МОСКВА
В начале февраля управление
социально-педагогической поддержки и
реабилитации детей Министерства образования
России провело совещание, участниками которого
были педагоги, психологи, психиатры, социальные
работники
Поводом для проведения
совещания стали участившиеся случаи жестокого
обращения с детьми со стороны их приемных
иностранных родителей. Открывая совещание,
начальник управления Г.Н.Тростанецкая отметила:
несмотря на то что речь идет об иностранных
усыновителях, не менее актуальной эта проблема
является и для нашей страны.
Различные формы насилия по отношению к детям
допускают не только приемные родители, но и сами
работники учреждений для детей-сирот. Г.Н.
Тростанецкая обратилась к присутствующим на
совещании специалистам с призывом разработать
критерии для подбора работников в интернатные
учреждения, а также приемных родителей, чтобы в
дальнейшем избежать (или, по крайней мере,
минимизировать количество) подобных случаев.
Дальнейший ход совещания носил характер
«мозгового штурма», что позволило за
сравнительно короткое время определить основные
подходы к возможному решению проблемы жестокого
обращения с детьми. Одним из них является
повышение уровня родительской компетенции в
отношении психологических особенностей
детей-сирот. Среди этих особенностей —
характерные проявления последствий депривации и
различных патологий развития. Не менее важным
представляется сопровождение процесса
адаптации и дальнейшего совместного проживания
усыновленных и усыновителей не только
социальными работниками, но и психологами.
Особое значение было уделено предварительной
диагностике будущих приемных родителей, а также
работников, поступающих в детские дома или
школы-интернаты. Многочисленные высказывания
психологов обобщили психиатры Н.В. Вострокнутов
и А.А. Северный. Они считают, что среди выявляемых
параметров должны быть: наличие патологии,
мотивация, толерантность и стрессоустойчивость.
Присутствующий на совещании автор этого
материала отметил, что нередко приемные родители
усыновляют ребенка как своеобразную игрушку для
себя. Однако они часто оказываются не готовы к
тому, что «прелестное дитя» в какой-то момент
превращается в подростка-нигилиста, отрицающего
любые авторитеты, в том числе родительские. Как
показывает практика, именно такая ситуация
способна оказаться критической и привести к
фатальным последствиям.
Среди предложенных диагностических методов были
не только тесты, но и интервью. Группа психологов,
работающих в детских домах, предложила
использовать опыт, применяемый в аналогичных
ситуациях в Великобритании. Британские коллеги
завершают процесс диагностики тренингом из 8–10
занятий. Это позволяет педагогам и приемным
родителям в активной форме приобрести
необходимые знания и практические навыки.
Ведущие и наблюдатели-супервизоры в свою очередь
получают дополнительные данные для итогового
заключения о кандидатах.
В настоящее время работа с усыновителями в
России часто ограничивается беседами,
проводимыми работниками органов опеки и
педагогами детских домов. А психиатры и
наркологи просто констатируют: состоит или нет
будущий приемный родитель на соответствующем
учете. Поэтому необходимость обязательного
привлечения к процедуре психологов стала одним
из важных выводов совещания.
Непростым оказался вопрос о юридической стороне
тестирования иностранных граждан. Однако
«мозговой штурм» позволил внести ряд
предложений и в этом направлении. Одно из них
таково: диагностическая батарея должна состоять
из тестов, общепринятых на международном уровне.
Хочется отметить, что управление
социально-педагогической поддержки и
реабилитации детей провело важную акцию.
Следующим этапом представляется практическая
реализация задуманного.
Вадим РОДИОНОВ
|