ИСТОРИЯ ЛИКВИДАЦИИ ПЕДОЛОГИИ
И ПСИХОТЕХНИКИ
Николай Курек
СПб.: Алетейя, 2004
История жестоко мстит за
забвение своих уроков. Сказано однажды: «Тот, кто
не помнит своего прошлого, обречен пережить его
вновь». В истории отечественной науки расцвет и
крах педологии и психотехники — одна из самых
ярких, драматичных и впечатляющих страниц. Для
всех причастных к психологии она являет собою
очень ценный и поучительный урок.
К сожалению, большинство современных психологов,
особенно практиков, в отсутствие доступных
источников ограничиваются поверхностным
знанием событий почти 70-летней давности, полагая
этот «эпизод» исчерпанным. Книга Н.С. Курека
восполняет этот информационный пробел и
развеивает многие опасные иллюзии. В ней события
середины 30-х впервые предстают в столь подробном
изложении, с привлечением множества корректных
ссылок и цитат.
В частности, впервые аргументированно и
убедительно показано: умственный уровень
народных масс, различных национальных и
классовых групп, невольно выявленный педологами
и психотехниками, по многим параметрам настолько
не соответствует официальным декларациям, что у
официоза просто не было иного выхода, как
запретить психодиагностику хотя бы в целях
самозащиты.
Характерно, что по тем же соображениям
психометрика была свернута и в нацистской
Германии, поскольку ее данные слишком часто
противоречили идее превосходства арийской расы
(сравнительному анализу сворачивания
психотехники в Германии в 30-е годы посвящена в
книге отдельная глава). И потому нынешние
стенания о деградации народной ментальности
выглядят безосновательными — массовый
«дебилизм» объективно зафиксирован еще много
лет назад, просто более полувека лицемерно
замалчивался.
В самом деле, нельзя же признать, что советский
человек (или, если угодно, истинный ариец) может
быть не слишком умен? Педологи и психотехники
просто назвали вещи своими именами, за что и
поплатились.
Во второй части книги приводятся (с
комментариями автора) забытые статьи советских
педологов. Названия говорят сами за себя:
«Устойчивость социальных различий в показаниях
тестов одаренности», «Классовые различия в
испытаниях интеллекта» и др.
Разумеется, ликвидация педологии и психотехники
была акцией варварской. Но, увы, не
безосновательной. Теоретический разброд в стане
педологов, вопиющий непрофессионализм
большинства практиков — это факты, игнорировать
которые, казалось бы, невозможно. Оказывается —
возможно, в книге об этом нет практически ни
слова. Педология и психотехника предстают чуть
ли не невинными жертвами слепого террора. Если бы
все было так просто!
Несколько лет назад по поводу статей Н.С. Курека
на данную тему в «Вопросах психологии»
развернулась оживленная дискуссия, в которой
автор заслужил серьезные упреки в, мягко скажем,
поверхностном подходе к проблеме и
недостаточном понимании ее теоретической
стороны. Наверное, не стоит включаться в полемику
докторов наук. Позволим себе лишь отметить, что
новая книга далеко не исчерпывает тему, скорее
дает новые поводы для размышлений. Ибо
подсказывает очень много параллелей с
современностью — нередко спорных, но порой и
сильно настораживающих!
Сергей СТЕПАНОВ
|