Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

9 ДИАЛОГОВ О
ПСИХОЛОГИИ
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

А.С. Спиваковская,
А.В. Мхитарян
М.: Айрис-Пресс, 2002

Я вообще-то диалоги читать не люблю – чувствуешь себя третьим лишним и кажется, что подслушиваешь. А если собеседники только делают вид, что тебя нет, то появляется противоположное чувство — как будто они играют на публику.
Но в данном случае неприятных ощущений не возникло. Наверное, потому, что слово «диалоги» в заголовке книги не совсем точно. Скорее, эти беседы можно назвать интервью, что, согласитесь, меняет жанр и как бы заранее оправдывает наличие читателя — все равно третьего, но уже не лишнего.
Роли распределены четко. Интервьюер — Анжела Мхитарян, названная в издательской аннотации просто журналисткой, хотя она главный редактор известного женского журнала «Крестьянка». А интервьюируемый (интервьюируемая? и так и этак не выговорить!) — известный российский психолог Алла Спиваковская.
Теперь собственно о тексте. На второй странице вы найдете совет «подойти к зеркалу, посмотреть на себя и сказать: «Я — прекрасная протоплазма бытия». Если вы тут же не закроете книгу (а у меня такой порыв был) и дочитаете хотя бы до следующей страницы, то наверняка не пожалеете и оторваться уже не сможете. Чувство стиля изменило авторам только однажды, в остальном книга написана литературно и образно. А главное — содержательно.
Казалось бы, перед нами очередные перепевы знакомой темы «как жить счастливо». Собственно, рецепт тоже знаком: чувствуйте себя, доверяйте себе и стройте свою жизнь (ударение на слове «свою»). Но эту книгу в череде подобных счастливо выделяют несколько обстоятельств.
Во-первых, она наша. В смысле — не переводная. И не то что переводные были бы плохи, нет, просто наша как-то ближе, роднее, нам проще идентифицироваться с ее героями — реальными и лирическими. Во всяком случае, я для себя кое-что нашел.
Во-вторых, она лишена раздражающей назидательности. Авторы беседуют как бы друг с другом, вроде бы не обращаясь напрямую к читателю. А значит, у него не возникает ощущения, что его учат жить.
В-третьих, кроме разговоров о том, что надо сделать, чтобы жить счастливо, некоторое внимание в книге уделено и тому, как это сделать. Конечно, нельзя сказать, что техники самовспоминания и самонаблюдения описаны подробно (книжка все-таки не тренинг и даже не методичка к нему), но все же достаточно для того, чтобы попробовать применить их к себе.
Интересно, что книжка получилось очень женской. Принадлежность авторов к прекрасному полу плюс неназванный, но существующий (как вытесненный в бессознательное) женский журнал определили и направленность разговоров, и специфику примеров. Читательницы «Школьного психолога» наверняка оценят эту особенность книги как достоинство. Немногочисленным же мужчинам придется принять ее как данность. Получится вполне экзистенциально.
Впрочем, руководящая идея — доверять себе — совершенно универсальна. Мне ее пафос близок, и я вполне разделяю убеждения авторов. (Надеюсь, читатели успели это заметить.) Так что — рекомендую!

Марк САРТАН