Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


НОВОСТИ

МОСКВА

В начале февраля управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования России провело совещание, участниками которого были педагоги, психологи, психиатры, социальные работники

Поводом для проведения совещания стали участившиеся случаи жестокого обращения с детьми со стороны их приемных иностранных родителей. Открывая совещание, начальник управления Г.Н.Тростанецкая отметила: несмотря на то что речь идет об иностранных усыновителях, не менее актуальной эта проблема является и для нашей страны.
Различные формы насилия по отношению к детям допускают не только приемные родители, но и сами работники учреждений для детей-сирот. Г.Н. Тростанецкая обратилась к присутствующим на совещании специалистам с призывом разработать критерии для подбора работников в интернатные учреждения, а также приемных родителей, чтобы в дальнейшем избежать (или, по крайней мере, минимизировать количество) подобных случаев.
Дальнейший ход совещания носил характер «мозгового штурма», что позволило за сравнительно короткое время определить основные подходы к возможному решению проблемы жестокого обращения с детьми. Одним из них является повышение уровня родительской компетенции в отношении психологических особенностей детей-сирот. Среди этих особенностей — характерные проявления последствий депривации и различных патологий развития. Не менее важным представляется сопровождение процесса адаптации и дальнейшего совместного проживания усыновленных и усыновителей не только социальными работниками, но и психологами.
Особое значение было уделено предварительной диагностике будущих приемных родителей, а также работников, поступающих в детские дома или школы-интернаты. Многочисленные высказывания психологов обобщили психиатры Н.В. Вострокнутов и А.А. Северный. Они считают, что среди выявляемых параметров должны быть: наличие патологии, мотивация, толерантность и стрессоустойчивость.
Присутствующий на совещании автор этого материала отметил, что нередко приемные родители усыновляют ребенка как своеобразную игрушку для себя. Однако они часто оказываются не готовы к тому, что «прелестное дитя» в какой-то момент превращается в подростка-нигилиста, отрицающего любые авторитеты, в том числе родительские. Как показывает практика, именно такая ситуация способна оказаться критической и привести к фатальным последствиям.
Среди предложенных диагностических методов были не только тесты, но и интервью. Группа психологов, работающих в детских домах, предложила использовать опыт, применяемый в аналогичных ситуациях в Великобритании. Британские коллеги завершают процесс диагностики тренингом из 8–10 занятий. Это позволяет педагогам и приемным родителям в активной форме приобрести необходимые знания и практические навыки. Ведущие и наблюдатели-супервизоры в свою очередь получают дополнительные данные для итогового заключения о кандидатах.
В настоящее время работа с усыновителями в России часто ограничивается беседами, проводимыми работниками органов опеки и педагогами детских домов. А психиатры и наркологи просто констатируют: состоит или нет будущий приемный родитель на соответствующем учете. Поэтому необходимость обязательного привлечения к процедуре психологов стала одним из важных выводов совещания.
Непростым оказался вопрос о юридической стороне тестирования иностранных граждан. Однако «мозговой штурм» позволил внести ряд предложений и в этом направлении. Одно из них таково: диагностическая батарея должна состоять из тестов, общепринятых на международном уровне.
Хочется отметить, что управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей провело важную акцию. Следующим этапом представляется практическая реализация задуманного.

Вадим РОДИОНОВ