ВОЛШЕБНЫЕ КНОПКИ
«Современные дети не хотят
учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она
превратилась в нечто вроде присказки. Или
глобального объяснительного принципа неудач
взрослых в трудном деле обучения подрастающего
поколения.
Определенная доля правды в этом утверждении
есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно
не хватает...
Взрослых в нем и не хватает — их доли
ответственности.
Помните, уважаемые читатели, знаменитую формулу
революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не
хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой
косметической поправке она вполне годится для
характеристики сегодняшнего положения в
образовании: «Дети не хотят, а учителя не могут
учить их по-старому».
И что
же делать? Логика подсказывает два возможных
пути изменения ситуации. Путь первый — заставить
детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить.
Путь второй — научиться учить по-другому, так,
чтобы дети научились хотеть учиться.
Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно,
неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно.
Метод «кнута и пряника», социальное давление,
поддержка мощного социального «надо» в сознании
ученика — все это методы старые, проверенные, в
том числе в российской педагогике. На этом пути
главное — неусыпный и постоянный контроль. Как
только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он
предполагает опору на внутренние стимулы к
учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация
невозможна без существенного изменения
педагогических средств, используемых для
создания и поддержания учебной мотивации.
Я — за второй путь и предлагаю обсудить в этой
статье те педагогические средства, с помощью
которых можно создавать внутреннюю мотивацию,
обучать детей непростому искусству хотения
учиться.
У меня есть подозрение, что в массовом
психолого-педагогическом сознании происходит
постепенное искажение самого понятия «учебная
мотивация». В портрете идеального,
«замотивированного» ученика начинают все
отчетливее проступать мрачные черты
долженствования: это ребенок (подросток, юноша),
понимающий смысл учебы для себя, осознающий,
зачем и почему он должен учиться, умеющий
сознательно ставить учебные цели и т.д.
Осознанная учебная мотивация — это
замечательно, но не на всех этапах обучения
возможная и не для всех детей подходящая. Для
многих детей характерна не осознанная учебная
мотивация, а желание учиться, установка на учебу,
и это не менее ценно.
Так где же истоки учебной мотивации? На какие
«кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним
источникам активности ребенка подключаться, для
того чтобы побуждать его к учебному труду?
Ниже представлен перечень таких источников, не
претендующий на безусловную полноту, но тем не
менее весьма объемный.
Интерес к
информации (познавательная потребность).
Интерес к
способу действия.
Интерес к людям,
организующим процесс или участвующим в нем.
Потребность в
самовыражении и (или) самопрезентации.
Потребность в
самопознании и (или) самовоспитании.
Актуализация
творческой позиции.
Осознание
значимости происходящего для себя и других.
Потребность в
социальном признании.
Избегание
наказания (физического или морального).
Получение
материальных выгод и преимуществ.
Внутренних психологических источников учебной
мотивации существует очень много, и если все их
грамотно задействовать, проблем может стать
значительно меньше. Сегодня же в массовой
педагогической практике активно
эксплуатируются лишь некоторые волшебные
«кнопки» мотивации. На всех этапах обучения —
последние три, в старшей школе — «осознание
значимости...», в начальной школе — «интерес к
информации» и «интерес к способу действия». Да и
то последние используются как-то не так, раз
познавательная потребность резко снижается у
большинства детей в средней и старшей школе.
Интерес к информации
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» —
такова психологическая природа этого источника
учебной мотивации. Большинство детей приходит в
школу «почемучками», с огромным желанием узнать,
понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому
человеческому взгляду. Конечно, в разные
возрастные периоды содержание познавательных
интересов различно. Младших школьников волнует
вопрос, как все вокруг устроено, младших
подростков — эта же тема, а еще то, что все
работает, собирается и разбирается. Подростков
постарше — как устроены они сами,
старшеклассников — как устроен мир и то, что
находится за пределами человеческого понимания.
И конечно, во всех возрастах притягательны тайны,
загадки, интриги...
Интерес к способу действия
Нормальная и очень ценная человеческая
потребность — понять, как что-то делается, и
сделать это еще лучше. Дойти до эффективного
способа решения задачи самому — это
удовольствие. Удовольствие исследователя,
первооткрывателя, творца. Передавая готовые
способы действия и «натаскивая» учеников на их
автоматическое стопроцентное воспроизводство,
мы лишаем их истинно человеческого наслаждения.
Интерес к людям, организующим процесс
или участвующим в нем
В любом деле кого-то интересует сам процесс,
кого-то результат, а кого-то — возможность
общения, построения отношений. Социальность —
наша глубинная родовая черта. Возможность
общаться в ходе учебного процесса для многих
школьников — огромный стимул. Естественно, что
общение в этом случае должно быть встроено в
учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот,
продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это
общение с педагогом. Если учение построено таким
образом, что у ребенка есть возможность
выстраивать ценные для него отношения с
педагогом, для целой группы учеников это может
быть стимулом.
Потребность в самовыражении
и самопрезентации
Если человеку присуща такая черта, как
демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не
зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не
нормально, когда демонстративные дети лишены
возможности проявлять эту свою особенность
«законным» путем, а вынуждены устраивать
представления на последней паре, кривляться,
нарушать ход урока, в общем — выступать в роли
шутов и хулиганов. Но не только демонстративным
детям нужны учебные ситуации, позволяющие
презентировать себя, свои таланты и возможности.
Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к
учебе.
Потребность в самопознании
и самовоспитании
Она актуализируется у большинства учащихся в
подростковый период. Актуализируется... и почти
никак не задействуется в учебном процессе ни на
уровне учебного содержания, ни на уровне
методических средств. Ну разве только мы отнесем
к материалу, стимулирующему потребность в
самопознании, курс анатомии. Отсюда — огромный
интерес к психологическим тестам, урокам
психологии: там ведь идет разговор о них самих.
Между тем современные курсы литературы, истории,
биологии и многих других школьных дисциплин
могут быть поданы таким образом, чтобы опираться
на эту потребность и тем самым повышать интерес
учеников к предмету. Ресурс для актуализации
потребности в самовоспитании — это
разнообразные ситуации преодоления, которые
необходимо создавать для школьников в учебном
процессе. Учеба не должна быть простой или
непомерно сложной. Она должна быть доступным по
силе испытанием — чувств, мышления, социальных
умений и т.д.
Актуализация творческой позиции
Ситуации, предполагающие проявление
нестандартности, творческости, создания
абсолютно нового продукта (пусть даже чисто
учебного по своей сути) — известный способ
повышения интереса к учебе. Жаль только, что при
всей своей известности он почти не находит места
в учебном процессе...
Осознание значимости происходящего
для себя и для других
Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я
учусь потому, что мне (или кому-то другому,
значимому для меня) это надо». Лучше, конечно,
когда учатся для себя, а не для других, но бывает
по-разному, и такой экзотический учебный мотив
иногда имеет право на существование. Осознанная
мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно
дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется
еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе
учеба становится продуктивным, но очень
энергозатратным процессом для ребенка:
постоянно нужно объяснять себе значимость
совершаемых усилий на рациональном уровне. В
такой ситуации, как правило, живут выпускники,
готовящиеся к поступлению с престижные вузы.
Потребность в социальном признании
Естественная потребность для детей 8–12 лет,
которые готовы хорошо и усердно учиться для того,
чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот
источник учебной активности мощно используется
в сегодняшней педагогической практике и
родителями и учителями. Слишком мощно,
превращаясь в социальное давление. Мотивация из
внутренней становится внешней.
Избегание наказания, получение
материальных выгод и преимуществ
Весьма распространенный и часто действенный
способ стимуляции активности. Более того, для
многих школьников младшего и среднего школьного
возраста практически незаменимый: если
внутренние источники познавательной активности
слабы, желание проявить себя и заявить о себе не
развито, без них трудно обойтись. Но нужно
понимать, что такого рода гедонистические
стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют
постоянного увеличения «габаритов» как
наказания, так и поощрения. Если они —
единственный источник активности, вряд ли мы
можем ожидать от ребенка хороших учебных
результатов.
Научиться грамотно сочетать все возможные
способы побуждения ребенка к учебной активности,
вовремя переходить от одного способа к другому,
подбирая к каждому отдельному человеку его
личную, индивидуальную кнопочку, — это хороший
шанс изменить сложившуюся ситуацию.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|