МОТИВАЦИОННЫЙ ТЕСТ
ХЕКХАУЗЕНА
Л.Н. Собчик
СПб.: Речь, 2002
Издательство «Речь»
славится тем, что часто выпускает небольшие
брошюры с диагностическим инструментарием для
практикующих психологов. Правда, стоят они
недешево. Но, видимо, придется психологам
раскошеливаться, ведь до централизованного
оснащения психологических кабинетов методиками
еще далеко.
Людмила Николаевна Собчик — директор
Санкт-Петербургского института прикладной
психологии — человек деятельный. Она автор более
100 публикаций, основная часть которых — описание
классических психодиагностических методов
всемирно известных психологов.
В рецензируемой брошюре представлен
мотивационный тест Х. Хекхаузена. Автор отмечает,
что идея, на которой основан тест, сводит
многообразие мотивационной сферы к двум
основным структурным компонентам: мотивации,
направленной на успех, и мотивации, связанной с
избеганием неудачи. Людмила Николаевна
рассказывает краткую предысторию создания
теста, замечая, что при его разработке Хекхаузен
опирался на концепцию Дж. Аткинсона и Д.
Макклелланда.
В брошюре приводится практическое руководство
по использованию теста с указанием процедуры
обследования, интерпретации результатов,
стимульного материала. В качестве стимульного
материала, провоцирующего обследуемого
неосознанно обнаружить силу и направленность
своей мотивационной сферы, приложено шесть
картинок. Хекхаузен подобрал эти картинки
подобно тесту ТАТ. Отличаются они от
вышеуказанного тем, что на них изображены
фрагменты, связанные со
служебно-производственными ситуациями.
Испытуемым предлагается ответить на ряд
вопросов по картинкам письменно, и затем ответы
интерпретируются в соответствии с предложенными
рекомендациями.
Автор отмечает, что рекомендации не исчерпывают
многообразия форм анализа материала, необходимо
учитывать много факторов: состояние испытуемого,
конкретную ситуацию и пр. Цифры показателей не
поддаются жесткой стандартизации. Поэтому
применение данного теста требует определенных
навыков от психолога.
Мотивационный тест рекомендуется применять для
взрослых испытуемых — при исследовании
внутригруппового ранжирования производственных
и учебных коллективов на предмет выявления
преобладающего вида мотивации. Более глубокое
исследование личностных свойств требует
сопоставления данных этой методики с
результатами других методик.
Как правило, педагоги-психологи, начиная
применять ту или иную методику, испытывают ее на
самих себе. Желаем вам, уважаемые читатели, при
использовании этой методики убедиться, что ваша
мотивационная сфера направлена на достижение
успеха, несмотря на многие, порой неразрешимые
проблемы в вашей профессиональной деятельности.
Ирина КОНОВАЛОВА
|