Дискуссия Для чего нужно быть внимательным в школе?
(Вывод: чтобы хорошо учиться.) Работа в тетрадях Ведущий. Напишите все, что вы знаете
о профессии своих родителей, чем они, по вашему
мнению, занимаются на работе. Игра «Азбука профессий» Класс делится на три команды, и весь алфавит разбивается соответственно на три части. Команды должны за 5 минут записать у себя в тетрадях названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. Затем на предложенную ведущим букву сначала называет профессии команда, которой эта буква выпала. Если команда исчерпала свои возможности или не знает название профессии, то это право передается другим командам. За каждую названную профессию начисляется очко. В конце игры подсчитываются суммарные очки и объявляется победитель. Ведущий также может зарабатывать очки путем добавления названий профессий на все предлагаемые им буквы алфавита. Домашнее задание Поговорить с родителями об их профессиях, подробнее узнать о том, чем они занимаются на работе. ЗАНЯТИЕ № 2Разминка «Зрительная память» Ведущий показывает на отдельных карточках
названия профессий. Учащиеся должны запомнить не
только слова, но и их написание. После
предъявления всех слов они записывают их в
тетрадях. Затем ведущий снова показывает слова, и
учащиеся сверяют написанное с образцом. Дискуссия Что нового вы узнали о профессиях своих
родителей? Работа в тетрадях Ведущий. Напишите, кем вы хотите
стать в будущем, что вы знаете об этой профессии и
почему именно эта профессия вам нравится. Игра «Профессии в школе» Класс делится на три команды. Одна называет
профессию, которая имеет отношение к школе
(учитель, психолог, завхоз, повар, уборщица и т.д.).
Следующая команда дает ее описание и называет
еще одну школьную профессию, чтобы ее описала
третья команда, и так по кругу. Если команда не
может выполнить задание, то шанс получают игроки
следующей команды. Команды получают по очку за
каждую профессию и за ее описание. Дискуссия Предлагается подумать: людей каких профессий не хватает в школе. Обосновать свое мнение. ТЕМА 2.
|
Рис. 2 |
Ведущий. Представьте себе,
что вы отступили на одну клетку слева внизу.
Теперь вы ведете карандаш на три клетки — вверх,
одна клетка — влево, три клетки — наискосок
вправо вверх, три клетки — наискосок вправо вниз,
одна клетка — влево, три клетки — вниз, одна
клетка — влево, две клетки — вверх, две клетки —
влево, две клетки — вниз, одна клетка — влево.
Затем учащиеся рисуют у себя в тетрадях тот
образ, который у них сложился.
Обсуждение
Ведущий. Сегодня вы испытаете свои
силы в одной очень интересной профессии, которая
называется «архитектор». Попробуйте ее сначала
описать самостоятельно.
Устные ответы учащихся, затем ведущий обобщает
их.
Архитекторы — специалисты, которые создают
здания и их комплексы, образующие среду для жизни
людей: жилищные, спортивные, театральные,
парковые сооружения, улицы, города.
Какие учебные предметы необходимо знать
будущему архитектору?
Зачем ему нужна математика, русский язык,
история, география?
Какими способностями должен обладать
архитектор?
Сначала ответы дают учащиеся.
Работа с подсобным материалом и в тетрадях
Ведущий обобщает высказывания учащихся.
Ведущий. Во-первых, архитектор должен
уметь хорошо ориентироваться в пространстве,
представлять в уме будущее сооружение, создавать
его образ. Эту способность вы у себя проверяли,
когда выполняли задание в начале урока.
Во-вторых, архитекторы должны уметь
проектировать и конструировать. В этом вы обычно
тренируетесь, когда собираете из деталей
конструктора какое-либо сооружение. На занятии
мы будем конструировать дома из геометрических
фигур (китайская головоломка, рис. 3).
Рис. 3 |
Задание — сложить дом из любых двух,
трех, четырех элементов. Необходимо найти
несколько вариантов.
В-третьих, архитекторы — творческие люди. Они
должны иметь хорошее воображение.
Для проверки этой способности ведущий выступает
в роли заказчика, которому необходимо
спроектировать необычный дом. Архитектор может
проявить свою фантазию, но обязан соблюсти пять
условий:
1. Дом должен быть похож на космический корабль.
2. Дом должен иметь не менее двух этажей.
3. Все окна в доме должны быть разного размера и
разной формы.
4. В окраске дома обязательно должны
присутствовать два цвета — синий и желтый.
5. Дверь должна быть такой, чтобы ее удобно было
открывать и маленькому человеку, и большому.
Представление и разбор проектов. Проверка
соответствия выдвигаемым требованиям и оценка
фантазии автора.
Обсуждение результатов
Как называются способности, которые
проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызывали трудности и почему?
Домашнее задание
Узнать подробнее о профессии архитектора из разных источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).
ЗАНЯТИЕ № 4
Разминка «Восприятие и глазомер»
Предъявляются три рисунка. На первом (рис. 4а) необходимо определить, какая из трех дорог, ведущих к трем домам, длиннее. На втором рисунке (4б) требуется соотнести высоту и ширину изображенной фигуры. На третьем рисунке (4с) сравниваются два расстояния — от носа верхней ящерицы до носа средней и от носа средней ящерицы до носа нижней. Какое расстояние больше?
Рис. 4а |
Рис. 4б |
Дискуссия
Предоставить возможность учащимся рассказать,
что нового они узнали о профессии архитектора.
Вопросы:
Кто знает фамилии знаменитых архитекторов?
Какие архитектурные сооружения в Москве вам
нравятся больше всего?
Знает ли кто-нибудь их автора?
Постарайтесь узнать, кто их спроектировал.
Работа в тетрадях
Рис. 4с |
Ведущий. На прошлом занятии вы на
себе проверили три способности, которыми должны
обладать архитекторы. Назовите эти способности.
Четвертую способность вы опробовали в процессе
выполнения разминки. Называется она — глазомер.
Зачем архитектору нужен хороший глазомер?
(Чтобы грамотно и точно соотносить размеры
проектируемых сооружений.)
Пятая способность касается наличия логических
способностей. Почему они необходимы
архитекторам?
Обсуждение.
Испытать свои логические способности
предлагается путем создания проекта дома, где
необходимо сначала проанализировать
предлагаемые условия, а затем нарисовать и сам
дом. Дом должен удовлетворять следующим
условиям:
1. Снаружи он должен казаться одноэтажным, а на
самом деле быть трехэтажным.
2. Обязательно должен быть балкон, но не на первом
этаже.
3. Весь первый этаж должен занимать гараж.
Обсуждение нарисованных вариантов проекта.
Игра
Класс делится на три команды, каждая из команд
получает задание на разработку проекта дома.
Коллективный проект каждой команды затем
обсуждается другими командами на соответствие
требуемым условиям. На обсуждение выносятся
другие варианты, которые также удовлетворяют
заданным условиям.
Затем предлагаются следующие задания.
1. Великан и мальчик-с-пальчик решили жить в одном
доме. Каким он должен быть, чтобы им обоим было в
нем удобно?
2. Подружились Чиполлино и Буратино и решили
выстроить для себя дом. Но в помещении от
мальчика-луковицы у Буратино постоянно
слезились глаза. Чиполлино же все время
натыкался на острый нос своего деревянного
друга. Каким должен быть их дом, чтобы они могли
общаться друг с другом и при этом не испытывать
неудобств?
3. Снегурочка и Огневушка-поскакушка также решили
поселиться в одном доме. Каким он должен быть,
чтобы ни та, ни другая не пострадали при
совместном проживании?
Обсуждение результатов
Как называются способности, которые
проверялись на данном занятии?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?
ТЕМА 3.
ПРОФЕССИЯ — СЛЕДОВАТЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ № 5
Разминка «Зрительная память»
Предлагается за одну минуту запомнить девять показанных на плакате фигур (рис. 5). Затем необходимо зарисовать их в тетради. После этого фигуры снова показываются, и учащиеся сверяют их со своими.
Рис. 5 |
Какую способность вы тренировали во время разминки? Эта способность имеет отношение к следующей теме нашего занятия.
Дискуссия
Ведущий. Сегодня вы соприкоснетесь с
еще одной очень интересной профессией, которая
называется «следователь». Попробуйте сначала
описать ее самостоятельно.
(Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде
краткого описания.)
Следователь — человек, который осуществляет
сбор и проверку доказательств при расследовании
преступлений.
Какие учебные предметы необходимо знать
будущему следователю? Нужны ли ему математика,
русский язык, история, география?
Какими способностями должен обладать
следователь?
(Сначала дают ответы учащиеся.)
Для следователя очень важно иметь высокий
уровень развития внимания, хорошую зрительную
память, логическое мышление, умение слушать и
запоминать.
Работа с подсобным материалом и в тетрадях
Для проверки этих способностей учащимся предоставляется возможность «расследовать» несколько дел. Они получают по папке с изображениями пяти преступлений. Ведущий зачитывает состав каждого преступления и задание, которое необходимо выполнить «следователю».
ДЕЛО № 1 (рис. 6). В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного. (Сравнение двух картинок и нахождение недостающих предметов.)
Рис. 6 |
ДЕЛО № 2 (рис. 7). В доме, где была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указывала, где спрятано награбленное. (По приведенному шифру необходимо прочесть текст записки.)
Рис. 7 |
ДЕЛО № 3 (рис. 8). Полицейский застал грабителя на месте преступления, когда тот, пытаясь вскрыть сейф, взорвал его. Необходимо отыскать осколок сейфа, так как он является уликой, доказывающей преступление. (Необходимо соотнести все осколки с формой отверстия в сейфе.)
Рис. 8 |
ДЕЛО № 4 (рис. 9). (Зачитывается один раз.) После совершенного ограбления следствие зашло в тупик: слишком много подозреваемых. Свидетелей трое. Один из них смог припомнить только, что у преступника была лысина, второй заметил, что он был усатый, а третий — что у него на лице был пластырь. Пожалуй, этого достаточно, чтобы определить виновного. (Нахождение фотографии по приметам).
Рис. 9 |
ДЕЛО № 5 (рис. 10). Однажды инспектор был срочно вызван на аэродром, расположенный недалеко от Лос-Анджелеса. Из случайно услышанного телефонного разговора полиции стало известно, что рейс самолета, который отправляется на Аляску, закончится катастрофой. Один из пассажиров собирается взорвать самолет. Инспектор, прибыв на аэродром, принялся внимательно наблюдать за пассажирами, направляющимися к трапу из подъехавшего автобуса. После беглого просмотра документов инспектор задержал одного из них. На кого могло пасть подозрение? (Необходимо не только указать преступника, но и объяснить свой выбор.)
Рис. 10 |
Какими способностями должен был обладать следователь при расследовании этих пяти дел? Какие дела, на ваш взгляд, были легкими, а какие вызывали затруднения и почему?
Домашнее задание
Узнать подробнее о профессии следователя из
других источников информации (родители,
знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).
ЗАНЯТИЕ № 6
Разминка «Мыслительные операции анализа и синтеза»
Ведущий. Назовите слова, в написании которых «спрятались» ноты (дорога, мина, фасоль, софа, сирена и т.д.).
Дискуссия
Предоставить учащимся возможность поделиться,
что нового они узнали о профессии следователь.
Вопросы:
Каких знаменитых сыщиков вы знаете из
литературных произведений детективного жанра?
Кто из них у вас вызывает больше симпатии и
почему?
Работа в тетрадях
Ведущий. Расследование любого дела связано с решением логических задач. Одним из примеров такой задачи было последнее дело на предыдущем занятии. Сегодня вам представится возможность расследовать еще два дела, а значит — решить логические задачи.
ДЕЛО № 6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?
Данное дело расследуется совместно с учащимися. Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица (рис. 11), в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (–) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом, полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.
Рис. 11 |
Следующее дело учащимся предлагается расследовать самостоятельно также путем построения «логического квадрата».
ДЕЛО № 7. Змей Горыныч, Баба-яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика — Шерлок Холмс, Мегре и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев, второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушкой Баба-яга?
Игра «Поиск задуманного лица»
Водящий, который будет исполнять роль
следователя, выходит за дверь. В классе
выбирается один учащийся, которого впоследствии
необходимо будет описать. Некоторое время все
внимательно на него смотрят и запоминают его
внешность, чтобы затем называть приметы по
памяти. Задача следователя: найти «пропавшего»
ученика, задавая вопросы по внешнему описанию, на
которые можно отвечать только «да» или «нет».
Условие — найти задуманного учащегося,
используя наименьшее количество вопросов.
(Количество вопросов фиксируется.) Игра может
быть повторена несколько раз, чтобы иметь
возможность сравнить результаты.
Обсуждение результатов
Какими способностями должен обладать
следователь?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?
ЛИТЕРАТУРА
600 задач на сообразительность / Сост. Н.Л.
Вадченко. — Донецк: ИКФ «Сталкер», 1995.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих
конкурсов. — М., 1997.
Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о
том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее
взрослых. — М.: Эйдос, 1994.
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр,
занимательных задач, викторин. Для начальной
школы. —
М.: Аквариум, 2001.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной
деятельности у детей от 6 до 9 лет. —
М.: Гном-Пресс, 1998.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты
мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. —
М.: Книжный Дом Локус, 2002.
Психологический справочник популярных
профессий / Под ред. Е.С. Романовой. —
М.: МГПУ, 2000.
Развивающие игры: знания и сообразительность. —
СПб.: Дельта, 1998.
Симановский А.Э. Развитие творческого
мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7–10 лет. —
Ярославль: Академия развития, 2001.
Энциклопедия «Я познаю мир. Наука». М.: Астрель,
2002.