ЧЕСТНАЯ ШКОЛА
На страницах
еженедельника «Школьный психолог» публикуются
очень разные статьи. Наверное, одни нравятся
больше, другие меньше. Но есть и такие, которые
берут за живое, и приходится лишь удивляться
смелости и откровенности их авторов.
Раньше о наболевшем было принято говорить лишь в
кругу друзей по вечерам на кухне, теперь
появилась возможность публично рассказать о том,
о чем раньше предпочитали помалкивать.
МУКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье Николая Пряжникова «Школа по
понятиям» (№ 46, 2003) шла речь о
школьном вымогательстве. Автор рассказывал о
получившем широкое распространение
репетиторстве, когда учителю оказывается
выгодной ситуация недостаточного усвоения
знаний учениками, побуждающая родителей
выкладывать деньги за дополнительные уроки.
Автор «прошелся» и по психологам, работающим в
престижных московских школах, где
психологическая готовность к обучению нередко
подменяется готовностью родителей заплатить
определенную сумму «на нужды школы». Из бесед со
своими знакомыми знаю, что сегодня это явление
захлестнуло не только престижные школы.
Невольно хочется вместе с автором статьи
помечтать о том прекрасном будущем, когда
образование перестанет быть бизнесом, а снова,
как в забытые давние времена, будет важнейшим
государственным делом. Но уж если это бизнес, то и
вести его следует честно, не правда ли?
Тогда, накануне Нового года, не хотелось думать о
грустном. Об этой статье мне вспомнилось
значительно позже, когда приблизилось время
приема детей в первый класс. Признаюсь честно,
что рассчитывать на какие-либо изменения в
лучшую сторону нет никаких оснований.
Во времена моей студенческой молодости о карьере
практического психолога приходилось только
мечтать. Нас, выпускников 80-х, готовили к работе в
научных лабораториях и вузах. А так хотелось
почувствовать себя Психологом — человеком,
способным разобраться в причинах и механизмах
поведения не людей вообще, а конкретного
человека. Меня интересовали не полученные в
лабораторных исследованиях данные (этим мы
занимались в ходе практикума), имевшие лишь
теоретическое значение, а изучение психических
особенностей ребенка (учителя, врача...) с целью
оказания ему психологической помощи. Мне всегда
казалось, что психология — наука отдельного
случая, не укладывающегося в
среднестатистические рамки.
Сложившееся представление о психологии и миссии
психолога никак не вязалось с реальностью, и в
голову стали приходить мысли об ошибке в
профессиональном самоопределении. И вдруг
совершенно неожиданно появилась ставка
психолога в школе — сразу подумалось: вот оно, то,
о чем мечталось. Первые шаги были окрашены
противоречивыми чувствами: с одной стороны,
радость, с другой — боязнь не справиться с
абсолютно новыми задачами, о решении которых не
рассказывалось на лекциях и даже прочитать еще
было негде.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЕССИЛИЕ
В то время казалось, что психолог не имеет
права ошибаться, ведь от его профессионализма
зависит, как и в какой школе будет учиться тот или
иной ребенок. Даже недолгое общение с ребенком
превращало его в нечужого.
Вспоминается маленькая, худенькая, но очень
смышленая девочка, поступавшая в первый класс.
Она оказалась лучше всех остальных детей
подготовлена к школе: и произвольное поведение, и
широкая эрудиция, да и с задачами Пиаже
справилась не в пример всем остальным. Вдруг
узнаю, что она «не прошла по конкурсу», так как
недобрала баллы, а значит, якобы читала и считала
хуже своих сверстников, что представлялось
крайне маловероятным. Иду к директору, и мы
выясняем, что девочка случайно не попала в списки
первоклассников. Сейчас она учится в 7-м классе и
создает неплохую репутацию школе, получая
грамоты на олимпиадах и марафонах. Семь лет назад
я не придала этому факту особого значения и,
наверное, забыла бы, но...
Годы работы в школе постепенно убеждали, что
ошиблась не школьная администрация, а я, поверив
в бескорыстие ее помыслов и «случайность»
ошибок. Я по-прежнему работаю в школе и делаю то,
что, по-моему, должен делать школьный психолог.
Однако все чаще чувствую собственное бессилие
перед машиной власти в лице администрации.
Запросы психологу нередко носят формальный
характер, и административные решения, якобы
основанные на полученных мною данных, зачастую
оказываются никак с этими данными не связаны. С
ними «считаются», если они подтверждают верность
выбранной линии поведения, но их замалчивают,
если они не соответствуют ожидаемым результатам.
А есть ли другие школы?
Меня несколько раз приглашали в гости в частную
школу и даже более того — предлагали поработать
там психологом. До последнего времени я
деликатно отклоняла такие приглашения, находясь
под влиянием противоречивых отзывов о
негосударственном образовании и опасаясь
оказаться в проигрышном положении, так как моя
школа для меня — это, прежде всего, дети и
педагоги, с которыми меня уже многое связывает.
Дети меня, как правило, радуют несмотря на свои
выходки, а что касается профессионального
общения с педагогами, то оно не только не
утомляет, а, наоборот, обогащает.
Однако под влиянием описанных выше событий
школьной жизни всерьез задумываюсь о переходе в
частную школу. Потому что частная школа мне
кажется честной школой. Постараюсь объяснить,
почему я так думаю.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
В частную школу попадают дети, родители
которых могут заплатить за их образование. При
этом все дети находятся в равных условиях:
родители вносят одинаковую для всех плату, и им
самим не грозит опасность не увидеть себя в
списках зачисленных в первый класс.
С родителями заключается договор, согласно
которому они обязуются платить за пребывание
своих любимых чад в школе. Государственная школа,
как известно, считается бесплатной, но из этого
правила существует множество исключений,
столкновение с которыми выводит из себя даже
профессиональных психологов, призванных обучать
других адекватным образом переживать трудности
и неприятности. Как показывает практика, диплом
психолога еще не гарантирует душевного
спокойствия.
Отдаю себе отчет в том, что вижу лишь одну сторону
частной школы, и мой сторонний взгляд, говоря
психологическим языком, отличается
эгоцентризмом. На самом деле работы в частной
школе не только не меньше, а даже больше, чем в
государственной, несмотря на ее малочисленность.
Во-первых, ни для кого не является секретом, что в
частной школе нередко оказываются проблемные
дети, которые по ряду причин не могут усвоить
программу массовой школы. Они нуждаются в
специально организованном педагогическом
руководстве. Причем иногда они отличаются от
своих нормально развивающихся сверстников лишь
замедленностью мыслительных процессов, что
выступает серьезным препятствием успешного
обучения. От психолога в данном случае требуется
подобрать учебные задания, адекватные
возможностям ребенка. Задача вроде бы и
несложная, но не решаемая в условиях массовой
школы. Мне приходилось встречаться с такими
детьми в обычной школе: их неуспеваемость
прогрессировала, что с возрастом усугублялось
глубокими переживаниями по поводу собственной
неполноценности.
Во-вторых, критерии оценки работы психолога в
частной и государственной школе сильно
отличаются друг от друга. Если посмотреть
разработанное Министерством образования
положение о школьной психологической службе, то
нетрудно заметить, что школьный психолог
отчитывается количеством проведенных
диагностических обследований и коррекционных
занятий, и его вклад в общее дело образования
исчисляется в часах. В частной школе принимается
во внимание не количество построенных графиков и
заполненных таблиц, а эффективность проделанной
работы. Особенно ценится профилактическая
работа, направленная на предупреждение
нежелательных отклонений в поведении и
успеваемости. В связи с этим вспоминается
древняя практика врачевания на Востоке, когда
врач получал вознаграждение до тех пор, пока его
пациент оставался здоровым.
От психолога действительно многого ждут в
частной школе, нередко на него возлагают слишком
большие надежды, но ему и доверяют. Его мнение
является если не решающим, то очень весомым при
составлении индивидуальной программы обучения.
Заманчиво, не правда ли? В этих условиях
перестаешь чувствовать себя ненужным элементом,
появляется желание узнать больше и сделать
лучше.
СЛОЖНЫЙ ВЫБОР
Пока что в частную школу я не перешла, так как
уверена, что там меня ждут новые проблемы, о
существовании которых я даже и не подозреваю.
Признаюсь честно, что мне очень не хочется
уходить из своей школы, расставаться с
педагогами и детьми. За годы совместной работы мы
научились понимать и поддерживать друг друга, не
отчаиваться, попав в безвыходные, казалось бы,
ситуации. Не хватает мужества (или чего-то еще)
отказаться от детей, которые не боятся
обратиться за советом и помощью. Признание,
которое не столько высказывается, сколько
читается в глазах детей и их родителей, любимых
педагогов, пока что перевешивает груз
недовольства собственным положением.
А что вы скажете, дорогие читатели?
В упомянутой выше публикации Н. Пряжникова
сказано, что обсуждение проблемы — условие ее
разрешения, пусть даже и в отдаленной
перспективе. Можно ли сделать честной не только
частную школу, и если ответ утвердительный, то
как это сделать?
Вера ПРАВДИНА,
психолог
|