САД ДУШИ
О достоинствах песочной терапии
Часто руки знают,
как решить загадку,
с которой интеллект
боролся напрасно.
К.Г. Юнг
В чем сила песочной
терапии? Почему интерес к ней постоянно растет и
чем песочная терапия отличается от других форм
терапии игрой?
Согласно Ж. Пиаже (1951), игра — ведущий источник
развития детей в дошкольном возрасте. К. Юнг (1971)
говорил о том, что «фантазия — мать всех
возможностей, где, подобно всем психологическим
противоположностям, внутренний и внешний миры
соединяются вместе».
В последние годы особое внимание к «внутреннему
ребенку» как ребенка, так и взрослого вдохновило
психологов использовать терапию игрой. У людей
существует потребность в игре и желание играть.
Это помогает освободить творческий потенциал,
внутренние чувства и перенести их во внешнюю
действительность.
ИГРЫ НА МОСТУ
В подносе с влажным или сухим песком ребенок
располагает миниатюрные объекты и создает
образы. Используя осязание, обоняние и зрение он
воплощает в физическую форму свои самые
потаенные сознательные и бессознательные мысли
и чувства. Песочная терапия с помощью активного
воображения и творческой символической игры
является практическим, основанным на опыте
методом, который может создать мостик от
бессознательного состояния до сознательного, от
умственного и духовного к физическому и от
невербального к вербальному.
Часто ребенок не может понять и вербализовать
источник своих трудностей, боли или конфликта.
Песочная терапия обеспечивает ребенку
возможность представить в образах то, что
происходит во внутреннем или внешнем мире
человека.
Например, поднос Вероники (фото 1), 10,5 лет.
Ребенка беспокоили ночные страхи, она кричала во
сне. Последние несколько лет мама переселилась в
детскую комнату и спит с ребенком, «чтоб ей не
было страшно».
|
Фото 1
|
Свой поднос Вероника назвала «Зоопарк»
и рассказала о нем следующее: «Там живут
динозавры, горилла, тигры и добрая черепаха. В
центре зоопарка есть бассейн, где плавают
дельфины. Есть слон. В зоопарк приходят люди.
Звери разговаривают между собой и с людьми.
Черепаха просит выпустить ее на свободу. Всем
животным не хватает свободы. Они должны быть сами
по себе — самостоятельные». То есть образы
становятся языком, на котором ребенок может
сообщить бессознательный материал психологу и
себе.
Подобно художественной терапии, визуальная
форма вытесняет вербальную коммуникацию и
обходит защиту клиента. Дополнительное
преимущество песочной терапии состоит в том, что
это позволяет ребенку создавать различные
аспекты проблемы через символические объекты,
которые могут изменяться. Этот процесс игры
помогает ребенку двигаться от ощущения своей
зависимости, от сложившейся ситуации к тому,
чтобы быть создателем ситуации. Когда психолог
доверяет бессознательному мнению ребенка, он
открывает его собственную уникальную и
совершенную дорожку к самооткрытию.
«ЗАГРЯЗНЕННОЕ МОРЕ»
Песочная терапия в настоящий момент является
действенным инструментом для психологов
различных направлений. «Техника Мира»,
предшественник юнгианской песочной терапии,
была развита Маргарет Лоувенфельд, британским
педиатром, в конце 1920-х. Песочная терапия уже
нашла свое место в Европе, США и активно занимает
позиции в нашей стране.
Она используется прежде всего как игровая среда
для детей, но в последнее время становится
методом, также применяемым в работе со взрослыми
(парами, семьями, группами личного роста).
Психолог обеспечивает клиенту поднос с песком,
воду, множество объектов и материалов, чтобы
создать сюжеты с образами в ограниченном
пространстве. Рут Амманн сравнивала поднос с
песком с «садом души». Это своего рода контейнер
для показа психической жизни клиента.
Поднос с песком — «промежуточное место», где
внутренняя и внешняя жизнь может показать себя.
Поднос — то свободное и пустое пространство, где
ребенок имеет возможность создать свой
собственный мир и преобразовать существующий в
соответствии с новым пониманием. Психолог
обеспечивает защиту и среду принятия, в которой
ребенок может позволить говорить своему
внутреннему голосу.
В продолжение метафоры Рут Амманн можно сказать,
что это «промежуточное место», в котором
сознательный и бессознательный материал может
разворачиваться, объединяться и становиться
целым, а также мост между ребенком и психологом.
Это место, где бессознательные состояния и
ощущения психолога и клиента встречаются и
взаимодействуют.
|
Фото 2
|
На приеме Паша, 12 лет. Родители недавно
развелись. Отец приходит редко. Мать часто в
командировках. Обратились к психологу по причине
пропуска подростком уроков в течение недели. На
работу с песком откликнулся с удовольствием.
Паша назвал построенный им мир «Загрязненное
море» (фото 2). «Море загрязнили. Это даже не
море, а океан, в котором проводили испытания. Люди
загрязняют его. Они не должны так поступать. От
этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что
там еще живого есть. Остаются только банки из-под
спрайта, пачки из-под сигарет, бутылки из-под
водки... Там еще есть череп. Это кто-то умер.
Наверное, Я. Этот мир похож на то, что у меня
сейчас внутри. Мне даже трудно говорить. Мне не
нравится эта картина. А можно я ее изменю?»
Песочная терапия часто возвращает человека к
памяти детства. Некоторые дети не используют
ничего, кроме песка. Они касаются его, погружают в
него руки, перемещают формы и делают в песке
постройки. Другие используют немного объектов,
третьи много. Кто-то работает с сухим песком,
кто-то смачивает его водой.
И строят свой мир все по-разному: одни быстро,
другие медленно; одни просто наслаждаются игрой,
у других появляются очень глубокие эмоции, они
повторно проживают прошлую боль.
Нет никакого правильного пути или правильного
результата. Важно доверять тому, что каждый
клиент сделает в тот или иной момент. Это так же
важно для психолога, как знание его
предубеждений, ценностей и неразрешенных
проблем.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ МИР
Песочная терапия может быть дополнением к
существующим психологическим методам. «Миры в
песке», с их многоуровневыми символами, помогут
преодолеть застой в коррекционной работе. По
словам Томпсона, невербальный мир, рождающийся
на подносе с песком, позволяет играющему в песок
«изобразить события на многих уровнях в одно и то
же время, способом, которым они представлены в
мечтах» (1990).
Для психологов важно следовать своему
собственному стилю и собственным взглядам.
Методы гештальта, визуализации, психодрамы,
работа с телом и движением, арт-терапия,
сказкотерапия — вот некоторые из
терапевтических стратегий, параллельно с
которыми можно использовать песочную терапию.
Поднос с песком — мощный инструмент, позволяющий
психологу использовать его во многих случаях,
включая психологические травмы, вопросы
межличностных отношений, личностный рост,
интеграцию и преобразование Самости.
Песочная терапия более экологична для психолога,
чем вербальная терапия, поскольку многие из
переносов клиента не направлены на психолога, а
помещены в поднос с песком.
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
|