Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МОТИВАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Х. Хекхаузен
СПб.:
Питер; М.:
Смысл, 2003

Естественный вопрос, который возникает у потенциального читателя, впервые берущего в руки книгу, — может ли она оказаться для меня полезной? Найдется не так много изданий по психологии, заслуживающих категоричного положительного ответа. Эта книга — из их числа.
Она интересна всем психологам вне зависимости от области приложения их профессиональных знаний — будь то медицина, образование или бизнес, поскольку проникновение в мотивационную сферу человека составляет если не главную, то одну из главных задач психолога.
Это, пожалуй, единственная из всех вышедших за последнее время книг по мотивации, которая смело может быть отнесена к разряду фундаментальных психологических исследований. Хотелось бы, чтобы она не отпугнула практического психолога ни сложностью изложения, ни своим объемом (том в 860 стр.!), ни, как следствие, ценой.
Перед нами — второе издание труда Хекхаузена. Первое с точно таким же названием было переведено на русский язык почти 20 лет назад (М.: Педагогика, 1986), но до сих пор считается самым основательным по психологии мотивации.
По мнению автора, книга претерпела существенные изменения. Однако сравнение двух изданий показывает, что авторская позиция во многом осталась неизменной: автором предпринята попытка интегрирования разрозненных исследовательских направлений вокруг основных проблем психологии мотивации. К числу несомненных достоинств книги относится способ изложения материала: отдельные главы, будучи частью единого целого, представляют собой самостоятельные с точки зрения содержания части. Поэтому совсем не обязательно читать книгу от начала и до конца, достаточно ограничиться извлечением необходимых на данный момент сведений.
Трудно определить жанр издания. С одной стороны, научные редакторы, апеллируя к переработанным структуре и понятийному аппарату, рекомендуют книгу в качестве учебника для студентов и преподавателей. С другой стороны, это — монография, в которой не только излагаются вопросы, касающиеся мотивации поведения, но и намечаются перспективы развития этой области психологии, как они видятся автору. И, наконец, широта представленного в книге материала приближает ее к энциклопедии.
В то же время читателю следует иметь в виду известную ограниченность издания, в котором в обобщенном виде представлены результаты исследования мотивации в зарубежной науке.
Однако изложенные автором подходы к исследованию мотивации опираются на огромный пласт экспериментальных данных, знание которых необходимо любому психологу вне зависимости от его научных пристрастий.
Мотивация достижения, агрессия, тревожность, аффилиация и т.д. — те основания, на которых строятся деятельность и поведение человека. Если эти базовые понятия, характеризующие мотивационную сферу, вас не пугают, за вас можно порадоваться, ну а если все-таки пугают — у вас появилась возможность восполнить пробелы в профессиональных знаниях.

Марина СТЕПАНОВА