Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

САД ДУШИ
О достоинствах песочной терапии

 

Часто руки знают,
как решить загадку,
с которой интеллект
боролся напрасно.

К.Г. Юнг

 

В чем сила песочной терапии? Почему интерес к ней постоянно растет и чем песочная терапия отличается от других форм терапии игрой?
Согласно Ж. Пиаже (1951), игра — ведущий источник развития детей в дошкольном возрасте. К. Юнг (1971) говорил о том, что «фантазия — мать всех возможностей, где, подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе».
В последние годы особое внимание к «внутреннему ребенку» как ребенка, так и взрослого вдохновило психологов использовать терапию игрой. У людей существует потребность в игре и желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, внутренние чувства и перенести их во внешнюю действительность.

ИГРЫ НА МОСТУ

В подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает образы. Используя осязание, обоняние и зрение он воплощает в физическую форму свои самые потаенные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия с помощью активного воображения и творческой символической игры является практическим, основанным на опыте методом, который может создать мостик от бессознательного состояния до сознательного, от умственного и духовного к физическому и от невербального к вербальному.
Часто ребенок не может понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта. Песочная терапия обеспечивает ребенку возможность представить в образах то, что происходит во внутреннем или внешнем мире человека.
Например, поднос Вероники (фото 1), 10,5 лет. Ребенка беспокоили ночные страхи, она кричала во сне. Последние несколько лет мама переселилась в детскую комнату и спит с ребенком, «чтоб ей не было страшно».

Фото 1
Фото 1

Свой поднос Вероника назвала «Зоопарк» и рассказала о нем следующее: «Там живут динозавры, горилла, тигры и добрая черепаха. В центре зоопарка есть бассейн, где плавают дельфины. Есть слон. В зоопарк приходят люди. Звери разговаривают между собой и с людьми. Черепаха просит выпустить ее на свободу. Всем животным не хватает свободы. Они должны быть сами по себе — самостоятельные». То есть образы становятся языком, на котором ребенок может сообщить бессознательный материал психологу и себе.
Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что это позволяет ребенку создавать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процесс игры помогает ребенку двигаться от ощущения своей зависимости, от сложившейся ситуации к тому, чтобы быть создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению ребенка, он открывает его собственную уникальную и совершенную дорожку к самооткрытию.

«ЗАГРЯЗНЕННОЕ МОРЕ»

Песочная терапия в настоящий момент является действенным инструментом для психологов различных направлений. «Техника Мира», предшественник юнгианской песочной терапии, была развита Маргарет Лоувенфельд, британским педиатром, в конце 1920-х. Песочная терапия уже нашла свое место в Европе, США и активно занимает позиции в нашей стране.
Она используется прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время становится методом, также применяемым в работе со взрослыми (парами, семьями, группами личного роста).
Психолог обеспечивает клиенту поднос с песком, воду, множество объектов и материалов, чтобы создать сюжеты с образами в ограниченном пространстве. Рут Амманн сравнивала поднос с песком с «садом души». Это своего рода контейнер для показа психической жизни клиента.
Поднос с песком — «промежуточное место», где внутренняя и внешняя жизнь может показать себя. Поднос — то свободное и пустое пространство, где ребенок имеет возможность создать свой собственный мир и преобразовать существующий в соответствии с новым пониманием. Психолог обеспечивает защиту и среду принятия, в которой ребенок может позволить говорить своему внутреннему голосу.
В продолжение метафоры Рут Амманн можно сказать, что это «промежуточное место», в котором сознательный и бессознательный материал может разворачиваться, объединяться и становиться целым, а также мост между ребенком и психологом. Это место, где бессознательные состояния и ощущения психолога и клиента встречаются и взаимодействуют.

Фото 2
Фото 2

На приеме Паша, 12 лет. Родители недавно развелись. Отец приходит редко. Мать часто в командировках. Обратились к психологу по причине пропуска подростком уроков в течение недели. На работу с песком откликнулся с удовольствием. Паша назвал построенный им мир «Загрязненное море» (фото 2). «Море загрязнили. Это даже не море, а океан, в котором проводили испытания. Люди загрязняют его. Они не должны так поступать. От этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что там еще живого есть. Остаются только банки из-под спрайта, пачки из-под сигарет, бутылки из-под водки... Там еще есть череп. Это кто-то умер. Наверное, Я. Этот мир похож на то, что у меня сейчас внутри. Мне даже трудно говорить. Мне не нравится эта картина. А можно я ее изменю?»
Песочная терапия часто возвращает человека к памяти детства. Некоторые дети не используют ничего, кроме песка. Они касаются его, погружают в него руки, перемещают формы и делают в песке постройки. Другие используют немного объектов, третьи много. Кто-то работает с сухим песком, кто-то смачивает его водой.
И строят свой мир все по-разному: одни быстро, другие медленно; одни просто наслаждаются игрой, у других появляются очень глубокие эмоции, они повторно проживают прошлую боль.
Нет никакого правильного пути или правильного результата. Важно доверять тому, что каждый клиент сделает в тот или иной момент. Это так же важно для психолога, как знание его предубеждений, ценностей и неразрешенных проблем.

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ МИР

Песочная терапия может быть дополнением к существующим психологическим методам. «Миры в песке», с их многоуровневыми символами, помогут преодолеть застой в коррекционной работе. По словам Томпсона, невербальный мир, рождающийся на подносе с песком, позволяет играющему в песок «изобразить события на многих уровнях в одно и то же время, способом, которым они представлены в мечтах» (1990).
Для психологов важно следовать своему собственному стилю и собственным взглядам. Методы гештальта, визуализации, психодрамы, работа с телом и движением, арт-терапия, сказкотерапия — вот некоторые из терапевтических стратегий, параллельно с которыми можно использовать песочную терапию.
Поднос с песком — мощный инструмент, позволяющий психологу использовать его во многих случаях, включая психологические травмы, вопросы межличностных отношений, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.
Песочная терапия более экологична для психолога, чем вербальная терапия, поскольку многие из переносов клиента не направлены на психолога, а помещены в поднос с песком.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск