Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


КОЛЛЕГИ

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

О новосибирских психологах я слышала очень давно, и только самое хорошее, поскольку в городе имеется своя научная психологическая и практико-ориентированная психотерапевтическая школа. Правда, о психологах, работающих в системе образования, я знала крайне мало.
И вот наконец-то мне представился случай посетить этот замечательный город. Увиденное не разочаровало, а скорее приятно удивило меня. Чтобы поделиться всеми впечатлениями, рамок одной статьи будет явно недостаточно. В этом номере — первый материал.

Мое знакомство с психологами системы образования Новосибирска началось с посещения семинара «Состояние и перспективы психологической службы Новосибирской области», который провел 10 февраля Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО).
На нем присутствовали представители самого института, городского департамента образования, районных психологических центров и просто психологи образовательных учреждений.
Сначала семинар проходил по достаточно традиционной схеме: притихший зал внимательно слушал выступающих. Не знаю, как остальные, но я узнала много нового.

НОВОСИБИРСКИЕ НАХОДКИ

А.В. Тараканов не сомневается в преимуществах дистантного обмена опытом

А.В. Тараканов не сомневается
в преимуществах дистантного
обмена опытом

Свое выступление А.В. Тараканов (старший преподаватель кафедры психологии) начал с рассказа об электронных дистантных конференциях. Эта форма профессионального общения психологов появилась пять лет назад. Первая конференция была посвящена проблемам школьной дезадаптации. Затем на обсуждение были вынесены вопросы готовности детей к школе.
Антон Вениаминович отметил, что желание участвовать в дистантных конференциях выражают не только психологи из Новосибирска и области, но и коллеги из других городов. Конференции шли три года без перерывов и вызвали большой интерес. Многие из иногородних участников потом даже приезжали в НИПКиПРО учиться на курсах по обсуждаемой тематике.
Другой представитель кафедры — старший преподаватель Т.В. Резникова подробно остановилась на психодиагностике, рассматривая ее в русле работы педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа. Татьяна Владимировна относится к диагностированию как к одной из наиболее доступных, но в то же время и самых сложных видов психологической деятельности. Методик и тестов огромное количество, но качественных и действенных среди них не так уж много. Поэтому правомерно, считает она, говорить о создании комплексных диагностических программ под актуальные проблемы детей: неуспеваемость, дезадаптация, профессиональная ориентация. Такие программы, создаваемые работниками кафедры, проверяются на практике в районных методических объединениях.
Сейчас начался новый этап этой деятельности — создание региональных норм для детей разных возрастных категорий по ряду методик: Кэттелла, Векслера, Гилфорда.
К работе с диагностическими программами наряду с психологами привлекаются и коррекционные педагоги. В результате удается получить положительные результаты, в частности, при работе с проблемами школьной дезадаптации.
Описанию системы психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья посвятил свое выступление Р.О. Агавелян (зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии). Рубен Оганезович особо подчеркнул значимость совместной работы школьных психолого-медико-педагогических консилиумов и ПМПК, отметив также, что НИПКиПРО уделяет особое внимание повышению квалификации специалистов школ для детей с особыми нуждами. Показательно, что 74% директоров таких школ имеют дефектологическое образование.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра "ЦРЧ". Вирус папилломы человека - причины, симптомы, лечение и профилактика, лазерное удаление папиллом, а также бородавок, родинок, фибром, базилиомы, контагиозного моллюска, татуировок и пигмента, лечение вросшего ногтя, лечение и шлифовка рубцов, косметология и фототерапия. Подробнее об услугах, цены и контакты Вы сможете посмотреть на сайте, который располагается по адресу: http://www.cohr.ru/.

Позитивным шагом является и создание рабочей группы по разработке закона Новосибирской области о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности.

БУДЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ!

Выступление практиков открыла О.А.Дыдикова (руководитель психологической службы Заельцовского района г. Новосибирска), которая рассказала о взаимодействии районной психологической службы с кафедрой психологии НИПКиПРО. Основной формой таких контактов являются творческие группы, в ходе работы которых согласуются позиции различных участников образовательного процесса.
В группах применяются самые разные формы взаимодействия: тренинги, круглые столы, деловые игры. В результате появляются общие подходы к решению обсуждаемой проблемы и разрабатываются конкретные рекомендации. Все это находит отражение в готовой технологии, которую представляют на заключительном этапе совместной работы.
Одним из направлений творческих изысканий стала вечно актуальная проблема готовности детей к школьному обучению. Рассматривая ее с различных позиций, каждый из специалистов высказал свою точку зрения. В итоге возник общий комплексный подход, позволяющий оптимально соотносить научные знания и практическую деятельность.
Эта работа полезна не только детям, но и самим участникам творческих групп. Показателем этого является их успешная аттестация. А параллельная работа нескольких творческих групп в различных районах города и области способствует сплочению специалистов системы образования.
Своими впечатлениями от участия в творческой группе поделилась С.Ю. Герасимова (педагог-психолог ДОУ № 101). Она считает, что это очень удобная форма, позволяющая психологам повышать свою квалификацию на базе районного методического кабинета без отрыва от производства. А участие в работе учителей, социальных работников позволяет не дублировать деятельность друг друга, а дополнять и творчески обогащать ее.
Многоуровневую модель деятельности районной психологической службы представила собравшимся Л.К. Водолазская (руководитель психологической службы Октябрьского района). Координирующим началом здесь как раз и является работа творческих групп. Есть уже и реальные результаты: комплексная психолого-педагогическая разработка, где подробно описаны первые дни жизни первоклассника в школе. Это как раз та форма, считает докладчик, которая востребована всеми специалистами и эффективна для использования.
Пока еще нереализованной остается потребность в творческом психологическом сопровождении самих психологов, которые остро нуждаются в профилактике профессионального выгорания.

ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ

«Мы начинаем развиваться, когда осознаем проблемы», — считает Т.Ю. Федотова

«Мы начинаем развиваться,
когда осознаем проблемы», —
считает Т.Ю. Федотова

Проблема целеполагания не оставила никого равнодушным и послужила началом оживленной дискуссии, нарушившей плавное течение мероприятия.
Присутствующая на семинаре Т.Ю. Федотова (главный специалист отдела практической психологии Министерства образования РФ) подлила масла в огонь, сообщив, что сейчас на федеральном уровне решается вопрос о создании в городе регионального центра практической психологии в образовании. А для этого важно выяснить: готов ли Новосибирск выполнять эту функцию? Окончательного ответа на этот вопрос пока нет.
С одной стороны, отметила Тамара Юрьевна, в городе имеется большой научный потенциал (НГУ, НИПКиПРО). Но единой психологической службы ни на уровне города, ни на уровне области нет.
С этим согласились практически все присутствующие. В выступлениях и репликах с мест прозвучало недовольство тем, что психологическая служба города вот уже 15 лет развивается стихийно. Не проводится даже мониторинг, который дал бы возможность отслеживать общее состояние и тенденции ее развития. Без этого невозможно определить и функционал психолога.
Но сами по себе психологи, как бы хорошо они ни работали, не могут повлиять на ситуацию, поскольку вопрос о создании службы решается на административном уровне. Правда, представители НИПКиПРО, который является ведущим научно-методическим центром в области психологии образования, заверили собравшихся, что решение о развитии городской службы и организации областного координационного совета по психологии уже принято.
Хотя не все присутствующие были рады перспективе единообразия в работе службы. На их взгляд, право на существование имеют разные модели организации психологической помощи, а их разнообразие еще не означает хаоса. Но все-таки стремление к единству и целостности психологической службы доминировало в высказываниях участников семинара. Прежде всего, это обеспечивает защиту психологов от субъективной оценки их деятельности со стороны администрации.
Своеобразную черту под обсуждением подвел Р.О. Агавелян, кратко обрисовавший перспективы развития психологической службы образования города и области.
Большие надежды по нормативно-правовому обеспечению, а также научно-методическому и информационному сопровождению деятельности психологов он возлагает на формирующийся координационный совет. С его помощью можно будет создавать творческие коллективы и рабочие группы для разработки материалов и программ и даже получить статус областной экспериментальной площадки по созданию конкретных документов. «Близость наших позиций может послужить основой для объединения», — резюмировал ученый.

Ольга РЕШЕТНИКОВА