КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ
С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ:
ВИДЕОПОСОБИЕ
М. Панфилова
ЦПП «Катарсис», Москва
Обучить начинающих
специалистов приемам развивающей и
коррекционной работы с детьми не так-то просто.
Несмотря на огромное количество книг, программ и
методических разработок, успеха добивается
далеко не каждый. Иногда психологам или
педагогам нужно пройти длительную череду мелких
поражений и побед, прежде чем их работа станет
эффективной.
Часто специалисты, попробовав одну из методик
или программ и не добившись желаемого
результата, начинают поиски новых, более
«эффективных» приемов. И так может продолжаться
до бесконечности. Но настоящее мастерство
появляется только тогда, когда психолог
осознает, что эффективность его работы зависит
не от супермодных методов, а от знания незаметных
на первый взгляд тонкостей и нюансов
собственного поведения и особенностей самого
ребенка.
Существуют два пути достижения такого
профессионализма. Первый — долгая практическая
работа, связанная с приобретением собственного
опыта, и второй — активное обучение у настоящего
профессионала, прохождение обучающих тренингов
и мастер-классов. Своеобразной заменой
непосредственного обучения может стать работа с
видеопособием. К такой мысли я пришла после
просмотра обучающего видеофильма М. Панфиловой
— известного специалиста по коррекционной и
развивающей работе с детьми.
По содержанию эту продукцию можно отнести к
жанру методического пособия. Непосредственной
демонстрации работы с детьми предшествует
вступительная беседа, в которой автор знакомит с
основными причинами нарушений эмоционального
развития у детей, а также с возрастными и
личностными особенностями проявления тревоги,
страха и агрессии.
М. Панфилова подходит к эмоциональному
неблагополучию детей как к целостной проблеме,
справедливо считая, что одни эмоциональные
проявления (например, агрессия), тесно связаны с
другими (тревога, страхи), поэтому оптимальным
здесь является комплексный подход к коррекции и
развитию ребенка.
Видеопособие состоит из двух частей. В первой
представлены методы, направленные на осознание
детьми собственных эмоций и эмоций другого
человека. Демонстрируя те или иные приемы работы,
автор постоянно сопровождает их комментариями и
дополнительной информацией, касающейся целей
проведения упражнения и его влияния на детей,
особенностей проявления у них тех или иных
эмоций.
Во второй части демонстрируется непосредственно
коррекционная работа с детьми, имеющими реальные
эмоциональные проблемы. Здесь выделяются две
группы нарушений — тревога и агрессия.
Выстраивая систему работы с этими негативными
эмоциональными проявлениями, автор
демонстрирует широкий арсенал методов и приемов:
элементы сказко-, игро- и арт-терапии, упражнения
на рефлексию собственного эмоционального
состояния, обучение приемам снятия негативных
эмоциональных ощущений и состояний.
Но самым привлекательным в этом фильме является
то, что автор щедро делится со зрителями
секретами мастерства. М. Панфилова не только
тщательно «препарирует» свою работу, раскрывая
методические подходы и приемы, но и направляет
внимание на мельчайшие детали поведения и
реакции детей, которые так значимы для
эффективной работы с ними.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|