Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004
ТРИ КИТА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


КОЛЛЕГИ

ТРИ КИТА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Дети появляются на свет с врожденным интересом к познанию мира, который постепенно открывает им свои тайны. И то, что этот органично присущий детям интерес уменьшается, а то и пропадает вовсе, не вина, а беда ребенка. Но взрослый человек всегда может помочь, выстроив систему обучения так, чтобы детям стало интересно открывать для себя окружающий мир.
Именно таких взглядов придерживается педагогический коллектив московской школы «Росинка», прилагая все усилия к тому, чтобы дети сами захотели учиться. Проблема повышения учебной мотивации, считают здесь, должна решаться по-разному на различных возрастных этапах развития ребенка. А поскольку изначально «Росинка» создавалась как комплекс начальная школа — детский сад, то и работа по развитию познавательного интереса начинается с самого раннего детства.
Для того чтобы рассказать мне об особенностях работы по повышению познавательной мотивации, директор школы «Росинка» Марина Михайловна Новожилова собрала небольшой «педагогический консилиум», где каждый из участников мог высказать свое мнение.

ЖИТЬ И РАДОВАТЬСЯ!

Ольга Евгеньевна Оськина, методист и психолог дошкольного отделения, уверена, что говорить об учебной мотивации у маленьких детей преждевременно. Здесь речь может идти лишь о желании и нежелании ребенка ходить в детский сад.
Начиная с трехлетнего возраста с детьми ведется работа по программе «Сообщество», позволяющая сохранить и развить индивидуальные познавательные интересы малыша.
Все пространство комнаты, где проходят занятия, делится на центры активности, количество и направленность которых зависят от возраста детей. Есть центры песка и воды, настольных игр и математики, изобразительного творчества, строительства, кулинарии. Придя утром в сад, дети сами выбирают, где, с кем и чем они хотят заниматься. Часто новые центры формируются благодаря самим детям. Услышав то, что ребята говорят о грузовиках, создали центры «Транспорт» и «Семья».
Ребенок, являющийся частью группы, должен быть вовлечен в общие занятия — для этого подбираются дети с похожими интересами. Игровые центры становятся своеобразными творческими лабораториями, где детям разрешается брать любые материалы и использовать их так, как подсказывает фантазия. В «Росинке» уверены, что дети лучше всего обучаются в процессе деятельности.
Программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия ребенка и взрослого, дети и педагоги являются равноправными партнерами по общению. Воспитатель — это скорее друг, который позволяет ребенку реализовывать собственные идеи.
Эта программа интересна и самим педагогам, говорит Ольга Евгеньевна, так как она позволяет им максимально использовать свой творческий потенциал. При реализации программы «Сообщество» важна работа с родителями, которые тоже могут присутствовать в группе, помогая воспитателям, могут прочитать книжку своему ребенку и его друзьям, продемонстрировать свое кулинарное мастерство. Дети с радостью идут в садик. При этом учебная мотивация формируется сама — ежеминутно, ежесекундно: благодаря интересу к тому, что ребенок делает, и любви окружающих.
Педагоги начальной школы отмечают, что дети из этого детского сада отличаются от остальных тем, что уже умеют работать в парах и малых группах, осуществлять свой выбор и нести ответственность за него. «Они имеют колоссальный творческий потенциал, не боятся высказать свою идею, свое мнение и не боятся подтвердить свое решение с помощью практики», — считает директор школы М.М. Новожилова.

БЫТЬ УСПЕШНЫМ

«Мотивация в начале обучения детей в первом классе, — говорит Светлана Васильевна Прошина, завуч начальной школы, — во многом зависит от готовности ребенка к школьному обучению. Здесь очень важно, в каком возрасте ребенок приходит в первый класс и насколько он психологически и физически готов к учебе. Неудача в учебной деятельности в младшем возрасте чаще всего является показателем низкой мотивации».
В начальном звене «Росинки» (с первого по четвертый класс) учеба строится по системе Эльконина–Давыдова, которая направлена на развитие познавательного интереса детей. Основной формой организации учебного процесса здесь является поисково-исследовательская деятельность, когда ребята на уроках не получают готовый материал, а сами проводят работу по «добыванию» его. Это естественным образом приводит к повышению мотивации.
Поскольку в школе дети находятся целый день, то не только на уроках, но и во второй половине дня они имеют возможность заниматься проектной деятельностью. Это также способствует повышению мотивации: ребята собирают материал на интересующую их тему, готовят свои выступления.
Стимулирует детей и безотметочное обучение, благодаря которому они не чувствуют своей неуспешности и не испытывают тревоги по поводу плохих отметок. Это не означает, что ребенок находится в неведении по поводу того, на каком образовательном уровне он находится. Во-первых, ребенку предоставляется возможность самостоятельного оценивания себя. Во-вторых, дети работают в парах и проверяют друг друга. И в-третьих, учитель тоже может оценить работу ребенка, – естественно, не выставляя отметок.
Все без исключения участники нашего небольшого консилиума пришли к заключению, что на начальном этапе обучении для создания мотивации у детей главное — осознание ими своей успешности на каждом этапе деятельности. «Если ребенок знает, что он успешен, у него появляется желание еще больше продвинуться. Очень многое зависит от педагога, который должен поставить ребенка в ситуацию успеха», — считают они.

ТЕХНОЛОГИИ РЕШАЮТ ВСЕ

В основной (с 5-го по 9-й) и средней (10–11-й классы) школе большое значение, наряду с успешностью, имеют обучающие технологии. Андрей Борисович Морозов (зам. директора по научно-методической работе, учитель физики, руководитель проектной деятельности) подходит к выбору обучающих технологий системно, считая, что в современном образовании главное — определить принципы, которые должны лечь в основу обучения. Он перечислил следующие: проектность, инновационность, интегративность, индивидуализированность, рефлексивность, аналитичность.
Именно по этим направлениям «Росинка» и строит свою образовательную деятельность. Ее основная задача — вытащить ребенка из «ямы пассивности» и перевести его в сферу активного получения знаний. Для этого внедряются различные формы индивидуализации обучения: элективные курсы (или курсы по выбору), специализированные курсы, олимпиады, конференции, предметные проекты, индивидуальные образовательные программы.
Занятия на элективных курсах дают возможность глубокого изучения непрофильных учебных предметов. Эти курсы могут быть интегративными: «Математическая статистика», «Компьютерная графика», «История искусств» – или прикладными: «Деловой английский язык», «Основы журналистики». При этом курсы по выбору часто выходят за рамки традиционных школьных предметов.
Задача элективных курсов, считает А.Б. Морозов, — перевести ребенка в самостоятельный режим, поскольку на «выходе» должна быть представлена творческая работа любого плана: выступление, реферат, проектная работа, стенгазета, дебаты, игра.
Если говорить об инновационно-развивающих технологиях, то в «Росинке» эффективно используются методы ускоренного обучения, а также информационно-компьютерные и коммуникативно-информационные технологии. Среди них наиболее эффективными учителя-предметники называют такие технологии, как «Дебаты», «Чтение и письмо для развития критического мышления», проектную деятельность.

В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

В качестве примера деятельности, стимулирующей познавательную мотивацию ребенка, можно привести игру «Дебаты». Она удобна тем, что ей можно заниматься не только во время занятий, но и во внеурочное время, привлекая детей разного возраста.
«Тема для дебатов выбирается очень конкретная, — делится своими впечатлениями Оксана Александровна Пчелкина, учитель биологии. — Недавно у нас проходила игра среди учеников 8–9-х классов, где на обсуждение был вынесен вопрос «Школьную отметку необходимо отменить». В результате ребята определили, что оценка — это не всегда отметка. Это может быть и оценка со стороны сверстников, мнение, взгляд, обсуждение после урока».
Тезис, который выдвигается для обсуждения, должен быть актуальным и спорным. Ребята, разбившись на команды, подбирают аргументы в защиту или опровержение его.
В ходе игры школьники должны придерживаться достаточно жесткого регламента, что вынуждает их быть конкретными и доказательными. В результате игры участники не приходят к единому мнению. Окончательный вердикт выносят судьи, которые оценивают, насколько убедительными были оппоненты. Главное — не обидеть своего противника и понять, что если тебя не слушают, то виноват в этом ты сам, поскольку говоришь неубедительно и не интересен другим.
Для того чтобы быть убедительным, необходимо изучить много материалов, у школьников возникает необходимость и желание обратиться к различным источникам информации. Элементы такой игры можно использовать на уроке. Скажем, на уроке биологии ребятам предложили обсудить тезис «Бактерии вредны».

ВСЕМ МИРОМ

К решению учебно-воспитательных задач в «Росинке» привлекаются все — педагоги, психологи (здесь есть целая служба), воспитатели и родители. Конечно, не все дети, которые обучаются в школе, беспроблемные. Часто сюда приводят детей, с которыми не смогли справиться ни их родители, ни учителя в предыдущей школе.
«Тогда мы собираемся малым педсоветом и решаем, как избавить ребенка от проблем, поскольку все они, как правило, комплексные. Часто приходится начинать действовать методом проб и ошибок. Но наша главная задача — дать понять ребенку, что он интересен нам как самостоятельная личность. Дети имеют право и на плохие отметки, и на поведенческие особенности, — уверена М.М.Новожилова. — И мы пытаемся изучить ребенка, найти к нему подход, «зажечь» его познавательный интерес, используя все имеющиеся в нашем арсенале технологии. Даем понять самому ребенку, что он может все, но при этом многое зависит от него самого».

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Школа «Росинка»
Тел.: (095) 414-82-75
www.rosinka-school.ru