Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


НОВОСТИ

МИНСК
(Республика Беларусь)

22–23 декабря в г. Минске на базе Академии последипломного образования
проходил республиканский фестиваль практической психологии

Тема фестиваля была сформулирована так: «Практическая психология в условиях реформирования образования». В его работе приняли участие более 180 педагогов-психологов из всех городов республики.
Программа мероприятия состояла из пленарного заседания, работы секций, «круглого стола» и мастер-классов. Пленарное заседание открыл главный инспектор Минобразования Республики Беларусь, кандидат психологических наук Александр Николаевич Сизанов. Он осветил состояние и развитие социально-психологической службы в системе образования республики, отметив, что анализ пятнадцатилетнего опыта деятельности психологической службы показывает: главной целью работы педагога-психолога является максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию детей и подростков, обеспечивающее им психологическое здоровье и психологическую готовность к жизненному самоопределению.
За последние годы наметился рост профессионального мастерства педагогов-психологов, обогатилось методическое оснащение их работы, в которой все чаще используются интерактивные методы, современные технологии. Александр Николаевич остановился также на ряде проблем, мешающих позитивной работе социально-психологической службы на местах.
Далее участников фестиваля приветствовал доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Академии последипломного образования В.А. Янчук. С большим интересом участники фестиваля выслушали его доклад «Практическая психология в условиях реформирования образования», который сопровождался графиками и диаграммами.
О современных тенденциях развития прикладной психологии рассказал доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии БГУ И.А. Фурманов. В своем выступлении Игорь Александрович подчеркнул, что 15% детей нуждаются в психологической помощи, поэтому цель практических психологов — сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей; осуществление контроля за соблюдением прав ребенка, в частности — недопущение несанкционированного вмешательства посторонних лиц (в любой форме: лекция, семинар, тренинг, реализация научно-методической литературы, психодиагностических методик и т.п.) в учебно-воспитательный процесс.
Выступление Т.И. Бабич, психолога, завуча одной из школ г. Минска, называлось «Роль школьных психологов в решении задач учебно-воспитательного процесса». Она остановилась и на приобщении педагогов, родителей и детей к нравственным и духовным ценностям.
После пленарного заседания начали свою работу секции. На первой из них — «Здоровый образ жизни и психопрофилактика» — освещались различные аспекты сохранения психологического и физического здоровья. Участники секции «Психологическое консультирование и психотерапия» по-новому открыли для себя возможности телефонного консультирования, психотерапии, группы поддержки детей, переживающих утрату, работы психологов в хосписе.
Те, кто выбрал секцию «Развивающие психологические программы», имели возможность познакомиться с различными развивающими и коррекционными программами. Большой интерес у участников секции «Психодиагностика со всех сторон. Работа над ошибками» вызвало обсуждение возможностей психофизиологических методик при прогнозировании поведения человека в экстремальных ситуациях, рассмотрение современных методов профдиагностики, психодиагностических возможностей сказкотерапии, ознакомление с профессиональными инструментальными компьютерными средствами для психологов и проектированием психологического исследования.
На следующий день состоялась работа мастер-классов: «Авторские подходы в работе психолога ДОУ» (С. Дедова), «Экспрессивные методы психокоррекционной работы с особыми детьми» (Д.Понятовская-Замышляева). Прошел также мини-семинар «Спрос и предложение на рынке психологических услуг». Желающих поделиться своими наработками было так много, что презентации проходили параллельно в четырех мастерских в первую и во вторую половину дня. Слушая положительные отзывы коллег, я жалела, что не смогла все увидеть своими глазами.
Закрыл работу фестиваля практической психологии В.А. Янчук. В его выступлении говорилось о значимости социально-психологической службы в системе образования, о психологической культуре и психологии взаимопонимания.
А главное — было принято решение сделать такие мероприятия регулярными!

Ирина ВЕЖНОВЕЦ,
педагог-психолог,
г. Светлогорск, Беларусь