Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ОЧНАЯ СТАВКА С СУБЛИЧНОСТЬЮ

Работа с субличностями в коррекции созависимости

Продолжая знакомиться с феноменом созависимости (см. статью «Забота или контроль?», «Школьный психолог», № 48, 2003), мы коснемся, пожалуй, самой сердцевины этого явления — того, что направляет активность человека, находящегося в данном состоянии.
Классически эта роль принадлежит так называемым субличностям, или частям личности. Эти структуры могут называться по-разному в разных психотерапевтических школах, но смысл, стоящий за этим названием, всегда один и тот же.

В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ

Субличностью принято считать некую «оторвавшуюся от центра Я» структуру, своеобразный сателлит, потерявший связь с «центром управления» и функционирующий из-за этого в автономном режиме. Поскольку режим этот не согласован с «генеральной линией» центра Я, то нет ничего удивительного в том, что действия, порожденные такой автономией, могут не только не совпадать с этой линией, но и прямо противоречить ей.
Можно сказать, это действия некоей «зарвавшейся» части личности, ощущающей свою изолированность и все же стремящейся заявить о себе во что бы то ни стало. Энергии в ее распоряжении, как правило, много. У нее свой собственный стиль, своя мотивация. Проблема в том, что она не осознана человеком и вследствие этого не интегрирована в целостную структуру Я. Будучи оторванной от центра и от других частей личности, она действует хаотично и беспорядочно, внося в жизнь человека много проблем.
Вернее, это он сам, попадая под влияние этой жаждущей признания части, совершает как бы от ее имени такие поступки, что впоследствии сам бывает шокирован собственным поведением. Оглядываясь назад, в недоумении и замешательстве, он задумывается: «Что это было со мной? Неужели я все это совершил? Зачем я это сделал? Выходит, я не владею сам собой?»
Это еще неплохой вариант рассуждения. В нем звучит хоть какая-то критика своего состояния, и, стало быть, есть надежда, что человек обратится за помощью к специалисту. Гораздо чаще, однако, в этих беседах с самим собой человек выбирает объяснения защитного типа: «Я же хотел совсем другого... Это все они, плохие люди, вынудили меня вести себя таким образом, я просто не мог иначе!»
Он действительно не мог иначе, но не потому, что виноваты «плохие другие», а потому, что в его личности нет порядка, нет нужной иерархии. Части не знают, «кто в доме хозяин», друг с другом не знакомы и каждая мнит себя самой главной, за все отвечающей. Поскольку у неосознанных и непризнанных частей нет своего законного места, они только и ждут, чтобы захватить трон и начать править. За время своего недолгого правления каждая (не знает ведь, когда еще доведется поцарствовать!) хочет урвать все, что только возможно, исключительно для себя.
Последствия такого правления разрушительны и для самого человека, и для его окружения.

ВНИМАНИЕ К КОНТЕКСТУ

Сколько субличностей живет внутри нас? Это открытый вопрос. П. Ферручи, представитель школы психосинтеза (наиболее детально разработавшей техники интеграции субличностей), считает, что в каждом из нас живет толпа. Родоначальник этого направления Р. Ассаджиоли полагает, что несколько субличностей вовлечены в постоянную войну, они сталкивают меж собой импульсы, желания, принципы и устремления.
Работе с субличностями можно и нужно учиться, как обучаются всякому настоящему переговорному процессу, например в дипломатии. Этому можно обучать клиента. Только в этих переговорах есть некоторая специфика.
Первое — никто не сможет заставить человека заниматься такой работой, как и вообще — пойти к психологу. Отсюда вывод — следует терпеливо дожидаться соответствующего запроса. Вряд ли мы вправе ожидать от клиента, в особенности клиента в состоянии созависимости, прямого разговора о том, что какая-то его часть мешает ему жить.
Не исключен, конечно, и вариант, что такой монолог все же прозвучит. Однако и тут не стоит сразу приниматься за работу. «Голый» текст запроса, без вдумчивого анализа поведения клиента, может дать совершенно неверное представление о его состоянии. Требуется огромное внимание скорее к контексту поведения клиента в целом, чем к тексту его сообщений.
Что в данном случае будет таким контекстом? По всей вероятности, это будут жалобы на то, что не удается себя контролировать во взаимодействиях с людьми («хочу одно, а получается совсем другое» или, наоборот, «не хочу делать ничего подобного, а удержаться не могу»).
И второе. Если становится понятно, что мы видим последствия неосознания некоей субличности, то клиента (если он готов работать с этим), нужно «свести» с собственной субличностью. Свести один на один, устроить им, так сказать, очную ставку, причем не на словах (этим можно все испортить!). Нет, нужно тщательно подготовить эту встречу и минимизировать свое вмешательство, чтобы основную часть работы человек проделал самостоятельно. Так он получит не только встречу со своей частью, но и опыт организации таких встреч, то есть опыт интеграции собственной личности.
Получит ли он все это в полном объеме, включая алгоритм процесса, зависит именно от психолога, от его способности выдержать меру своей интервенции в чужой процесс. Психолог должен уважать и самого клиента, и его способность навести порядок внутри себя самостоятельно. Для этого ему необходимо особенное профессиональное чутье, такт и способность просто следовать за клиентом, не торопя события. (Об отточенных навыках собственной профессионально безупречной субличности стоит позаботиться отдельно и заранее!)

ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Это наиболее общие моменты, касающиеся работы с субличностями в принципе. Готовясь же к работе с субличностями клиента, находящегося в состоянии созависимости, следует помнить, что созависимость представляет собой проявление личностной незрелости взрослого человека, как бы незавершенное его психологическое рождение.
Внешне такое состояние личностной структуры проявляется в пораженческом поведении, в неумении или потере способности взрослого человека опираться на самого себя. Слабое, уязвимое ЭГО и плохое ощущение своих границ не обеспечивают ему возможности контролировать собственные аффекты, адекватно их определять и принимать на себя ответственность за свои аффективные состояния. Личности крайне необходим внешний центр для интеграции ее состояний, поскольку ее собственный внутренний в данное время не может выполнять эти функции.
Происходит настойчивый поиск внешнего центра интеграции личности. Цель поиска — почувствовать и понять себя через другую личность, пользуясь ее способностями осознания и интеграции. Вступая в отношения с таким человеком, он ощущает его сверхценность для себя и одновременно свою сверхнуждаемость в нем. Такое лицо становится для него Значимым Другим, пользуясь терминологией Г. Салливана.
Однако это не обычный Значимый Другой, как, например, другие его близкие или родственники, хотя это может быть и кто-то из них. Его статус на порядок выше, так как он в восприятии субъекта с уязвимым ЭГО наделен исключительными функциями, такими как осознавание потребностей и состояний. Испытывая сверхнуждаемость в данной личности, субъект старается контролировать ее, что чаще всего является иллюзией, ибо в реальности он сам привязан к данной личности и сам может быть контролируем ею. Но данный момент зависимости вытеснен и отрицается.
Реальная ситуация настолько болезненна для осознания, что субъект рискует с ней не справиться и поэтому пользуется различными видами защит. Проекция и отрицание реальности являются классическими защитными механизмами созависимости, что делает это состояние особенно трудным в коррекционной работе.
Психологу нужно быть готовым к разнообразным и мощным видам сопротивления клиента процессу изменений, даже если решение о начале этого процесса человек принимал сам и добровольно.
Так, например, одним из типичных «ходов сопротивления» созависимых в процессе узнавания субличностей является несогласие с тем образом, который появляется перед их внутренним взором. Как описывают сами клиенты, они бывают неприятно удивлены, обнаружив в себе некий незнакомый и вызывающий брезгливость и отвращение образ, и пытаются, так сказать, «задвинуть его подальше», «запрятать, чтоб глаза не видели», а вместо него «усилием воли» (так обозначают силу сопротивления!) вызвать какой-нибудь «приличный», «достойный», «хороший» образ.

Галина МОРОЗОВА,
кандидат психологических наук

(Окончание следует)