Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ
С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ:
ВИДЕОПОСОБИЕ

М. Панфилова
ЦПП «Катарсис», Москва

Обучить начинающих специалистов приемам развивающей и коррекционной работы с детьми не так-то просто. Несмотря на огромное количество книг, программ и методических разработок, успеха добивается далеко не каждый. Иногда психологам или педагогам нужно пройти длительную череду мелких поражений и побед, прежде чем их работа станет эффективной.
Часто специалисты, попробовав одну из методик или программ и не добившись желаемого результата, начинают поиски новых, более «эффективных» приемов. И так может продолжаться до бесконечности. Но настоящее мастерство появляется только тогда, когда психолог осознает, что эффективность его работы зависит не от супермодных методов, а от знания незаметных на первый взгляд тонкостей и нюансов собственного поведения и особенностей самого ребенка.
Существуют два пути достижения такого профессионализма. Первый — долгая практическая работа, связанная с приобретением собственного опыта, и второй — активное обучение у настоящего профессионала, прохождение обучающих тренингов и мастер-классов. Своеобразной заменой непосредственного обучения может стать работа с видеопособием. К такой мысли я пришла после просмотра обучающего видеофильма М. Панфиловой — известного специалиста по коррекционной и развивающей работе с детьми.
По содержанию эту продукцию можно отнести к жанру методического пособия. Непосредственной демонстрации работы с детьми предшествует вступительная беседа, в которой автор знакомит с основными причинами нарушений эмоционального развития у детей, а также с возрастными и личностными особенностями проявления тревоги, страха и агрессии.
М. Панфилова подходит к эмоциональному неблагополучию детей как к целостной проблеме, справедливо считая, что одни эмоциональные проявления (например, агрессия), тесно связаны с другими (тревога, страхи), поэтому оптимальным здесь является комплексный подход к коррекции и развитию ребенка.
Видеопособие состоит из двух частей. В первой представлены методы, направленные на осознание детьми собственных эмоций и эмоций другого человека. Демонстрируя те или иные приемы работы, автор постоянно сопровождает их комментариями и дополнительной информацией, касающейся целей проведения упражнения и его влияния на детей, особенностей проявления у них тех или иных эмоций.
Во второй части демонстрируется непосредственно коррекционная работа с детьми, имеющими реальные эмоциональные проблемы. Здесь выделяются две группы нарушений — тревога и агрессия. Выстраивая систему работы с этими негативными эмоциональными проявлениями, автор демонстрирует широкий арсенал методов и приемов: элементы сказко-, игро- и арт-терапии, упражнения на рефлексию собственного эмоционального состояния, обучение приемам снятия негативных эмоциональных ощущений и состояний.
Но самым привлекательным в этом фильме является то, что автор щедро делится со зрителями секретами мастерства. М. Панфилова не только тщательно «препарирует» свою работу, раскрывая методические подходы и приемы, но и направляет внимание на мельчайшие детали поведения и реакции детей, которые так значимы для эффективной работы с ними.

Ольга РЕШЕТНИКОВА