Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

  ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

По материалам книги
Е. Лютовой и Г. Мониной
(СПб.: Речь, 2002)

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по трем основным направлениям:

повышение самооценки ребенка;
обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях;
снятие мышечного напряжения.
Приводим примеры такой работы.

Повышение самооценки
В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка поместить фотографию ребенка. А на лепесточках, соответствующих дням недели, — информацию о результатах ребенка, которыми можно гордиться. Позднее заполнение лепестков можно поручить самим детям, воспитывая у них положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно также систематически сообщать о достижениях ребенка его родителям.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Я дарю тебе...», «Комплимент», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

Обучение саморегуляции
На примерах из литературы можно показать детям, как ведут себя смелые люди. Объяснить, что смелый человек, это не тот, кто не боится (таких людей просто нет), а тот, кто умеет свой страх преодолеть. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал, чего он боится или боялся. Подобное обсуждение поможет понять ребенку, что он не один такой, что у сверстников тоже существуют проблемы, сходные с теми, которые, как он думал, есть только у него. Также он услышит от сверстников варианты решения этих проблем.
Совместное с ребенком сочинение сказок и историй научит его выражать свою тревогу и страх. Даже если он приписывает эти качества не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего напряжения. Можно использовать ролевые игры с куклами, разыгрывая те ситуации, которые наиболее волнуют ребенка. Также полезно применять в работе с тревожным ребенком ролевые игры, где предложить ему сыграть роль смелого, отважного героя.

Снятие мышечного напряжения
(по М.И. Чистяковой)
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, опустите штангу на пол. Стало легко. Отдохните. Еще раз.

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой – насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это звуком «ссс». С каждой «подачей воздуха» мяч надувается все больше. Вначале он выпрямляет ноги, затем туловище, голову. Далее напрягается, надувая щеки и отводя руки в сторону. Задерживает воздух. Мяч надут. Насос перестает работать. «Шланг насоса» выдергивается. Из мяча со звуком «шшш» начинает выходить воздух. Тело вновь обмякает, возвращаясь в исходное положение.
Затем играющие меняются ролями.