Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2004
МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ: БИОЛОГИЧЕСКИЕ, КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ, КОГНИТИВНЫЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Фрэнкин Р.
СПб.: Питер, 2003

Канадского психолога Роберта Фрэнкина отнести к мастерам психологии (а именно в этой серии издана его книга) можно с большой натяжкой. В библиографии зарубежных трудов по мотивации упоминаний о его работах не встретишь, а у нас до недавних пор о нем и подавно никто не слышал.
Это и понятно — на статус обобщающей монографии его книга претендовать не может, собственной теории или хотя бы особого подхода к мотивации им также не создано. Фактически профессор Университета Калгари Фрэнкин потрудился создать объемный учебник по конкретному курсу, который за долгие годы его работы «прослушали студенты, изучающие бизнес, консультирование, педагогику, инженерию, медсестринское дело, физическое воспитание и социальную работу».
Естественно, для такой широкой аудитории (с психологией, заметим, знакомой поверхностно) и книга должна быть написана максимально доходчиво, приближенно к их практическим нуждам. В аннотации это отмечено как ее особое достоинство. А еще сказано: «Автор обращается к наиболее часто возникающим вопросам, например: «Почему одни из нас более организованны, чем другие?», «Почему мы мечтаем?», «Почему некоторым людям трудно избавиться от лишнего веса?»
Иными словами, перед нами претендующее на общедоступность руководство, которому более подошло бы название «Чего и почему люди хотят и как они этого добиваются». В самом деле, целые главы в книге посвящены проблемам насыщения пищевой и сексуальной потребностей, возникновения зависимостей, сна и сновидений, стресса и здоровья — всего того, что представляет для массовой аудитории большой интерес, но с психологией мотивации связано порой лишь косвенно.
Парадокс в том, что при таком подходе университетский профессор оказывается не в силах отойти от академического стиля изложения. В результате его книга создает впечатление противоречивого сочетания научной монографии и популярного руководства, в котором причудливо сочетаются достоинства и недостатки того и другого. Есть опасность, что серьезным психологам книга может показаться легковесно-популистской, а инженерам и медсестрам, на которых она и рассчитана, — тяжеловатой и мудреной. Такой риск часто возникает при попытке смешения жанров.
Означает ли это, что книга вряд ли может быть полезна как профессионалам, так и новичкам? Вероятно, первые будут правы, если пожелают углубить свои представления с помощью более серьезных источников. Во втором случае все зависит от предварительной подготовки, а также готовности читателя воспринимать текст, небезосновательно претендующий на научность.
Можно только порадоваться за канадских бизнесменов и социальных работников, коли они изучают психологию на таком уровне (во что, правда, верится с трудом). Оказывается, уровень психологической подготовки «продвинутой» канадской медсестры весьма и весьма высок, и иному отечественному психологу не грех до него и подтянуться. Книга в этом неплохо поможет.
Но если он настоящий психолог и мечтает об уровне повыше, то вряд ли ею ограничится.

Сергей СТЕПАНОВ