями оценки,
пришпиливают к определенной бирочке. Ему дают
оценку, и она должна быть только отличной, иначе
— полный провал, ощущение профессиональной и
личной несостоятельности.
Естественно, что любая ситуация публичной
презентации себя невероятно тревожна!
ЗАЩИЩАЯ СЕБЯ
Но проблема оценочного восприятия себя и
окружающих не исчерпывается одними лишь
ситуациями публичной презентации. Похоже,
оценочность становится глобальным свойством
самооценки педагога. Его самооценка,
самоуважение, самопринятие с годами становятся
связанными с внешней оценкой, внешней
успешностью педагогической деятельности, а
следовательно — с успешностью его учеников, так
как главная оценка труда учителя — это
успеваемость по его предмету детей.
Вот мы и подходим к самому существенному. Ученик,
его успешность, получаемые им оценки и
демонстрируемое на уроке поведение — главный
источник внешней оценки и самооценки педагога.
Ученик, ведущий себя в соответствии с
каноническими представлениями о воспитанном
ребенке и демонстрирующий высокие знания по
предмету, — источник позитивной самооценки. Но
таких немного. Все остальные — травмирующий
фактор в профессиональной деятельности
педагога.
Самим фактом нарушения дисциплины,
неподготовленности к уроку, плохим ответом у
доски ребенок наносит учителю глубокую
эмоциональную травму — снижает его самооценку и
самоуважение. Он не знает об этом, и слава богу! Но
об этом не знает и сам учитель: он раздражается на
ребенка, ругает его, наказывает, считая, что
делает это ради блага ученика. Однако по большому
счету он в эти моменты защищает свое «Я», свое
право считать себя хорошим, успешным, достойным
уважения.
К таким вот бедам приводит внешняя оценочность
деятельности педагога. Особенно сильно
деструктивное влияние оценочности проявляется в
конфликтных ситуациях. Все усилия взрослого
направляются не на устранение причин конфликта,
а на сиюминутное сохранение целостности своего
«Я»: обвинение другого, уход от взаимодействия,
вытеснение неприятной информации из сознания.
Очень часто в этой ситуации применяются
различные репрессивные меры по отношению к
ученикам: злоупотребление двойками, запись в
дневник, выговоры, нотации, наложение различных
санкций через родителей, администрацию...
ПЕРЕНЕСТИ АКЦЕНТ
Можно ли что-то изменить в педагогической
деятельности, как-то снизить вес и роль
формальной внешней оценки, избавив учителя от ее
тотального гнета? Да, хотя сделать это не просто.
Прежде всего, необходимо освободить от жесткой
оценочности отношения «учитель — ученик».
Сейчас предпринимаются попытки уйти от
формальной оценки в начальной школе, правда,
попытки эти скорее декларативного характера:
убрали оценки, ввели «цветочки» и «солнышки».
Нельзя убрать оценку вообще, без нее очень трудно
осуществлять процесс научения. Но нужно
перенести акцент на оценку внутреннюю: «Я расту в
отношении самого себя» – и оценку качественную:
«Сегодня я делаю это более рационально (или
точно), чем вчера».
Есть потенциал в рейтинговой системе оценок.
Критериальный подход к оцениванию процесса и
результата учебной деятельности — еще один
ресурс, который в последние годы активно
осваивается в среднем образовании. Все эти
способы помогают разомкнуть жесткую сцепку
формальной внешней оценки учебного труда
ребенка и самооценки учителя и резко снизить
напряженность в их отношениях и во внутреннем
мире самого педагога.
Снижение веса формальной оценки в оценивании
качества педагогического труда — процесс
длительный, а работать с крайне опасной
ситуацией нужно уже сегодня. Что может сделать
психолог? Прежде всего, необходимо помочь
педагогам — тем, кто готов встретиться со своей
проблемой лицом к лицу, — осознать источник
собственного эмоционального напряжения. Он — в
них самих.
Работа педагога трудна, но в ней таится множество
возможностей для творчества, радости,
самоуважения. Столько же, сколько и источников
саморазрушения. На чем построить свою жизнь в
профессии, свое отношение к детям и коллегам —
выбор каждого.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|