Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ

Е.П. Ильин
СПб.: Питер,
2003

Сразу бросается в глаза, что книга фундаментальная. И не только по толщине. Автор с первых же страниц возносит планку анализа выбранной темы на почти недосягаемый для практического психолога теоретический уровень. И дело не столько в сложности описаний (этого как раз и не наблюдается), сколько в многосторонности подхода к изучению мотивов человека и всего, что с ними связано, — мотивации, мотиваторов и других, не менее важных составляющих.
Я не нашел ни одной стороны человеческой психики (в том числе и психики ребенка), которая не была бы представлена со стороны мотивации. То есть автор уверен, что мотивы и мотивация – это «наше все», все отсюда исходит и этим заканчивается.
Ильин проанализировал, на мой взгляд, теории и методологии всех времен и народов, относящиеся к мотивации. То есть это не просто монография, но энциклопедия мотивации.
Даже традиционный тезаурус, без которого сейчас не обходится ни одно уважающее себя психологическое издание, и тот построен оригинально. В нем отдельно приведен научный словарь мотивационный терминов, отдельно бытовой и отдельно фразеологический мотивационный словарь. С таким тщательнейшим отношением я сталкиваюсь, пожалуй, впервые. Оказывается, что большинство существительных, прилагательных, глаголов и наречий имеют прямое отношение к мотивации. Особенно любопытен фразеологический словарь, хотя, с моей точки зрения, многие выражения в нем притянуты за уши (впрочем, и этот фразеологизм там тоже есть).
Так что, если вы хотите узнать, как та или иная сторона жизни и психики связана с мотивацией, — ищите у Е.П. Ильина. Вот только остается сомнение: что подобное фундаментальнейшее исследование может дать практическому психологу? Когда все, что ни происходит с человеком, объявляется мотивами, мотиваторами, мотивацией, мотивационными образованиями, становится как-то не по себе.
Есть раздел, посвященный методам исследования мотивации, хотя сам автор признается, что методов, которые бы позволили системно проследить весь процесс построения мотива, его структуру и прочее, практически нет. А если встать на позицию автора, то все, что выявляет психолог, является одним из аспектов мотивации или непосредственно касается той или иной ее характеристики. Тогда становится непонятно, зачем мы вообще что-то пытаемся изучать, помимо мотивов и мотивации.
В приложении, которое занимает более 30% книги, приведена масса методик (в основном анкетно-опросникового типа). Наверное, они неплохо работают, хотя вряд ли с их помощью можно получить достоверные данные по мотивации у детей до определенного возраста (это и сам автор признает).
В то же время, исходя из его же позиции, любая методика или наблюдение может многое сказать нам о мотивации ребенка или взрослого. Стало быть, и приложения с методиками не так уж и нужны.

Михаил СЕМАГО