Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

СОВРЕМЕННЫЕ ИСКАНИЯ
В ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНОГО ПРОЦЕССА

Н.А. Бернштейн
М.: Смысл;
СПб.: Речь, 2003

Еженедельник «Школьный психолог» читают не только школьные психологи (об этом можно судить хотя бы по тому, что ссылки на газетные публикации встречаются и в авторитетных научных журналах). Судя по всему, среди читателей немало педагогов, интересующихся психологическими основами образования, а также психологов, которые не занимаются непосредственно практической работой с детьми.
Книги по психологии также отличаются большим разнообразием. Есть такие, которые одинаково интересны и необходимы всем читателям «Школьного психолога». Эта книга — не из их числа. Изданная в серии «Живая классика», она рассчитана на специалистов, изучающих работу нервной системы, которая управляет нашим организмом во взаимодействии с окружающей средой.
Большинство психологов знают Бернштейна как автора классической монографии «О построении движений», которая вышла в 1947 г. Книга «Современные искания...» написана раньше — в середине 30-х годов. В ней автор не только анализирует достижения мировой нейрофизиологии того времени, но и планирует будущие исследования работы нервной системы.
Если после всех этих слов вы не прекратили читать рецензию, значит, психологически вы готовы к знакомству с такого рода литературой, принципиально отличной от многочисленных изданий по практической психологии. В этой книге может многое остаться непонятным, что вполне естественно, но в то же время некоторые идеи относительно протекания нервных процессов кажутся сегодня подкупающе очевидными. В частности, по мнению Бернштейна, ни одно жизненно полезное или значимое действие не может быть осуществлено, если оно не получило соответствующего мозгового отображения, названного автором «моделью потребного будущего». Идея проста и вроде бы бесспорна, но необходимо было собрать фактический материал, указывающий на процессы, обеспечивающие построение этой модели будущего.
Бернштейн вошел в историю науки как один из видных психофизиологов ХХ века. Однако сегодня его считают не только нейрофизиологом и психологом, но и предшественником кибернетики.
В наше время, когда на стыке разных областей знания появляются все новые научные направления, психология не может существовать изолированно. Зародившаяся в недрах философии, развивавшаяся в рамках естественно-научных исследований, она, с одной стороны, является частью гуманитарного знания, а с другой — тесно связана с изучением тайн функционирования мозга. Бернштейн в процессе исследования управления движениями пришел к идее физиологической активности, которая сегодня может быть названа психологией активности. Не стоит пугаться этих научных формулировок, ибо за ними скрывается вполне понятная истина: процесс жизни есть не уравновешивание с окружающей средой, а ее преодоление.
Преодоление страха перед научной литературой, пожалуй, и есть то главное, что может вынести читатель, решившийся взять в руки книгу Бернштейна.

Марина СТЕПАНОВА