НАПРАВЛЕНИЕ ВЕКТОРА
Принципы коррекционно-развивающей работы
психолога образования
О
целях, задачах и основных принципах
коррекционной работы с детьми говорил еще
Л.С.Выготский. В тех условиях термин
«психологическая коррекция» означал систему
психолого-педагогических воздействий,
направленных на компенсацию, «исправление»
отклонений в психическом и физическом развитии
детей.
По мере становления практической психологии
понятие психологическая коррекция
распространилось и на область
условно-нормативного развития. Именно тогда и
возникла проблема разграничения понятий:
психокоррекция, психотерапия, интервенция,
вмешательство и т.п. — семантически объединенных
понятием воздействие.
Спектр толкований этих терминов огромен.
Наиболее интересный, на наш взгляд, обзор
подходов к этой проблеме (применительно к
детским возрастам) приведен в работах
Г.В.Бурменской с соавторами (2002) и И.И.Мамайчук
(2003). Мы полностью согласны с мнением И.И.Мамайчук,
которая считает, что проблема терминологии
возникла из-за укоренившегося в нашей стране
мнения относительно принадлежности одного типа
воздействия (психотерапии) к медицинской области
(следовательно, правом заниматься этим имеют
только специалисты с медицинским образованием),
а другого типа воздействия (психологической
коррекции) — к психологии (соответственно, право
заниматься этим типом воздействия принадлежит
специалистам с психологическим образованием).
Единственное, что следует подчеркнуть, — это
принципиальное наше несогласие с тезисом о том,
что объектом психологической коррекции могут
быть исключительно клинически здоровые люди, как
это декларируется в работах Р.С.Немова и
А.А.Осиповой.
Статья опубликована при поддержке "ПСОРИЛОМ". "ПСОРИЛОМ" - гомеопатическое лекарственное средство и лечебно-профилактическая косметика (шампунь, спрей, крем и гель для душа). Продукт помогает бороться с кожными заболеваниями и воспалительными реакциями. Возможность длительного приёма, отсутствие противопоказаний, быстрый результат. Узнать подробнее о продукте Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.psorilom.ru/.
В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ
Основные цели психологической коррекции можно
рассматривать в широком и узком смыслах. В
широком смысле целью является
социально-психологическая взаимоадаптация
индивидуума и окружающей среды, создание
оптимальных условий для адекватной возможностям
ребенка реализации индивидуально-личностных
особенностей и поддержание этого равновесного
состояния на протяжении всего развития ребенка.
Основной задачей при реализации этой цели
является преодоление дефицитарности в развитии
психических функциональных систем и личностных
свойств.
В узком смысле психологическая коррекция чаще
всего понимается так. Это основной метод
воздействия специалиста, направленный на
оптимизацию развития психических процессов и
функций и гармонизацию развития личностных
свойств. Современные исследования, собственная
практика работы с различными категориями детей
показывают, что классические концепции
психического развития ребенка в целом и
формирования отдельных функциональных систем и
сфер в частности не учитывают в достаточной
степени собственной, внутренне присущей ребенку
активности в присвоении образовательных
воздействий. Представление о развитии как о
формировании всех психических структур за счет
интериоризации социально-культурного
исторического опыта начинает оспариваться
современными исследователями.
Более адекватной нам кажется реализация
практических выводов из
субъектно-деятельностной теории С.Л.
Рубинштейна. При таком взгляде на ребенка
гораздо большее значение придается его
собственной активности, в нашем представлении — активности
к развитию. Кроме того, оправданным
оказывается системный подход Л.М. Веккера (2000),
согласно которому существуют единые сквозные
психические процессы без дихотомического
деления их на низшие и высшие психические
функции. На путях такого системного подхода
реализуется принцип единства методологии,
диагностической и коррекционной деятельности
психолога образования.
ДВЕ ПОЗИЦИИ
Помимо неоспариваемого принципа единства
диагностики и коррекции необходимо
остановиться на иерархическом принципе
психологической коррекции.
Отметим, что основной акцент в коррекционной
работе ставится на создании «оптимальных
условий развития высших психических функций
путем компенсации нарушенного в результате
органического повреждения первичного звена» (Карабанова,
1997). То есть в решении вопроса о направленности
коррекции приоритет отдается вектору «сверху
вниз». Ставится цель — активное формирование
того, что должно быть достигнуто ребенком в
ближайшей перспективе в соответствии с
требованиями общества (таким образом
реализуется социально-психологический
норматив).
В центр внимания ставится «завтрашний день»
развития, а основным содержанием коррекционной
работы выступает создание зоны ближайшего
развития личности и деятельности ребенка.
Это означает целенаправленное формирование
психологических новообразований, составляющих
сущностную характеристику возраста, активное
влияние на генезис и становление непосредственно
возрастных новообразований. Отсюда вытекает
положение о ведущей роли обучения для
психического развития ребенка.
Данное положение как бы противопоставляется
другой позиции, которую условно можно назвать
коррекцией «снизу вверх» и которая
рассматривается как «упражнение и тренировка
уже имеющихся у ребенка психологических
способностей».
Вслед за Л.С. Выготским и другими классиками
отечественной психологии большинство авторов
уходят от цели коррекции, которая
заключается в установлении «первопричины» и
обусловленного ею «первичного дефекта». Тем
самым отходит на второй план вся предыдущая
история психического развития, не
концентрируется внимание на критических точках,
моментах начала отклонения в развитии.
НА КОРРЕКЦИОННОМ ПУТИ
Коррекционная работа современного типа
должна не только учитывать всю структуру и
иерархию конкретного варианта психического
развития, но и понимать, каким путем шло это
развитие, каковы причины наблюдаемой
феноменологии, в частности уровня
сформированности базовых составляющих развития.
Это дает возможность определить ту возрастную
точку, после которой стало происходить
«уклонение» от идеальной программы развития
(условно-нормативного варианта развития). Таким
образом появляется возможность построить
коррекционную программу, что называется, с
нужного места. Учитывая взаимодействие и
взаимовлияние всех составляющих психического
развития, мы можем создать оптимальную
последовательность включения тех или иных
развивающих или коррекционных воздействий.
При этом возможен и необходим постоянный
контроль прохождения ребенком коррекционного
пути, то есть постоянное соотнесение нормативной
программы развития с последовательностью
формирования психических функций в процессе
специальной психологической работы. Подобный
принцип построения коррекционной работы был
сформулирован как «принцип замещающего
онтогенеза», т.е. замещающего развития (Семенович,
1998).
Нам кажется правомерным не разводить два подхода
— «сверху вниз» и «снизу вверх», а, наоборот,
объединить и рассматривать их взаимодействие
как неразделимое.
В действительности при работе с детьми
специалист одновременно использует оба эти
вектора. Ведь мотивация ребенка, опора на его
сформированные к данному моменту личностные (а
после 11–12 лет и субъектные) образования в
конкретной коррекционной деятельности
неоспоримы. В то же время большинство
зарекомендовавших себя программ коррекционного
воздействия (вплоть до аналитически
ориентированной терапии) в действительности
реализуют именно принцип «снизу вверх», не
проводя при этом тренировок и упражнений, но
используя (в большинстве случаев неосознанно)
принцип замещающего развития!
СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ
Следует принципиальным образом поставить
вопрос не о разграничении «хорошего» и «плохого»
направления коррекционной работы, а о творческом
их объединении в единый системный принцип
соотношения направленностей коррекционной
деятельности.
В таком взгляде на направленность
психокоррекции важным становится именно
взвешенное соотношение подходов «снизу вверх» и
«сверху вниз» в своей принципиальной
неразделенности. Основным критерием
представленности того или иного подхода в этой
ситуации становится возраст ребенка или
подростка, с которым проводится психологическая
коррекция. Действительно, чем старше ребенок, тем
больше возможностей у специалиста опираться на
осознание и обсуждение новых форм поведения, на
понимание подростком своих проблем. Чем старше
ребенок, тем больше возможностей для
осуществления подхода «сверху вниз», даже если
речь идет о работе с такими функциональными
системами, как память, восприятие, тем более речь.
В то же время чем младше ребенок, тем меньше он
способен осознавать собственные проблемы,
меньше возможная опора специалиста на
сформированность у ребенка самосознания,
понимания и рефлексии. В этом случае естественны
воздействия «снизу вверх», в особенности при
работе с образами, с собственным телом,
мнестической, регуляторной и речевой системами,
с аффективной и эмоциональной регуляцией.
НЕ НАВРЕДИ!
На
примере использования нейропсихологического
подхода в коррекции нам хотелось бы остановиться
и прокомментировать один из важнейших, на наш
взгляд, принципов коррекционной работы — принцип
профессиональной компетентности психолога.
Главным условием всей деятельности специалиста,
в том числе коррекционной, является четкое
осознание им пределов и границ своих
возможностей. Принцип профессиональной
компетентности исходит из более широкого
этического закона «не навреди». Особенно важно
учитывать границы собственных профессиональных
возможностей при работе с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста, которые сами не
могут осознать качество воздействия. Они, в
отличие от взрослых, не могут принять решения о
прекращении коррекционной работы.
Особенно явно проблема профессиональной
компетентности проявляется именно в коррекции,
основанной на нейропсихологическом подходе.
Такая деятельность требует значительной, можно
сказать уникальной подготовки, поскольку
вторгается в святая святых — функциональную
организацию мозговых систем, что при
недостаточной квалификации специалиста может
привести к серьезным негативным последствиям.
НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
Не менее важным принципом организации
коррекционной работы является принцип
комплексности. Мы рассматриваем его с двух
взаимосвязанных позиций.
С одной стороны, необходима комплексность
клинико-психолого-педагогических воздействий,
которая предусматривает включение различных
специалистов (медиков, педагогов, психологов,
социальных работников) с целью создания единого
междисциплинарного подхода.
Как показывает практика, буквально каждый
ребенок в той или иной степени нуждается и в
медикаментозной поддержке, и в коррекции
образовательной среды, и в изменениях семейной
ситуации.
С другой стороны — понятие комплексности
заключается в особенностях использования
методических средств и подходов самим
психологом, освоение им арсенала коррекционных
приемов, возможностей использования различных
теоретических и методологических подходов,
конкретных техник.
Кроме того, комплексность также означает, что
психолог способен осознать и творчески включить
в свою деятельность знания смежных с психологией
областей (различных отраслей медицины,
дефектологии, в том числе логопедии,
инновационной педагогики, социологии). Он должен
быть способен говорить на одном языке со
специалистами этих областей, тем самым реализуя
свою координирующую функцию.
В этом аспекте коррекционной деятельности
реализуется принцип междисциплинарного подхода.
Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
Берулава Г.А. Методологические основы
деятельности практического психолога:
Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. — М.:
Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2002.
Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая
теория психических процессов. —
М.: Смысл; Per Se, 2000.
Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений /Г.В.
Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.
— М.: Академия, 2002.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического
развития ребенка. Учебное пособие. —
М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии
для детей с проблемами в развитии. —
СПб.: Речь, 2003. |