Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004


НАШИ ДЕТИ

ФЛЕЙТА ИЛИ ХЛЫСТ?

Мотивация в коррекционно-развивающей
работе психолога

О важности мотивационного аспекта деятельности ребенка написаны целые тома, в них все детальнейшим образом «расфасовано» и систематизировано. Каждый мало-мальски уважающий себя теоретик и методолог психологии сказал что-то свое об отдельных мотивах, о мотивации в целом, о ее структуре и компонентах.
Но что бы там ни говорили теоретики, на практике психолог сталкивается с необходимостью иметь в руках некий «инструмент» стимуляции детей, побуждения их к тем или иным действиям, занятиям. А инструмент этот может быть либо многозвучной флейтой, которая ведет за собой (по аналогии с известной сказкой братьев Гримм), либо, извините, хлыстом, сбивающим с ног.
Что нам кажется наиболее важным в этом плане для практической деятельности психолога?
Традиционные виды мотивации – игровую, соревновательную, учебную и познавательную — следует, на наш взгляд, рассматривать как стратегические, наиболее общие, формирующие мотивационную сферу в целом. Но можно выделить и своего рода тактические уровни мотивации.
В большинстве пособий по коррекционно-развивающей работе и психологических программ не уделяется достаточно внимания тому, какой вид мотивации будет наиболее эффективен в каждом конкретном случае. Специалист должен уметь объяснить, а иногда и доказать, почему он использует какую-то мотивацию, тот или иной внешний мотиватор (по Е.П. Ильину) для конкретного ребенка или группы детей данного возраста.
Для этого необходимо выделить наиболее важные показатели мотивационного компонента коррекционно-развивающей программы, а также определить, на какую модель психического развития опирается специалист.
Мы в настоящей статье представляем свой взгляд на эффективное использование адекватных типов мотивации детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

Для начала — о показателях, лежащих в основе выбора тех или иных мотиваторов.
В первую очередь следует говорить о возрастной соотнесенности мотивации.
Если рассматривать мотивацию с точки зрения онтогенеза аффективно-эмоциональной сферы, то станет ясно: для каждого возрастного периода наиболее эффективна какая-то определенная мотивация. В самом деле — разве можно использовать соревновательную мотивацию для работы в группе детей 2,5–3-летнего возраста? Обращение специалиста к неадекватным возрасту мотивационным факторам может только снизить эффективность коррекционных и развивающих воздействий.
Следовательно, необходимо определить, насколько тот или иной тип мотивации эффективен в данном возрасте. Поскольку мотивация составляет не только ядро личности человека (положение С.Л. Рубинштейна), но и одну из основных движущих сил поведения в целом, то можно считать, что мотивация (неважно, осознаваемая ребенком или, как правило, неосознаваемая) является определенным «продуктом», в том числе и аффективной регуляции (по О.С. Никольской). Мотиваторы, основывающиеся на учете особенностей формирования аффективной регуляции в процессе развития, хорошо работают на практике. Следовательно, именно в соответствии со спецификой формирования аффективной регуляции и пониманием приоритета каждого из уровней в определенные возрастные периоды можно рассматривать и мотивационный компонент любого психологического или педагогического воздействия.
Но прежде чем перейти непосредственно к анализу соотношения вида мотивации и возраста, необходимо сказать и о втором, не менее важном параметре, определяющем использование того или иного вида мотивации.

ВЫБРАТЬ КЛЮЧ

Таким параметром является соотнесенность используемой мотивации с конкретными особенностями ребенка. Ведь именно правильное понимание причины проблем ребенка может дать ключ к выбору адекватного внешнего мотиватора. Действительно: если ребенок инфантилен, а при этом обучается во втором классе общеобразовательной школы и с трудом тянет лямку, то вряд ли использование учебной мотивации будет способствовать успешному обучению и адаптации ребенка к школе.
А ребенку с серьезными проблемами организации собственной деятельности (проблемами регуляции) даже в возрасте 8–8,5 лет вряд ли поможет такой мотиватор, как соревнование. По крайней мере, на первых этапах занятий это будет значительно менее эффективным, чем мотивация поощрения и специально организованного успеха.
Если рассмотреть модель развития аффективно-эмоциональной сферы в виде четырехуровневой структуры (см. статью Н. Семаго в «Школьном психологе», № 47, 2002. — Ред.)), то можно увидеть, что в каждом возрастном диапазоне следует опираться на тот уровень аффективной регуляции (и соответственно, тип внешних мотиваторов), который является приоритетным для этого возраста, решающим задачи адаптации ребенка именно этого возрастного диапазона.

В ХОРОШЕЙ АТМОСФЕРЕ

Можно привести следующие примеры такого рода мотивации.
На 1-м уровне — уровне аффективной пластичности (полевой реактивности) мотивация создается, в первую очередь, за счет комфортности среды занятия, то есть приятного для ребенка окружения, желания приходить сюда еще и еще. Фактически это создание образовательного пространства.
Сюда входят и освещение, и интерьер стен и окон и т.п. Но комфортными должны быть не только внешние условия. Это касается и непосредственно игровых и дидактических материалов: «приятности» канцелярских товаров (если речь идет о рисовании, письме, аппликации), мягкости (а в некоторых случаях, в соответствии с задачами работы, — и жесткости, твердости) игрушек. Особое внимание следует уделять цвету игровых и дидактических материалов.
К этому же «уровню» мотивации относится и атмосфера занятий (но не его организация — см. далее). Это и мягкость движений психолога, его голос, интонация и мелодика. Здесь же следует говорить (и это может быть одним из основных мотиваторов работы) о своего рода «энергетизме» психолога, проводящего занятие. Нет смысла в очередной раз повторять, что от настроения специалиста, от его способности к «куражу» в хорошем смысле этого слова многое зависит. Психолог должен уметь вступить с детьми в эмоциональный контакт начиная уже с первых моментов занятия. Впрочем, этот вид мотивации, опирающийся на механизмы тонизации первого уровня аффективной регуляции, важен при работе с детьми любого возраста.

ПОВТОРЕНЬЕ — МАТЬ УЧЕНЬЯ

Уже в самом построении занятия можно использовать механизмы эмоциональной тонизации, специфичные для 2-го уровня — уровня аффективных стереотипов. Их знает и использует каждый психолог: это ритуализация занятия, его постоянно существующие компоненты, знание ребенком того, что будет происходить на занятии. В данном случае мы говорим о стереотипном построении рисунка занятия, определенных, жестко заданных его компонентах (ритуалах приветствия и прощания, оценки прошедшего занятия и т.п.).
Мотивирующим фактором этого же уровня является повторяемость отдельных упражнений, заданий. Во многих случаях в качестве поощрения (получения удовольствия как наиболее общего мотивирующего фактора) могут выступать наиболее запомнившиеся и приятные детям задания — любимые игры и упражнения. Таким образом психолог убивает сразу двух зайцев: и материал повторяет, и удовольствия дети получают много.

У КОГО ЛУЧШЕ ПОЛУЧИТСЯ?

Основным мотиватором, опирающимся на механизмы 3-го уровня аффективной регуляции (уровень аффективной экспансии), следует считать включение соревновательной мотивации, иногда перерастающей в азарт, — от новизны, от ощущения собственных возможностей сделать что-то новое, трудное.
У некоторых детей к этим же мотиваторам следует отнести создание познавательной мотивации — как преодоления собственных границ. Кроме того, здесь уже на более высоком уровне используется мотивация «новизной». Примером может стать следующий реализуемый психологом тезис: «После того как сделаешь это упражнение, мы будем играть в очень интересную игру». Естественно, что одновременно может реализоваться и соревновательная мотивация: «Ну-ка посмотрим, у кого лучше получится новое задание?»
Причем соревновательные мотиваторы могут быть двух видов – соревнование с самим собой (по принципу: «Сегодня ты сделал лучше, чем вчера, а завтра у тебя еще лучше получится») и непосредственное соревнование между детьми в группе. Таким образом начинает включаться и социальный, межличностный компонент деятельности, который характеризует уже опору на механизмы 4-го уровня — эмоционального контроля.
Следует отметить, что механизмы этого уровня включаются практически с самого рождения ребенка. Но если в раннем возрасте они подразумевают лишь необходимость эмоционального одобрения (своего рода тот же контроль) со стороны взрослого, то после 4,5–5 лет к этому уже подключается оценка себя со стороны сверстников, а далее и социально одобряемое поведение (по типу: «положено учиться», «быть как взрослый»). То есть подключается рефлексия второго и третьего порядка — оценка себя через отношение сверстников, референтных взрослых, социальных норм.

В ИДЕАЛЕ И В РЕАЛЬНОСТИ

Все вышеизложенное, естественно, относится к усредненному условно нормативному развитию. Если же говорить о коррекционных психологических программах и работе с детьми, имеющими конкретные особенности развития, то, как уже отмечалось, необходимо учитывать состояние ребенка и его «психологический возраст». Идеальным было бы использовать для каждого подходящие именно для него мотивирующие факторы. Но в реальной психологической коррекции это труднодостижимо. Отчасти из-за этого принципиально важными становятся принципы и требования к комплектации коррекционных групп.
Мы уже упоминали о том, что уровни аффективной регуляции вступают в действие в процессе развития постепенно (по крайней мере, не одновременно), в различные возрастные периоды.
В целом это можно представить в виде таблицы (cм. с. 14–15), в которой жирным шрифтом выделены те виды и типы мотивации и внешних мотиваторов, которые соответствуют механизмам ведущих в данном возрасте уровней аффективной регуляции.

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
Московский городской
психолого-педагогический
университет

 


 

Возраст
ребенка
Мотивирующие факторы (внешние мотиваторы)
1-го уровня 2-го уровня 3-го уровня 4-го уровня
1,5–3 года Комфортность среды, эстетика игровых и дидактических материалов,
аффективная и эмоциональная толерантность психолога,
его «энергетизм»
Стереотипность среды, занятий,
повторение «приятных» упражнений,
тактильное и телесное,
пищевое поощрениепоощрение
Включение новых, до сих пор неизвестных элементов, переключение интереса (взрослым) на новое Эмоциональное одобрение
(как поощрение) взрослого
3,5–5,5 лет Комфортность и эстетика игровых и дидактических материалов,
эмоциональная «включенность» психолога, его «энергетизм»
Стереотипность среды, занятий,
повторение «приятных» упражнений,
ритуал поощрения
«Соревновательность» по отношению к самому себе, удовольствие от нового Объяснение (взрослых),
за что поощрили (социальная одобряемость)
5–6,5
лет
Комфортность и эстетика игровых и дидактических материалов,
эмоциональная включенность психолога, его «энергетизм»
Организация занятий,
стереотипность среды,
повторяемость упражнений,
ритуал поощрения
Соревновательность
с самим собой и другими как получение удовольствия от процесса и риска, познавательные интересы как любопытство к сущности явлений
Социальная позиция, соревнование
с другими как возможность получить одобрение взрослого и сверстников
7–9
лет
Психотерапевтичность среды Стереотипность среды, занятий,
повторение, ритуализация
занятий
и их этапов
Познавательный интерес (к новому), возможность преодолеть себя Социальная позиция, соревнование с другими, одобрение учителя (как референтного взрослого)

9–12
лет

Психотерапевтичность среды Стереотипность
образовательного пространства
Преодоление себя в «рискованных» заданиях, азарт приключений Одобрение сверстников, референтных взрослых, неповторимость, особость, яркость индивидуальности

12–14 лет

Психотерапевтичность среды Стереотипность
образовательного пространства,
ритуализация занятий
Возможность испытать себя на прочность Одобрение сверстников, референтных взрослых

Старше 14 лет

Психотерапевтичность среды Ритуализация тренинга
(в том числе социальная)
Учебно-познавательная мотивация, связанная с интересом к профессии Престижность выбираемой профессии