Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2004


НОВОСТИ

КИРОВ
(Калужская область)

8 января в Кировском районном психологическом центре собрались
психологи учреждений образования города и района, чтобы решить
вопросы взаимодействия психолога с педагогическим коллективом

Встреча проходила в форме деловой игры. На первом этапе участники определили круг проблем, связанных с взаимодействием психолога и учителя. Каждый записал три основные, с его точки зрения, проблемы.
После их обсуждения собравшиеся пришли к выводу, что педагоги не всегда в достаточной мере осознают практические возможности психолога в учебно-воспитательном процессе. Возможно, это происходит из-за различий целей и задач психолога и педагога.
Разбившись на две группы — «учителей» и «психологов», каждая группа выделила по три первоочередные задачи школы. (Использовался список задач из мониторинга региональных образовательных систем по программе «Дети Чернобыля»). «Учителя» предъявили следующие основные задачи: формирование учебных умений и навыков; привитие навыков достойного поведения; передача учащимся знаний, необходимых для вхождения в систему непрерывного образования.
С точки зрения группы «психологов», главные задачи школы — выявление и развитие индивидуальности; формирование познавательных интересов ученика; развитие творческих способностей. Было высказано еще одно пожелание — надо формировать у детей нравственные идеалы.
Этот опрос позволил увидеть, что в школе психолог и учитель решают различные задачи.
Может быть, педагог и психолог совершенно разные люди? Однако результаты следующего этапа работы показали, что это не так. Своими основными профессиональными качествами «учителя» назвали: любовь к детям, ответственность и самоуважение. Для «психологов» такими качествами стали: уважение личности ребенка, эмпатийность, терпимость. (Использовался список 30 личностных качеств учителя из книги Е.М. Семеновой «Тренинг эмоциональной устойчивости», 2002). Наверное, людям с такими качествами несложно найти общий язык и взаимопонимание.
Выполняя упражнение «Скульптура», участники семинара отметили, что скульптура психолога отличается большей, чем у учителя, открытостью. Интересны были портреты учителей.
Закончился семинар обсуждением основных путей продуктивного взаимодействия психолога и педагогического коллектива. Определив, что взаимодействие может быть как непосредственное, так и опосредованное, психологи пришли к выводу, что более эффективно взаимодействие опосредованное, через работу с родителями и детьми.
А чтобы такое взаимодействие состоялось, необходимо умение и длительная, продуктивная работа психолога. Поэтому профессиональное совершенствование для нас, психологов, становится особенно важным.

Татьяна СЕЛЕЗНЕВА,
Кировский психологический центр,
Калужская область