СКОРАЯ ПОМОЩЬ
В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Г.В.Резапкина
М.: Генезис, 2004
Профориентационная работа —
одно из самых нежелательных занятий для
школьного психолога, поскольку смысла в ней
особого не наблюдается. Все равно дети решают
свою дальнейшую судьбу самостоятельно или с
помощью родителей.
С такой позицией категорически не согласна
Г.В.Резапкина. Свое практическое руководство для
педагогов и психологов она начинает с
обоснования значимости серьезной работы со
старшеклассниками по их профессиональному
самоопределению. По мнению автора, большинство
выпускников подходят к выбору будущей профессии
«руководствуясь сериалами, средствами массовой
информации, выполняющими заказ коммерческих
учебных заведений, нереализованными амбициями
своих родителей».
Чтобы как-то противостоять этому, Галина
Владимировна предлагает психологам и педагогам
заняться профориентационной работой со
старшеклассниками, используя авторскую
технологию «Скорая помощь в выборе профессии». В
ее комплект входит практическое руководство,
содержащее методические рекомендации для
профконсультантов, школьных психологов,
учителей, а также набор диагностических методик
и бланков.
Знакомство с технологией работы начинается с
изучения основ профориентации в школе. Эта глава,
отражающая прошлое, настоящее и будущее
профориентации, написана настолько
аргументированно и убедительно, что после ее
прочтения вряд ли найдется хотя бы один человек,
не заинтересовавшийся этим видом деятельности.
Тем более что автор иллюстрирует свои
рассуждения материалами социологического
исследования «Выпускник-2003», проведенного
Московским областным центром профориентации
молодежи.
Профориентационную работу автор предлагает
проводить в групповой форме. Первым ее этапом
является мотивационная беседа, в ходе которой
устанавливаются доверительные отношения с
классом и появляется заинтересованность в
работе.
Затем учащимся предлагается заполнить
диагностическую анкету, которая не только
позволит получить информацию о личностном и
профессиональном самоопределении выпускников,
но и даст им возможность задуматься о своем
будущем, соотнеся желания с возможностями.
Следующим этапом работы с комплектом является
заполнение «Матрицы выбора профессии», которая
представляет собой таблицу. В ней данные анкеты о
предпочитаемых видах деятельности и предметах
труда соотносятся с перечнем соответствующих им
профессий и специальностей.
Дальше предстоит серьезная работа по изучению
профессиональных карт, на которых отражено
содержание деятельности по той или иной
специальности, перечислены профессионально
важные качества и медицинские противопоказания.
Этот этап работы Г.В.Резапкина предлагает
сопровождать информацией о региональном рынке
труда. Завершает работу заполнение опросника
профессиональных склонностей и теста эмоций.
Предлагаемый блок методик рассматривается самим
автором как «своеобразный профориентационный
минимум», который каждый творчески работающий
психолог и педагог может расширить и
разнообразить.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|