КИРОВ
(Калужская область)
8 января в Кировском районном психологическом
центре собрались
психологи учреждений образования города и
района, чтобы решить
вопросы взаимодействия психолога с
педагогическим коллективом
Встреча проходила в форме
деловой игры. На первом этапе участники
определили круг проблем, связанных с
взаимодействием психолога и учителя. Каждый
записал три основные, с его точки зрения,
проблемы.
После их обсуждения собравшиеся пришли к выводу,
что педагоги не всегда в достаточной мере
осознают практические возможности психолога в
учебно-воспитательном процессе. Возможно, это
происходит из-за различий целей и задач
психолога и педагога.
Разбившись на две группы — «учителей» и
«психологов», каждая группа выделила по три
первоочередные задачи школы. (Использовался
список задач из мониторинга региональных
образовательных систем по программе «Дети
Чернобыля»). «Учителя» предъявили следующие
основные задачи: формирование учебных умений и
навыков; привитие навыков достойного поведения;
передача учащимся знаний, необходимых для
вхождения в систему непрерывного образования.
С точки зрения группы «психологов», главные
задачи школы — выявление и развитие
индивидуальности; формирование познавательных
интересов ученика; развитие творческих
способностей. Было высказано еще одно пожелание
— надо формировать у детей нравственные идеалы.
Этот опрос позволил увидеть, что в школе психолог
и учитель решают различные задачи.
Может быть, педагог и психолог совершенно разные
люди? Однако результаты следующего этапа работы
показали, что это не так. Своими основными
профессиональными качествами «учителя» назвали:
любовь к детям, ответственность и самоуважение.
Для «психологов» такими качествами стали:
уважение личности ребенка, эмпатийность,
терпимость. (Использовался список 30 личностных
качеств учителя из книги Е.М. Семеновой «Тренинг
эмоциональной устойчивости», 2002). Наверное, людям
с такими качествами несложно найти общий язык и
взаимопонимание.
Выполняя упражнение «Скульптура», участники
семинара отметили, что скульптура психолога
отличается большей, чем у учителя, открытостью.
Интересны были портреты учителей.
Закончился семинар обсуждением основных путей
продуктивного взаимодействия психолога и
педагогического коллектива. Определив, что
взаимодействие может быть как непосредственное,
так и опосредованное, психологи пришли к выводу,
что более эффективно взаимодействие
опосредованное, через работу с родителями и
детьми.
А чтобы такое взаимодействие состоялось,
необходимо умение и длительная, продуктивная
работа психолога. Поэтому профессиональное
совершенствование для нас, психологов,
становится особенно важным.
Татьяна СЕЛЕЗНЕВА,
Кировский психологический центр,
Калужская область
|