Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2004


ИГРОТЕКА

 ВЕРЕТЁНА ТОЧЁНЫ, ВЕНИКИ МОЧЁНЫ

Игры на регуляцию психофизического состояния

Окончание. См. № 10/2004

ПАРАД-АЛЛЕ

Участники садятся в круг и под музыку «Парад-алле», сидя, маршируют, в руках держат знамена. Улыбаются и дарят воздушные поцелуи. Ведущий играет роль конферансье и объявляет номера, случайно выбирая из круга участников. Номера могут быть следующие:
· медведи на мотоцикле;
· клоуны;
· канатоходец;
· дрессированный червячок и т.д. (используйте все, что помните из цирковых номеров).
Ведущий может помогать участникам исполнять их роли. Заканчивается игра общим выходом — парадом-алле.

ПОРОСЯЧЬИ БЕГА

Участники сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы попали на поросячьи бега — новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу.
Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в «хрюканье». Игра на время. Старайтесь добиться рекорда.
Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настраивает на взаимодействие.

ПУЗИКИ-ПУЗИКИ

Ведущий с серьезным лицом говорит участникам о том, что сейчас нужно настроиться на серьезный лад. Для этого всем нужно сесть на краешек стула, выпрямить спину, поднять руки над головой, потянуться вверх, пошевелить пальчиками и выдохнуть... Внезапно ведущий опускает руки и начинает щекотать соседей со словами «пузики-пузики».

КУРОЧКА

Участники вслед за ведущим напевают и показывают соответствующие движения:

1. Купим мы с бабушкой себе курочку,
Купим мы с бабушкой себе курочку,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах»

(одной ладошкой «клюет» зернышки из другой).

2. Купим мы с бабушкой себе уточку,
Купим мы с бабушкой себе уточку,

Уточка: «Та-ти-та-та»
(волнообразные движения правой рукой).

Курочка по зернышку:
«Кудах-тах-тах».

3. Купим мы с бабушкой
себе индюшонка,
Купим мы с бабушкой
себе индюшонка,
Индюшонок: «Фалды-балды»

(руки, сжатые в кулачки, на уровне груди двигаются один раз влево, один раз вправо).

Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

4. Купим мы с бабушкой себе поросенка,

Купим мы с бабушкой себе поросенка,
Поросенок: «Хрюки-хрюки»

(кулачок приставляется к носу).

Индюшонок: «Фалды-балды,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

5. Купим мы с бабушкой себе лошаденку,
Купим мы с бабушкой себе лошаденку,
Лошаденка: «Цоки-цоки»

(хлопают ладошками по коленям).
Поросенок: «Хрюки-хрюки»,
Индюшонок: «Фалды-балды,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

6. Купим мы с бабушкой себе коровенку,
Купим мы с бабушкой себе коровенку,
Коровенка: «Муки-муки»

(приставляют рога).
Лошаденка: «Цоки-цоки»,
Поросенок: «Хрюки-хрюки,
Индюшонок: «Фалды-балды»,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

7. Купим мы с бабушкой себе кисоньку,
Купим мы с бабушкой себе кисоньку,
Кисонька: «Мяу-мяу»

(движения руками, как будто кошка умывается).
Коровенка: «Муки-муки»,
Лошаденка: «Цоки-цоки»,
Поросенок: «Хрюки-хрюки»,
Индюшонок: «Фалды-балды»,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

8. Купим мы с бабушкой себе собачонку,
Купим мы с бабушкой себе собачонку,
Собачонка: «Гав-гав»

(ладонями изображается лай).
Кисонька: «Мяу-мяу»,
Коровенка: «Муки-муки»,
Лошаденка: «Цоки-цоки»,
Поросенок: «Хрюки-хрюки»,
Индюшонок: «Фалды-балды»,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

9. Купим мы с бабушкой себе лягушонку,
Купим мы с бабушкой себе лягушонку,
Лягушонка: «Кваки-кваки»

(двумя ладонями изображается рот лягушки).
Собачонка: «Гав-гав»,
Кисонька: «Мяу-мяу»,
Коровенка: «Муки-муки»,
Лошаденка: «Цоки-цоки»,
Поросенок: «Хрюки-хрюки»,
Индюшонок: «Фалды-балды»,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку:
«Кудах-тах-тах».

10. Купим мы с бабушкой
себе телевизор,
Купим мы с бабушкой себе телевизор,
Дикторша: «Ля-ля, ля-ля»

(ладонь у рта).
Лягушонка: «Кваки-кваки»,
Собачонка: «Гав-гав»,
Кисонька: «Мяу-мяу»,
Коровенка: «Муки-муки»,
Лошаденка: «Цоки-цоки»,
Поросенок: «Хрюки-хрюки»,
Индюшонок: «Фалды-балды»,
Уточка: «Та-ти-та-та»,
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

В течение игры темп постоянно увеличивается. Игра создает положительный настрой, способствует объединению группы, снятию напряжения, развивает внимание, координацию движений и т.п.

ЛАВАТА

Все участники стоят в кругу, начинают водить хоровод и напевать:

Мы танцуем дружно
Тра-та-та,
Тра-та-та.
Танец наш веселый
Лавата, лавата.
У меня ушки красивые,

(берутся руками за свои уши),
А у соседа лучше.
(берутся руками за уши соседа).
Хоровод продолжается. Дальше идут: шея, плечи, локти, руки и т.д. вплоть до пяток.

ПАЛАТА № 6

Двое желающих выходят за пределы слышимости. Ведущий говорит, что все участники — пациенты психиатрической лечебницы из палаты № 6. Вышедшие — доктора — должны определить, какая у нас болезнь. Они, проходя по кругу, будут задавать по одному вопросу. Но отвечать на вопрос, который был задан игроку, должен тот, кто сидит от него через одного человека, т.е. четвертый в кругу отвечает на вопрос, заданный второму, пятый — третьему и т.д. Первые двое отвечают «Сам дурак!» или что-то в этом духе.
Когда входят «доктора», им сообщают, что они — врачи, а вокруг — больные из палаты № 6. Объясняют, что им нужно задавать каждому по любому вопросу, чтобы определить признаки болезни. (Болезнь — сдвиг по фазе в левую сторону на два такта, возможен более легкий вариант: сдвиг на одну фазу).
Ведущему следует обратить внимание на то, чтобы участники в роли докторов не чувствовали себя дискомфортно, униженно и т.д. После игры необходимо их поблагодарить за поставленный диагноз и в любом случае обеспечить положительное эмоциональное подкрепление.

РАЗ МОБИЛА...

Ведущий проговаривает определенные слова и сопровождает их движениями, участники запоминают слова и движения и делают их вместе с ведущим. Юноши и девушки соревнуются, кто громче кричит. Слова следующие:

Раз мобила, два мобила
(ладони внешней стороной поочередно прикладываются к противоположному уху),

Пейджеры, пейджеры
(ладони внутренней стороной поочередно прикладываются к противоположному бедру).

За рулем автомобиля женщина, женщина
(описывается силуэт женского тела).

Все в порядке, все нормально
(демонстрируется жест «ОК»).

Пальчики, пальчики
(демонстрируется жест с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем).

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девушки кричат:
«Девушки!»
Молодые люди кричат:
«Пацаны!»

Эту игру, как и следующую, можно проводить как с группой от 15, так и с залом до 400 человек.

РАЗ ЦВЕТОЧЕК...

Ведущий проговаривает определенные слова и сопровождает их движениями, участники запоминают слова и движения и делают их вместе с ведущим. Юноши и девушки соревнуются, кто громче кричит. Слова следующие:

Раз цветочек, два цветочек
(руки поочередно сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки в запястьях, совершаем круговые движения кистями),

Ежики, ежики
(обе руки сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки в запястьях, совершаем круговые движения кистями),

Наковальня, наковальня
(руки сжимаем в кулачки и стучим поочередно одним об другой),

Ножики, ножики
(руки согнуты в локтях на уровне талии, ладонями вниз и двигаются поочередно одна над другой),

Бег на месте, бег на месте
(руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии, имитируя бег),

Зайчики, зайчики
(ладошки над головой изображают ушки)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки кричат:
«Девочки!»
Мальчики кричат:
«Мальчики!»

Эффективнее всего эта игра проходит в группе младших школьников и младших подростков. Хотя старшие подростки тоже не прочь играть в таком варианте, но для них есть модифицированный и более современный вариант. См. выше «Раз мобила...».

РЕГУЛИРОВЩИК

Среди играющих выбирается ведущий — «регулировщик». Все поют песню, а он поднимает руку вверх и совершает ею движение по часовой стрелке вниз.
Три правила:
· рука вверх — поют песню громко (или прыгают и топают);
· рука в горизонтальном положении — песня стихает;
· рука внизу — поют песню «про себя».
«Регулировщик» медленно поднимает руку, и начинается игра.
Ведущему необходимо удерживать высокую динамику игры, для этого можно постоянно менять темп игры, чтобы участники следили за движениями «регулировщика» и четко следовали инструкциям.

У ДЕДУШКИ АБРАМА

Участники сидят в кругу. Сначала разучиваются слова:

У дедушки Абрама
12 сыновей.
12 сыновей и 12 дочерей.
Они не ели,
Они не спали,
Они не скучали никогда.

Слова произносятся быстро и ритмично. Потом добавляется: «Правая рука!» Добавляются ритмичные хлопки правой рукой по правой коленке. Считалочка повторяется снова. Потом добавляется: «Правая рука, левая рука!» Хлопки правой и левой рукой. Постепенно добавляются разные части тела, например: правая нога, левая нога, плечи, локти, уши голова и т.д.
Ведущему необходимо задать достаточно высокий темп изначально, постепенно его увеличивать и внимательно контролировать динамику игрового взаимодействия.

ГРОМ–УРАГАН–ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» — «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» — «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.
Рекомендуем проводить это упражнение в первой части программы занятий, так как оно дает возможность: освоить пространство, повысить уровень эмоционального состояния и начать процесс группообразования.

ХА!

Участники ложатся на пол. Второй участник ложится головой на живот первому участнику, третий участник — второму и т.д. до тех пор, пока все не улягутся. Первый участник громко произносит слово «Ха!». Второй произносит его дважды, третий трижды и т.д. Главная задача — не ошибиться в количестве слов, которые нужно произнести. Если правила нарушаются, все начинается сначала.

ХИ-ХИ-ХО-ХО

Вслед за ведущим участники с руками, сложенными как для игры в волейбол, 5 раз дотрагиваются до левого плеча (ведущий считает), затем 5 раз до правого, 5 раз до левой ноги, 5 раз до правой, 5 раз произносят «хи», опустив голову вниз, и 5 раз — «хо», глядя в потолок. Затем проделывается все то же самое на 4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, постоянно увеличивая темп!
Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настраивает на взаимодействие.

ХОР МОСКОВСКОГО ЗООПАРКА

Участники разбиваются на микрогруппы, каждая из которых выбирает себе животное, которое издает характерные звуки («гав», «мяу», «бе-е», «кар», «му-у», «ква» и т.д.). Ведущий становится «дирижером» и предлагает спеть песню (например, «Подмосковные вечера») на языке каждой группы. «Дирижер» показывает по очереди на каждую группу, и они продолжают исполнять песню, начатую предыдущей группой, но уже на своем языке. Закончить можно всем вместе.
Если группа самостоятельно не может определиться с названием животного, то ведущий сам выбирает животное и раздает задания. Если вы видите, что группа не активна, можно написать задания на карточках и вытянуть жребий.

ШЛЯПА

Поется любая веселая песня с ускорением, или звучит музыка. В кругу стоят участники игры в шапках. Левая рука за спиной. Правой рукой в ритме музыки снимают шапку с соседа справа и надевают себе на голову. Тот, кто нарушил ритм, выходит из игры.
Если у вас нет возможности обеспечить музыкальное сопровождение, можно петь, отстукивать ритм и т.д.

ЭЛЬБРУС МОГУЧИЙ

Все стоят, плотно прижавшись друг к другу в кругу. Один ходит по кругу, остальные поют:

Эльбрус красавец
Смотрит сквозь тучи
Белой папахой в синеву.
Этой вершиной,
Самой могучей, налюбоваться не могу.
О райда, райда, райда,
О райда.

(на цыганский мотив).
Во время пения водящий, пританцовывая, ходит по кругу и может дотронуться до любого, стоящего в кругу. Тот, до кого он дотронулся, идет, пританцовывая, за водящим и, в свою очередь, дотрагивается до следующего.
Когда песня кончается, все должны успеть встать на свободные места. Одному места не хватило. Игра продолжается.
Играя по данной схеме, можно использовать другую песню или музыкальное сопровождение.

ЯЩИКИ — ХРЯЩИКИ — СПИЧКИ

Участники делятся на три группы. Первая группа кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все три группы кричат одновременно. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон».
Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова, не очень хорошо слышен результат.

Владимир ПЛЕШАКОВ,
кандидат педагогических наук