Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИСТОРИЯ ЛИКВИДАЦИИ ПЕДОЛОГИИ
И ПСИХОТЕХНИКИ

Николай Курек
СПб.: Алетейя, 2004

История жестоко мстит за забвение своих уроков. Сказано однажды: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь». В истории отечественной науки расцвет и крах педологии и психотехники — одна из самых ярких, драматичных и впечатляющих страниц. Для всех причастных к психологии она являет собою очень ценный и поучительный урок.
К сожалению, большинство современных психологов, особенно практиков, в отсутствие доступных источников ограничиваются поверхностным знанием событий почти 70-летней давности, полагая этот «эпизод» исчерпанным. Книга Н.С. Курека восполняет этот информационный пробел и развеивает многие опасные иллюзии. В ней события середины 30-х впервые предстают в столь подробном изложении, с привлечением множества корректных ссылок и цитат.
В частности, впервые аргументированно и убедительно показано: умственный уровень народных масс, различных национальных и классовых групп, невольно выявленный педологами и психотехниками, по многим параметрам настолько не соответствует официальным декларациям, что у официоза просто не было иного выхода, как запретить психодиагностику хотя бы в целях самозащиты.
Характерно, что по тем же соображениям психометрика была свернута и в нацистской Германии, поскольку ее данные слишком часто противоречили идее превосходства арийской расы (сравнительному анализу сворачивания психотехники в Германии в 30-е годы посвящена в книге отдельная глава). И потому нынешние стенания о деградации народной ментальности выглядят безосновательными — массовый «дебилизм» объективно зафиксирован еще много лет назад, просто более полувека лицемерно замалчивался.
В самом деле, нельзя же признать, что советский человек (или, если угодно, истинный ариец) может быть не слишком умен? Педологи и психотехники просто назвали вещи своими именами, за что и поплатились.
Во второй части книги приводятся (с комментариями автора) забытые статьи советских педологов. Названия говорят сами за себя: «Устойчивость социальных различий в показаниях тестов одаренности», «Классовые различия в испытаниях интеллекта» и др.
Разумеется, ликвидация педологии и психотехники была акцией варварской. Но, увы, не безосновательной. Теоретический разброд в стане педологов, вопиющий непрофессионализм большинства практиков — это факты, игнорировать которые, казалось бы, невозможно. Оказывается — возможно, в книге об этом нет практически ни слова. Педология и психотехника предстают чуть ли не невинными жертвами слепого террора. Если бы все было так просто!
Несколько лет назад по поводу статей Н.С. Курека на данную тему в «Вопросах психологии» развернулась оживленная дискуссия, в которой автор заслужил серьезные упреки в, мягко скажем, поверхностном подходе к проблеме и недостаточном понимании ее теоретической стороны. Наверное, не стоит включаться в полемику докторов наук. Позволим себе лишь отметить, что новая книга далеко не исчерпывает тему, скорее дает новые поводы для размышлений. Ибо подсказывает очень много параллелей с современностью — нередко спорных, но порой и сильно настораживающих!

Сергей СТЕПАНОВ