МИНСК
(Республика Беларусь)
22–23 декабря в г. Минске на базе Академии
последипломного образования
проходил республиканский фестиваль
практической психологии
Тема фестиваля была
сформулирована так: «Практическая психология в
условиях реформирования образования». В его
работе приняли участие более 180
педагогов-психологов из всех городов республики.
Программа мероприятия состояла из пленарного
заседания, работы секций, «круглого стола» и
мастер-классов. Пленарное заседание открыл
главный инспектор Минобразования Республики
Беларусь, кандидат психологических наук
Александр Николаевич Сизанов. Он осветил
состояние и развитие социально-психологической
службы в системе образования республики,
отметив, что анализ пятнадцатилетнего опыта
деятельности психологической службы показывает:
главной целью работы педагога-психолога
является максимальное содействие психическому,
личностному и индивидуальному развитию детей и
подростков, обеспечивающее им психологическое
здоровье и психологическую готовность к
жизненному самоопределению.
За последние годы наметился рост
профессионального мастерства
педагогов-психологов, обогатилось методическое
оснащение их работы, в которой все чаще
используются интерактивные методы, современные
технологии. Александр Николаевич остановился
также на ряде проблем, мешающих позитивной
работе социально-психологической службы на
местах.
Далее участников фестиваля приветствовал доктор
психологических наук, профессор, декан
факультета психологии Академии последипломного
образования В.А. Янчук. С большим интересом
участники фестиваля выслушали его доклад
«Практическая психология в условиях
реформирования образования», который
сопровождался графиками и диаграммами.
О современных тенденциях развития прикладной
психологии рассказал доктор психологических
наук, заведующий кафедрой психологии БГУ
И.А. Фурманов. В своем выступлении Игорь
Александрович подчеркнул, что 15% детей нуждаются
в психологической помощи, поэтому цель
практических психологов — сохранение,
укрепление и развитие психического здоровья
детей; осуществление контроля за соблюдением
прав ребенка, в частности — недопущение
несанкционированного вмешательства посторонних
лиц (в любой форме: лекция, семинар, тренинг,
реализация научно-методической литературы,
психодиагностических методик и т.п.) в
учебно-воспитательный процесс.
Выступление Т.И. Бабич, психолога, завуча одной из
школ г. Минска, называлось «Роль школьных
психологов в решении задач
учебно-воспитательного процесса». Она
остановилась и на приобщении педагогов,
родителей и детей к нравственным и духовным
ценностям.
После пленарного заседания начали свою работу
секции. На первой из них — «Здоровый образ жизни
и психопрофилактика» — освещались различные
аспекты сохранения психологического и
физического здоровья. Участники секции
«Психологическое консультирование и
психотерапия» по-новому открыли для себя
возможности телефонного консультирования,
психотерапии, группы поддержки детей,
переживающих утрату, работы психологов в
хосписе.
Те, кто выбрал секцию «Развивающие
психологические программы», имели возможность
познакомиться с различными развивающими и
коррекционными программами. Большой интерес у
участников секции «Психодиагностика со всех
сторон. Работа над ошибками» вызвало обсуждение
возможностей психофизиологических методик при
прогнозировании поведения человека в
экстремальных ситуациях, рассмотрение
современных методов профдиагностики,
психодиагностических возможностей
сказкотерапии, ознакомление с профессиональными
инструментальными компьютерными средствами для
психологов и проектированием психологического
исследования.
На следующий день состоялась работа
мастер-классов: «Авторские подходы в работе
психолога ДОУ» (С. Дедова), «Экспрессивные методы
психокоррекционной работы с особыми детьми»
(Д.Понятовская-Замышляева). Прошел также
мини-семинар «Спрос и предложение на рынке
психологических услуг». Желающих поделиться
своими наработками было так много, что
презентации проходили параллельно в четырех
мастерских в первую и во вторую половину дня.
Слушая положительные отзывы коллег, я жалела, что
не смогла все увидеть своими глазами.
Закрыл работу фестиваля практической психологии
В.А. Янчук. В его выступлении говорилось о
значимости социально-психологической службы в
системе образования, о психологической культуре
и психологии взаимопонимания.
А главное — было принято решение сделать такие
мероприятия регулярными!
Ирина ВЕЖНОВЕЦ,
педагог-психолог,
г. Светлогорск, Беларусь
|