Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ТРИ ПАРАДОКСА

Уважаемая редакция! Пишу это обращение к вам, так как здесь (в нашем районе) уже не осталось специалистов, способных ответить на постоянно возникающие передо мной вопросы.
Я всего лишь три месяца работаю психологом в школе, но то количество парадоксов, которые я обнаружил за это время, не позволяют мне присоединиться к мнению, что российское образование, как и сама Россия, на пути выхода из затяжного экономического и социального кризиса.
Что касается социального кризиса, а вместе с ним и кризиса системы образования, то он, по-моему, не просто не разрешается, но и постоянно усугубляется, о чем свидетельствует анализ деятельности школ нашего района и области.

Парадокс 1. Успеваемость растет, а интеллектуальные способности детей снижаются.

Об успеваемости говорит сравнительный анализ итоговых оценок за четверть, учебный год и т.д. Об интеллектуальных способностях я могу судить, исходя из личного опыта общения с детьми. Я вижу невооруженным глазом слабую мотивацию к учебной деятельности, низкий уровень логического мышления, эрудиции, самостоятельности, способности к анализу и выводам. То же самое отмечают и некоторые педагоги.
Посещая занятия, я наблюдаю откровенную направленность работы педагога на оценки, неоправданное выставление высоких оценок.
Отсюда вопрос: В чем причина такого откровенного завышения оценок? Возможно, в том, что уровень квалификации педагога (а значит, и размер его заработной платы) почти напрямую зависит от успеваемости, выраженной в итоговых баллах, поэтому педагог считает себя вправе закрывать глаза на то, как на самом деле идет развитие конкретного ребенка. Последствия этой лжи для ребенка и для самого себя могут быть самыми разными, но в любом случае — негативными.
Может быть, причина в том, что педагоги не видят и не осознают этой проблемы, доведя свою работу до автоматизма, утратив мотивацию к творческой педагогической деятельности. А может быть, в том, что «бюрократические сети» доведены до абсурдных размеров и количество инстанций, контролирующих процесс воспитания и обучения, а также выполнение норм безопасности детей, слишком велико. Из-за этого и руководство школы, и сами педагоги вынуждены работать только на выполнение предписаний и оформление документации, к коей относится и журнал оценок. Возможно, что имеют место все три причины или существует еще какая-то четвертая причина.
Я даже допускаю, что отмеченный мною парадокс является надуманным или характерным только для той школы, в которой я работаю.

Парадокс 2. Мы идем no пути гумманизации процесса школьного образования, все более увеличивая нагрузку на детей и количество предъявляемых к ним требований.

Кстати, этот же факт, по всей видимости, является причиной отсутствия мотивации ребенка к обучению, но мне непонятно другое.
Вопрос: Кем, когда и как было доказано, что чрезмерное увеличение нагрузки на учеников обеспечит рост их интеллектуальных показателей?
Многие педагоги говорят мне о том, что количество изучаемого материала по каждому предмету (согласно программе Минобразования) настолько велико, что, пытаясь успеть за программой, приходится знакомиться с темой очень поверхностно. Родители успешных детей подтверждают, что цена этих успехов — почти полное отсутствие досуга.
О последствиях этого также все наслышаны, и в глобальном смысле это же является одной из причин усугубления социального кризиса.
Возможно, я опять заблуждаюсь и мою точку зрения никто не поддержит, но...

Парадокс 3. Мы все (имеются в виду люди, работающие в системе образования, в том числе педагоги, руководство, чиновники и т.д.) осознаем, что проблема — это главный источник развития, но при этом стараемся всячески избежать любых проблем, в большинстве случаев просто закрывая на них глаза.

О чем это говорит? Анализируя, как выстраиваются взаимоотношения на уровнях «директор школы — учитель» и «специалист роно — директор школы», и проецируя их на более высокие уровни, я сделал вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев субъекты системы образования посвящают свою деятельность тому, чтобы избежать критики со стороны вышестоящего субъекта. Такая ситуация отслежена мной только на двух уровнях, но я взял на себя смелость спроецировать ее и на более высокие уровни и предположить, что и там мы не найдем кардинальных отличий.
Получается следующая картина: педагог во избежание критики со стороны директора делает все (правильно оформляет документы; запрещает детям рассказывать о том, что делается в классе; формально, но вовремя проводит мероприятия; ставит и просит других педагогов ставить завышенные оценки и т.д.), чтобы директору показалось, что в классе все идет хорошо. Директор, отчитываясь перед специалистами районного отдела образования, предпочитает умолчать о том, что творится в школе. Потому что и работники роно заинтересованы в том, чтобы «все было тихо» и чтобы не привлекать излишнего внимания со стороны специалистов облоно, которым тишина тоже выгодна.
Это очень удобная политика — «не выносить сор из избы», которая одобряется всеми субъектами образовательного процесса. Отчасти и я с этим согласен. Но мне кажется, что тот «сор», который свидетельствует о постоянно нарастающем кризисе нашей системы образования, напротив, должен быть виден всем. Ведь первым шагом на пути к решению проблемы является обнаружение и осознание этой проблемы.
Насколько я понимаю, в настоящий момент это не всем под силу. И прежде всего тем, кому мешает страх остаться без работы, тем, кому безразлична судьба будущих поколений, и тем, кто думает, что его это не коснется. Выходит, что повсеместно и всеми в гигантских размерах генерируется ложь. А мы все знаем, что происходит с системой, построенной на лжи.
Вопрос: Что мне делать дальше?
Писать во все инстанции, кричать на весь мир, пытаясь таким образом обозначить для всех и решить обнаруженную и осознанную проблему?
Подниматься по служебной лестнице, затем баллотироваться в депутаты или на пост президента, чтобы решить проблему «сверху»?
Заниматься своим делом и ждать, что все разрешится само собой, потому что те, кто работает в Министерстве образования, и без меня обо всем знают и постоянно занимаются решением проблем такого рода?
Признаться себе в том, что я неправильно понимаю ситуацию и излишне паникую?
Осознать, что подобная ситуация характерна только для той школы, в которой работаю я, или для малой части школ, в которых еще сохраняются пережитки советского авторитаризма, и заняться решением проблемы внутри своей школы?
Я допускаю любые ответы на свои вопросы, так как сам не уверен ни в одном ответе, равно как и в актуальности самих вопросов, и надеюсь здесь на вашу помощь. Вопросы возникают ежедневно, чему я искренне рад, потому что имею возможность для саморазвития, отвечая на них.
Что касается школы, психологом которой я являюсь. Когда я сюда пришел, то на первом же педсовете обнаружил, что педагогический коллектив разбит на два лагеря: «молодые» и «старые» — «новаторы» и «консерваторы». В настоящий момент я с болью в сердце наблюдаю, как неотвратимо тает лагерь «молодых новаторов», как искусно владеет лагерь «старых консерваторов» методом массового психологического подавления. И я пока ничего не могу с этим поделать.
Я молод (мне 22 года) и еще верю, что все наладится, а еще хочется верить, что все не так уж и плохо и сейчас. Взявшись за эту работу, я задаю себе еще один вопрос: Можно ли в одиночку решить столь глобальную проблему, или гораздо полезней будет нести ответственность только за воспитание собственных детей?
Я не могу обвинять в чем-то «старых консерваторов». Они — продукт старой системы, которая оказалась на удивление стойкой и живучей. Кроме того, она пользуется поддержкой со стороны субъектов образования на всех уровнях, которые вполне законно считают, что правы. Я тоже считаю, что совсем не обязательно разрушать старое, если новая власть не имеет своего, нового варианта системы образования. Было бы вполне достаточно «размягчить» старую окаменелую систему образования (которой тоже вполне оправданно мы когда-то гордились), чтобы безболезненно что-то в ней изменить.

С уважением
Михаил Юрьевич

Е-mail: vermitchel@mail.ru

 


Уважаемый Михаил Юрьевич!
Ваше письмо трудно оставить без ответа не только потому, что в нем заданы прямые вопросы, но и потому, что эмоции и мысли, высказываемые вами, очень близки и понятны. Часть из них уже прожита, часть актуальна сейчас, какие-то вопросы я впервые ставлю перед собой благодаря вам.
Прежде всего, примечательно то, что вы ставите вопросы и замечаете так называемые «парадоксы», которые выходят за пределы непосредственной компетенции школьного психолога. Это значит, что вы видите свою работу — ее назначение и ее проблемы — в контексте образования в целом, не ограничиваясь трудностями диагностики, тренинговой работы или каких-либо иных собственно психологических частностей. Вы позиционируете себя как специалиста системы образования, и это очень важно. Многим психологам, увы, свойственно замыкаться в кругу своих локальных задач и проблем.
Что касается выделенных вами «парадоксов». С моей точки зрения, не все они типичны для российских школ вообще, некоторые отражают особенности того учреждения, в котором вы работаете. Так, я согласна с тем, что уровень развития мышления (не стала бы говорить об интеллектуальных способностях) снижается у современных школьников, и тому причин много, в частности — информационные перегрузки, которые никак не способствуют развитию ума. Но это совсем не обязательно сопряжено с ростом формальных показателей успеваемости. Хотя опасность возникновения такой взаимосвязи объективно существует: с оценками детей связана оценка труда педагога и его самооценка. Если оценки объективно снижаются, возникает неосознаваемый соблазн их удержать на прежнем уровне или даже повысить, чтобы поддержать свое профессиональное реноме.
Сокрытие проблем — причем не обязательно злостное, часто защитного характера — это то, что отличало наше образование и в прежние годы. А чего вы хотите? При таких зарплатах, такой низкой статусности профессии в обществе еще и откровенно кричать о трудностях, которые суть источник развития? А если развитие не ценность? А гораздо важнее спокойное стабильное существование?
Будет ли коллектив развиваться, станет ли он относиться к проблеме как к ценности, зависит, прежде всего, от директора и тех, кто определяет идеологию школы. К таковым, в том числе, я отношу и психолога. С моей точки зрения, психолог очень многое может сделать для того, чтобы в школе стало престижно думать, расти и профессионально развиваться. Разумеется, это возможно при поддержке его усилий со стороны администрации. Тогда и молодым не придется «мимикрировать» под тех, кому уже ничего нового не нужно.
Последний из заданных вами вопросов мне кажется, извините, логически не корректным. Почему вы рассматриваете только такую альтернативу: либо глобальные изменения, либо воспитание собственных детей? На мой взгляд, существует множество других выборов. Например, точечная, конкретная работа по изменению ситуации в отдельно взятой школе.
Славу реформатора на этом не заработать, а дело сделать можно. И очень важное.

Марина БИТЯНОВА