МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ
Е.П. Ильин
СПб.: Питер,
2003
Сразу бросается в глаза,
что книга фундаментальная. И не только по
толщине. Автор с первых же страниц возносит
планку анализа выбранной темы на почти
недосягаемый для практического психолога
теоретический уровень. И дело не столько в
сложности описаний (этого как раз и не
наблюдается), сколько в многосторонности подхода
к изучению мотивов человека и всего, что с ними
связано, — мотивации, мотиваторов и других, не
менее важных составляющих.
Я не нашел ни одной стороны человеческой психики
(в том числе и психики ребенка), которая не была бы
представлена со стороны мотивации. То есть автор
уверен, что мотивы и мотивация – это «наше все»,
все отсюда исходит и этим заканчивается.
Ильин проанализировал, на мой взгляд, теории и
методологии всех времен и народов, относящиеся к
мотивации. То есть это не просто монография, но
энциклопедия мотивации.
Даже традиционный тезаурус, без которого сейчас
не обходится ни одно уважающее себя
психологическое издание, и тот построен
оригинально. В нем отдельно приведен научный
словарь мотивационный терминов, отдельно
бытовой и отдельно фразеологический
мотивационный словарь. С таким тщательнейшим
отношением я сталкиваюсь, пожалуй, впервые.
Оказывается, что большинство существительных,
прилагательных, глаголов и наречий имеют прямое
отношение к мотивации. Особенно любопытен
фразеологический словарь, хотя, с моей точки
зрения, многие выражения в нем притянуты за уши
(впрочем, и этот фразеологизм там тоже есть).
Так что, если вы хотите узнать, как та или иная
сторона жизни и психики связана с мотивацией, —
ищите у Е.П. Ильина. Вот только остается сомнение:
что подобное фундаментальнейшее исследование
может дать практическому психологу? Когда все,
что ни происходит с человеком, объявляется
мотивами, мотиваторами, мотивацией,
мотивационными образованиями, становится как-то
не по себе.
Есть раздел, посвященный методам исследования
мотивации, хотя сам автор признается, что
методов, которые бы позволили системно
проследить весь процесс построения мотива, его
структуру и прочее, практически нет. А если
встать на позицию автора, то все, что выявляет
психолог, является одним из аспектов мотивации
или непосредственно касается той или иной ее
характеристики. Тогда становится непонятно,
зачем мы вообще что-то пытаемся изучать, помимо
мотивов и мотивации.
В приложении, которое занимает более 30% книги,
приведена масса методик (в основном
анкетно-опросникового типа). Наверное, они
неплохо работают, хотя вряд ли с их помощью можно
получить достоверные данные по мотивации у детей
до определенного возраста (это и сам автор
признает).
В то же время, исходя из его же позиции, любая
методика или наблюдение может многое сказать нам
о мотивации ребенка или взрослого. Стало быть, и
приложения с методиками не так уж и нужны.
Михаил СЕМАГО
|