СОВРЕМЕННЫЕ ИСКАНИЯ
В ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНОГО ПРОЦЕССА
Н.А. Бернштейн
М.: Смысл;
СПб.: Речь, 2003
Еженедельник «Школьный
психолог» читают не только школьные психологи
(об этом можно судить хотя бы по тому, что ссылки
на газетные публикации встречаются и в
авторитетных научных журналах). Судя по всему,
среди читателей немало педагогов,
интересующихся психологическими основами
образования, а также психологов, которые не
занимаются непосредственно практической
работой с детьми.
Книги по психологии также отличаются большим
разнообразием. Есть такие, которые одинаково
интересны и необходимы всем читателям
«Школьного психолога». Эта книга — не из их
числа. Изданная в серии «Живая классика», она
рассчитана на специалистов, изучающих работу
нервной системы, которая управляет нашим
организмом во взаимодействии с окружающей
средой.
Большинство психологов знают Бернштейна как
автора классической монографии «О построении
движений», которая вышла в 1947 г. Книга
«Современные искания...» написана раньше — в
середине 30-х годов. В ней автор не только
анализирует достижения мировой нейрофизиологии
того времени, но и планирует будущие
исследования работы нервной системы.
Если после всех этих слов вы не прекратили читать
рецензию, значит, психологически вы готовы к
знакомству с такого рода литературой,
принципиально отличной от многочисленных
изданий по практической психологии. В этой книге
может многое остаться непонятным, что вполне
естественно, но в то же время некоторые идеи
относительно протекания нервных процессов
кажутся сегодня подкупающе очевидными. В
частности, по мнению Бернштейна, ни одно жизненно
полезное или значимое действие не может быть
осуществлено, если оно не получило
соответствующего мозгового отображения,
названного автором «моделью потребного
будущего». Идея проста и вроде бы бесспорна, но
необходимо было собрать фактический материал,
указывающий на процессы, обеспечивающие
построение этой модели будущего.
Бернштейн вошел в историю науки как один из
видных психофизиологов ХХ века. Однако сегодня
его считают не только нейрофизиологом и
психологом, но и предшественником кибернетики.
В наше время, когда на стыке разных областей
знания появляются все новые научные направления,
психология не может существовать изолированно.
Зародившаяся в недрах философии, развивавшаяся в
рамках естественно-научных исследований, она, с
одной стороны, является частью гуманитарного
знания, а с другой — тесно связана с изучением
тайн функционирования мозга. Бернштейн в
процессе исследования управления движениями
пришел к идее физиологической активности,
которая сегодня может быть названа психологией
активности. Не стоит пугаться этих научных
формулировок, ибо за ними скрывается вполне
понятная истина: процесс жизни есть не
уравновешивание с окружающей средой, а ее
преодоление.
Преодоление страха перед научной литературой,
пожалуй, и есть то главное, что может вынести
читатель, решившийся взять в руки книгу
Бернштейна.
Марина СТЕПАНОВА
|