ТАКИЕ РАЗНЫЕ ГРУППЫ...
Продолжение цикла статей о
тренинговых группах
и технологиях работы с ними.
См. № 11/2004
ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА «ЧЕРНАЯ ДЫРА»
Рядом, но не вместе
На
этом уровне развития тренинговой группы
основным является взаимодействие, при котором
участники не выступают по отношению друг к другу
как субъекты и не осознают себя и другого в
качестве таковых. Этакое случайное объектное
взаимодействие. Ситуация напоминает
классическую — характерную для двухлетних
детей, которые «играют рядом, но не вместе». В
случае же неожиданного пересечения (одна машинка
встретилась на дороге с другой), такая встреча
рассматривается обеими сторонами лишь как
досадное препятствие.
Развитие самосознания еще не достигло уровня,
необходимого для полноценно-субъектного
отношения даже к самому себе. Иначе говоря,
каждый из участников взаимодействия не придает
особой ценности ни себе, ни партнеру, не способен
рассматривать группу (и себя в ней) как
целостность. А значит, нет и речи о совместной
деятельности. Каждый из участников
функционирует автономно, словно действуя в
отдельной, слабо структурированной и
недостаточно осознаваемой реальности. Попытка
войти в глубокий контакт с этой реальностью
аналогична попаданию звездолета в «черную дыру»:
ничего понять нельзя и куда вынесет —
предсказать невозможно.
На нуле...
Поскольку уровень развития самосознания
участников на этой стадии групповой динамики
чрезвычайно низкий, его можно определить как нулевой,
или ситуативно-прагматический. Указанный
уровень самосознания вряд ли можно назвать
личностным, настолько он привязан к ситуации,
выполняя только служебную роль.
Он дает возможность человеку лишь в минимальной
степени адаптироваться к ситуации и
регулировать свое поведение, опираясь
исключительно на буквально понимаемые
прагматические смыслы (типа: «Есть хочу, значит,
надо где-то еду добыть. Есть не хочу, значит, можно
пока так поваляться»). На этом уровне
самосознание человека находится еще в
зачаточном состоянии в силу отсутствия даже
желания хоть немного в себе разобраться.
Конечно же, для взрослых людей такое
взаимодействие является, по-видимому, крайне
редким. Все-таки дееспособный взрослый, который
не видит субъектности даже в самом себе, — почти
палеонтологическая редкость. Однако ситуация
возможна, например, если вам «повезло» набрать
группу педагогов из одних бездумных
исполнителей распоряжений начальства.
Вместе с тем в подростковой группе, увы, такую
картину можно встретить.
Возможные стратегии,
технологии и приемы
Важнейшая цель работы с такой группой — помощь
участникам в раскрытии (на этом этапе —
«приоткрытии», если хотите) своей субъектности.
Если говорить более конкретно, то необходимо
вывести членов группы за пределы прагматических
смыслов ситуации к более глубокому пониманию
происходящего и самих себя.
Как не раз упоминалось выше, любая цель в
тренинговой работе может быть достигнута с
помощью самых разнообразных стратегий. Для
каждого типа группы их как минимум четыре: по
числу важнейших критериев типологизации. На
каждом этапе содержание деятельности по
реализации тех же самых стратегий разное.
Тренер может сосредоточиться в первую очередь на
одном из названных параметров, с тем чтобы на
основе изменений, произошедших именно в этой
сфере, помочь участникам изменить остальные.
Выбор «краеугольного камня» зависит от многих
факторов: мастерства тренера, присущего ему
стиля, степени «податливости» участников именно
в этой области, настроения группы.
При этом разделение стратегий достаточно
условно: изменения происходят сразу во многих
сферах даже в том случае, если «мишенью» работы
выбрана только одна.
Первая стратегия — «центрационная». Речь
идет о таком поведении тренера, которое
направлено на преодоление ситуации
«рассыпанности» центрации участников, ее более
ясном оформлении. Исходя из логики развития
группы, наиболее перспективной на этом этапе
видится работа по центрированию участников на
самих себе. Здесь имеет смысл использовать
технологию «психологических автопортретов».
Поскольку одна из важнейших трудностей
участников в этой ситуации состоит в низком
уровне самопонимания, предлагаются упражнения,
развивающие способности оценивать собственные
личностные качества, мотивы поведения. Это могут
быть самоописания, ответы на простейшие
личностные тесты и т.п.
Вторая стратегия — «познавательная». Это
такая стратегия, которая нацелена на оказание
помощи участникам в осознавании собственной
целостности и группы как целостности. При
переходе к следующему этапу далеко не всегда
удается добиться того, чтобы каждый участник
ощущал себя частью единой группы. Здесь полезна
технология «вопросов на осознавание».
Тренер постоянно акцентирует внимание на
причинах возникающих ситуаций и их возможных
следствиях, спрашивая участников: «Почему ты это
сделал? Что ты чувствовал, когда вступил в диалог
с N? Как ты считаешь, как могла бы развиваться
ситуация дальше? К чему приведет твой поступок в
будущем?»
Третья стратегия — «отношенческая».
Тренер акцентируется на работе с отношениями
между участниками и способствует развитию
позитивного самооотношения каждого. Могут быть
использованы упомянутые выше технологии «психологических
автопортретов» и «вопросов на
осознавание», но большее внимание уделяется
аффективным аспектам, переживаниям, осознаванию
своих чувств в отношении других и себя.
Четвертая стратегия — «преобразовательная».
Основная работа сосредоточена в области
выработки умений целеполагания. Эффективны
технологии «игр-выборов». Участникам
предлагаются специальные игры,
сконструированные по принципу разветвляющихся
алгоритмов. Выбор поведения, сделанный
участником в некоторой игровой ситуации, ведет к
определенным последствиям, с которыми ему
придется считаться. Другой выбор определяет и
совсем другие возможности. Таким образом, члены
группы учатся предвидеть и осознавать
отсроченные результаты своих действий.
Игрой, использующей выборы и элементы драмы,
является большая игра «Необитаемый остров:
очередное путешествие». Разбившись на две-три
подгруппы, участники придумывают, а затем
описывают остров, на который они попали после
кораблекрушения. Их фантазия ничем не
ограничивается. Однако после этого тренер с
учетом идей игроков предлагает им разнообразные
ситуации (обнаружение среди обломков яхты
плотницких инструментов, с помощью которых можно
построить плот, появление на острове водного
мотоцикла, нападение пиратов или каннибалов,
извержение вулкана, блуждания в пещерных
лабиринтах...). Иногда ситуации предполагают
очевидные альтернативные выборы. Иногда —
множество возможностей.
В зависимости от принятых решений на каждом
острове разворачивается своя сюжетная линия.
Участники таким образом могут сравнить
разнообразные возможности, увидеть, какие
последствия они получили бы в случае другого
выбора, и научиться нести ответственность за
совершенные действия.
ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА «СКОПЛЕНИЕ
АСТЕРОИДОВ»
Клиент, будь человеком!
На
этом уровне между участниками группы возникает
взаимодействие, при котором другой выступает для
каждого участника как объект, обладающий
специфическими особенностями, как находящийся
рядом астероид, мешающий «моему!» нормальному
полету.
При этом каждый из участников себя рассматривает
как субъекта, присваивая ценность себе, но не
видит ее в партнере. Такое взаимодействие уж
точно не является редкостью и, к сожалению, не
только в обычных житейских ситуациях
целенаправленного манипулирования другим, но и в
ситуациях профессионального психологического
взаимодействия.
Порой и сам психолог-тренер, даже не отдавая себе
отчета, воздействует на ничего не
подозревающего клиента, добиваясь собственных
целей, а отнюдь не целей клиента. Иногда подобная
позиция откровенно провозглашается: «Я с ним
поработаю, подкорректирую — человеком станет!»
Проявления субъектности связаны с центрацией на
себе и направлены на использование других людей
в собственных целях.
При этом эгоистичность не означает способности
рассматривать свое Я как целостность, как единую
систему. Довольно часто центрация на себе как раз
и становится помехой адекватного восприятия
себя и понимания своей системной организации.
Вместе с тем субъекты уже выделяют свою общность
как целостность в противопоставлении к «Они».
Так, наверное, могли бы астероиды — будь они
разумными — с недоверием и опаской взирать из
своего скопления на приближающуюся туманность.
Можно провести и другую аналогию: такая
тренинговая группа напоминает баллон,
наполненный инертным газом. Отдельные молекулы
этого газа, представляющие собой одноатомные
структуры, хаотично движутся внутри замкнутого
пространства по собственным траекториям. Иногда
они сталкиваются с другими, иногда проносятся
мимо. «Мы почитаем всех нулями, а единицами
себя...» Эти атомы вместе лишь потому, что они
замкнуты внутри баллона. Их взаимодействие — в
силу нахождения в одном ограниченном
пространстве — неизбежно, однако отношения
строятся по типу «субъект-объект» с каждой
стороны. В отличие от предыдущего типа такое
взаимодействие не является очень уж редким
явлением.
Себе на благо
Если субъект еще в какой-то мере способен
осознавать себя в когнитивном аспекте (познавать
себя, но редко понимать), то его Я-отношение
обнаруживает явную деформацию в силу резко
завышенной или резко заниженной самооценки. На
этом уровне человек строит отношения с другими
по типу «субъект-объект», стремясь
манипулировать ими, использовать их в своих
целях.
Это уровень первичной субъектности, то есть
субъектности, находящейся на стадии
формирования. В этих случаях зарождающееся
творческое начало извращено, поскольку
направлено исключительно на благо себе, а
не на творчество самого себя, и на поверку
оказывается не более чем эгоцентризмом.
Разумеется, подобный подход к задаче
самоосуществления, самореализации является в
конечном счете тупиковым.
Лингвистический анализ позволяет признать
подходящим для обозначения подобной общности
название «атомарный коллективный субъект» (в
связи со сходством происходящих в группе
процессов с броуновским движением атомов). Этот и
следующий тип общности в силу присущих им
признаков уже могут быть отнесены к категории
коллективного субъекта.
Тип тренинговой группы «Скопление астероидов»
связан с появлением у участников более высокого,
чем в предыдущем случае, уровня развития
самосознания. Если тот можно считать нулевым, то
на этой стадии уровень самосознания
определяется как первый. Первый уровень
самосознания субъекта — эгоцентрический, в
котором исходным моментом являются личная
выгода, удобство, престижность и т.п.
Другие люди, участники группы, с этих позиций
рассматриваются либо как препятствующие
самопредъявлению («плохие»), либо как
индифферентные («не мешающие мне»), либо как
выгодные мне, удобные для меня («хорошие»).
Разумеется, подобный подход к задаче
самоосуществления, самореализации является в
итоге тупиковым. Такой участник группы не может
вырваться за пределы эгоцентрического уровня
личностно-смысловой сферы, за пределы низкого
уровня самосознания. Удовлетворенность собой и
своей деятельностью достигает максимального
значения и превращается в маховик, разрушающий
систему саморегуляции, что ведет к еще большим
деформациям самосознания.
Образно говоря, «астероид» толкает своих
соседей, пытаясь покинуть «толпу», которая, как
он полагает, сковывает его индивидуальность. Но
печальна бывает судьба такого «астероида»: в
одиночку он не способен противостоять силе
гравитации и вскоре окажется притянут к
поверхности какой-нибудь планеты или сгорит в
«топке» ближайшей звезды.
Ошибочные ориентиры
Если тренер авторитетный, на этом уровне
развития группы для многих участников
характерно стремление «выделиться» на фоне
других, заслужить его внимание и похвалу, за счет
чего происходит их самоутверждение. Но и тут даже
тренер оказывается всего лишь объектом или
средством, с помощью которого участники
добиваются не целей развития, а подкрепления
своей неадекватной самооценки.
Довольно часто люди, находящиеся на этом уровне
развития самосознания, упиваются властью, даже
самой минимальной, и возможностью
манипулировать другими. Эгоцентризм участников
группы очень опасен и становится серьезным
барьером в развитии субъектности. Чрезвычайные
обстоятельства, сильные переживания могут
способствовать более глубокому осознанию
участниками группы себя и своих поступков, а
значит, помочь им встать на путь развития
самосознания и перейти на более высокий уровень.
Эффективно действующий тренер, по сути,
ориентирует участников на необходимость
развития самосознания, что и определяет во
многом успешность тренинга. Самосознание
субъекта можно определить как процесс и
результат развертывания системы представлений
субъекта о самом себе, осознание и понимание им
своих физических, интеллектуальных и других
качеств, самооценку этих качеств, отношение к ним
и, в целом, к самому себе, а также регуляцию себя в
деятельности.
На рассматриваемом уровне представления о себе
не вполне адекватны (субъект приписывает себе
положительные качества, которыми он реально не
обладает), самооценка является завышенной,
самоотношение сверхпозитивно (он относится к
себе с чувством восхищения, а к другим — с
чувством превосходства и презрения), а
саморегуляция — поскольку определяется образом
Я и самоотношением — в силу их неадекватности
также не может быть оптимальной.
Иными словами, субъект организует свою
деятельность, соотносясь с ошибочными
ориентирами; следовательно, результаты этой
деятельности не могут оказаться достойными и
соответствующими целям развития субъектности.
Таким образом, необходимым является изменение
самосознания.
Вспоминается замечательная восточная притча,
которую рассказывает Виктор Кротов.
Когда один великий и могущественный правитель
ехал со своей свитой по столице, к нему подбежала
бедно одетая женщина.
— Помоги мне, царь! — взмолилась она. — Мои дети
голодают, у меня нет денег купить им кусок хлеба.
— Странная женщина, — сказал властелин. —
Пристало ли царю, заботящемуся о судьбах
государства, тратить внимание на случайную
нищенку?
— Тогда перестань быть царем! — воскликнула
женщина.
Возможные стратегии,
технологии и приемы
Совершенно
очевидно, что важнейшей целью при работе с
группой этого уровня становится создание в
процессе тренинга таких ситуаций, которые
заставили бы участников выйти за пределы
эгоистической позиции. Это станет возможным,
если указанная позиция окажется
неконструктивной, не дающей позитивных
результатов.
Для достижения указанной цели тренер может
использовать самые разнообразные стратегии,
связанные с описанными реальностями познания,
отношения и преобразования, помогая участникам
научиться строить свой экологический мир без
ущерба для окружающих. Фактически тренинговая
работа здесь выходит в область нравственных
категорий, задаваемой этическими максимами, без
принятия которых невозможно развитие.
Первая стратегия — «центрационная». Суть
стратегии на этом этапе — помощь участникам в
преодолении «замкнутой» (эгоистической)
центрации. Для этого хорошо подходят технологии «игр-альтернатив».
Эти чрезвычайно интересные игры из обоймы тех
средств, которые используют психологи для
развития умений понимать друг друга, эффективно
взаимодействовать, сделать шаг навстречу
партнеру. Они обладают, кроме того, еще и мощным
дидактическим потенциалом, что позволяет
рассматривать их как полигон для испытания
нравственных установок и способности к прорыву
на более высокий уровень самосознания.
Широко известен один из вариантов игр такого
типа под названием «Дилемма узника». В конечном
счете они приводят к прочувствованному
пониманию достаточно тривиальной истины: кроме
игры против кого-то, когда мой выигрыш — это
обязательно проигрыш другого, есть ситуации,
когда выиграть можно только вместе. Даже в
бизнесе, где, казалось бы, царит «закон джунглей»,
можно добиться большего, выбирая стратегию на общий
выигрыш.
Вторая стратегия — «познавательная». Ее
содержательное наполнение связано с достижением
сплоченности группы и осознания каждым
участником своего единства с группой. Здесь
работают технологии «решения общей задачи»:
игры на преодоление препятствий, соревнования с
«внешним соперником», дискуссии по проблемным
ситуациям.
Третья стратегия — «отношенческая».
Основная цель — развитие умений видеть ценность
в партнере. Полезны технологии «игр-альтернатив»
и «вопросов на осознавание». В
последнем случае тренер задает участникам
вопросы, направленные на выяснение их мнения о
мыслях и чувствах партнеров по взаимодействию.
Вопросы могут быть, например, такими: «Как ты
думаешь, что подумал N, когда ты поступил с ним
так? Какие переживания у него возникли? По каким
признакам ты это понял? Соответствовали ли твои
поступки его ожиданиям?»
Четвертая стратегия — «преобразовательная».
Тренер работает на формирование навыков
совместной деятельности. Следует обратить
внимание, что основной целью в рамках этой
стратегии должно стать не обучение навыкам
манипулирования в общении (порой в тренингах
делового взаимодействия это бывает именно так), а
развитие умений вчувствоваться в партнера,
сопереживать ему, видеть в нем субъектную
ценность. Используются технологии
социально-психологического тренинга.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор
психологических наук
|