ЭРА КАЧЕСТВА
Свое десятилетие
отмечает первое негосударственное
научно-методическое издание «Вестник
психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы»,
учрежденный консорциумом «Социальное здоровье
России».
О настоящем и будущем этого журнала мы беседуем с
его главным редактором, доктором
психологических наук профессором С.А. Беличевой
|
Светлана
Афанасьевна, что явилось отправной точкой для
создания журнала? |
Наше издание было учреждено в марте 1994 года. В
это время в России начала формироваться новая
социальная инфраструктура, включающая
учреждения, ориентированные на поддержку семьи и
детей группы риска. Она охватывала центры,
подчиненные различным ведомствам.
В системе социальной защиты начала
формироваться целая сеть социальных приютов,
реабилитационных центров, центров социальной и
социально-психологической помощи семьям группы
риска, медико-социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями. Под эгидой
Министерства образования появились ППМС-центры,
а также значительно расширился круг психологов,
работающих в системе образования. В Департаменте
по молодежной политике Минобразования России
(тогда Госкоммолодежи) тоже возникли центры по
оказанию социальной и психологической помощи
детям и подросткам. Появились свои психологи и в
системе МВД и МЧС.
Эти структуры нуждались в совершенно новых и при
этом высоко профессиональных кадрах: социальных
работниках, социальных педагогах, практических
психологах. Поэтому стали открываться новые
вузы, появились факультеты социальной работы,
социальной педагогики. Стала актуальной
проблема формирования нового профессионального
сообщества, которое нуждалось, прежде всего, в
методической помощи, новых психосоциальных
коррекционных и развивающих технологиях. Чтобы
заполнить этот вакуум, мы и учредили свой журнал.
|
А где вы
брали материалы для публикации, ведь
практических разработок было крайне мало... |
Я тогда была руководителем временного
исследовательского коллектива «Государственная
система социальной помощи семье и детству», в
состав которого входило более 150 человек:
психологи, медики, педагоги, социологи. Мы как раз
и занимались практическими разработками.
Поэтому первое время мы использовали наши
наработки, я заказывала статьи своим коллегам.
Затем стало расширяться сотрудничество с
другими исследовательскими коллективами и
практиками. Мы даже учредили свое
представительство в Санкт-Петербурге. Теперь
ситуация коренным образом изменилась, и наш
редакционный портфель буквально «трещит».
Многие материалы поступают самотеком, география
их очень обширная. По всей стране люди занимаются
очень интересными вещами и присылают свои
разработки в наш журнал, поэтому сейчас у нас
другая проблема — отбора.
|
Как вы
оцениваете современную ситуацию в сфере
социальной помощи? |
Наступил этап, когда с количественными
показателями все хорошо: одних только
государственных центров помощи детям
насчитывается более пяти тысяч. Сейчас наступает
эра качества!
Несмотря на то что есть хорошие периодические
издания и выпускается много литературы,
существует серьезная проблема с уровнем
профессионализма практических психологов и
социальных педагогов.
Готовящие этих специалистов вузы сами находятся
в достаточно тяжелой ситуации. При
переориентации на практико-ориентированное
обучение многие преподаватели оказались
беспомощны.
|
Чем в
первую очередь следует заниматься психологам,
которые работают в образовательных учреждениях:
сопровождением здоровых детей или работой с
проблемными детьми, которых становится все
больше? |
Мой взгляд на эту проблему всегда был
определенным. Я уверена, что и здесь надо
исходить, прежде всего, из социального запроса. А
социальный запрос сегодня — работа с проблемами
детей группы риска, с детско-подростковой
дезадаптацией.
Конкретных задач много. Это экстренная помощь
семьям и детям, попавшим в чрезвычайные ситуации,
профилактика и реабилитация наркомании,
профилактика влияния деструктивных сект.
Нравится нам это или нет, но все эти проблемы
существуют. Тем более что ребенок живет в социуме
и никак не может быть изолирован от этих проблем.
|
Сейчас
дети, которые хорошо учатся, страдают в школах
иногда больше, чем неуспевающие: их зовут
«ботаниками», избивают в туалетах, вычищают
карманы, и родители не знают, что делать в этой
ситуации. |
Я считаю, что умение решать эти многочисленные
проблемы говорит о высоком профессионализме
школьного психолога. И если специалист не может
справиться с трудностями, возникающими у
ребенка, то он школе вряд ли полезен.
|
Но в
системе образования много ППМС-центров, где
работают профессионалы. Может быть, школьному
психологу лучше сосредоточиться на
профилактической работе с детьми, а более
квалифицированную помощь будут оказывать
психологи центра? |
Школьному психологу совместно с
педагогическим коллективом следует
сосредоточиться на решении проблем школьной
дезадаптации. Я имею в виду и профилактическую и
коррекционную работу. Ему нужно хорошо
ориентироваться в диагностико-коррекционном
инструментарии. Не брать первую попавшуюся
методику, а уметь подобрать такую, чтобы она была
адекватной возрасту и проблеме. При этом
диагностика должна быть адресной, охватывать все
основные психические процессы и создавать
основу для дальнейшего обучения, в том числе и
коррекционного.
|
Символ журнала — буква «пси».
Она не только поддерживает детскую головку,
но и разгоняет тучи над головой ребенка
|
Кроме того, психолог должен уметь
заниматься психолого-педагогическим
сопровождением. Это сложная задача,
подразумевающая умение строить нормальные
взаимоотношения со всем педагогическим
коллективом. Обязательной должна быть работа с
родителями, их консультирование, групповая
работа с детьми и педагогами по коррекции
межличностных отношений, которые бывают очень
нездоровыми.
В рамках каждой школы психолог занимает свою
нишу. Но нельзя забывать, что в любом
образовательном учреждении главное — обучение.
Поэтому его ключевая задача — помочь всей школе
наладить оптимальный процесс обучения.
|
В чем
основная проблема современных детей? |
К сожалению, я сейчас не занимаюсь
исследовательской работой, могу лишь судить по
оценке отдельных экспертов и тем материалам,
которые приходят к нам в журнал.
Усиливается дезадаптация детей, связанная и со
здоровьем, и с социально-экономическими
проблемами. Мы сейчас выделили новую категорию
группы риска — «новые русские» и их семьи.
По мнению психологов, если в общеобразовательных
школах где-то 30–40% трудных детей, то в элитарных
их 90%. То есть практически все дети нуждаются в
психологичной помощи. Всем известно название
фильма «Богатые тоже плачут», так вот, богатые
русские плачут в три раза больше. У них очень
сложная жизнь. Чтобы заниматься крупным бизнесом
в России, необходимо от многого отказаться, и в
первую очередь — от нормальных человеческих
отношений, в том числе и внутри семьи.
Эмоциональный климат в таких семьях при внешнем
экономическом благополучии, как правило, очень
тяжелый. Это не может не сказаться на
психологическом здоровье детей.
Но в детском сообществе параллельно идут и
позитивные процессы. Растет количество очень
«продвинутых» ребят, которые уже к двенадцати
годам прекрасно владеют иностранными языками,
хорошо знают компьютер и имеют четкую жизненную
позицию.
Дети и молодежь осваиваются в новой социальной и
информационной среде, впитывая из нее самое
лучшее. Поэтому говорить о том, что это поколение
потерянное, я бы не стала.
|
Какие
вопросы будут подниматься на юбилейной
конференции консорциума? |
Сложилась традиция проведения
научно-практических конференций, на которые мы
выносим наиболее острые социальные проблемы.
Поэтому мы решили, что к десятилетию журнала
будет уместно поговорить о психологическом
обеспечении профилактики социального сиротства
детей. Проблема эта оказалась настолько острой и
своевременной, что количество тезисов и заявок
превысило все наши ожидания.
В системе социальной защиты более тысячи приютов
и реабилитационных центров, где находятся дети,
ставшие сиротами при живых родителях. Но
работающие там психологи, к сожалению, очень
слабо подготовлены к оказанию помощи таким
детям. Мы понимаем, что нужно начинать серьезно
работать над этой проблемой, и, может быть, наша
конференция станет отправной точкой для начала
такой работы.
Очень важно тщательно продумать и
скоординировать действия, начиная с министерств,
заинтересованных в решении проблемы.
|
Как вы
считаете, сиротство при живых родителях — это
социальная или психологическая проблема? |
Комплексная. Я бы выделила здесь и
социально-экономические, и социокультурные, и
психологические аспекты. В свое время была
опубликована статья Павла Эфроимсона
«Родословная альтруизма», в которой он писал, что
верность в браке, забота о детях — это
генетически обусловленные качества.
Мне тогда очень понравилась эта мысль, которая
сейчас, безусловно, подтверждается. Порядочность
в отношениях между людьми как ценность
практически не формируется у подрастающего
поколения. Зато современная массовая культура
настойчиво навязывает противоположные взгляды.
В результате вырастает человек, который не
задумывается над тем, что делает, а живет
сиюминутными интересами. Мать, бросая ребенка
или создавая ему немыслимые условия
существования, не задумывается не только о нем,
но и о себе. А ведь ее тоже ничего хорошего не
ожидает в будущем.
|
Могут ли
здесь как-то помочь психологи? |
Конечно, они многое могут сделать, да и делают.
Если бы не была сформирована психологическая
служба в системе образования и социальной
защиты, не было бы социальных педагогов, я думаю,
ситуация с подрастающим поколением была бы
гораздо хуже.
Я встречаю множество самоотверженных людей —
психологов, педагогов, социальных работников, а
это большая сила, большой стабилизирующий
фактор. К сожалению, он до сих пор не оценен
государством по достоинству.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|