Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004
ПОДРОСТОК


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОДРОСТОК

Морис Дебесс
СПб.: Питер, 2004

Удивительно, но эта небольшая книжечка переиздается уже в двадцатый раз. Ее первое издание увидело свет пятьдесят лет назад — в середине прошлого века. Тем не менее она пользуется популярностью во всем мире.
Что же такого сокровенного знает про подростков почетный профессор Сорбонны Морис Дебесс?
Перелистнув последнюю страницу этой книги, я, кажется, поняла ее секрет: в ней содержится ключ к пониманию особенностей этого возрастного периода. Автор рассматривает подростковый возраст в общем контексте развития и формирования личности ребенка. Для характеристики этого возрастного этапа он даже вводит специальное понятие гебелогия, или гебеология — наука о юности.
Проанализировав большое количество работ, посвященных подросткам (начиная с «Диалогов» Платона), Морис Дебесс выделил основные характеристики этого возраста, уделив особое внимание ценностной, нравственной и физической сферам.
На страницах книги автор высказывает свою точку зрения на различные теоретические подходы к особенностям подросткового возраста: он уверен, что существует не один, а несколько паттернов подросткового развития.
Понять особенности поведения подростка невозможно без знания различных этапов его возрастного развития. «Этапы разделены, но они и едины, каждый из них оставляет в следующем тем более глубокий след, чем больше он (ребенок. — О.Р.) смог развить свои возможности», — считает Морис Дебесс.
Отслеживая (на протяжении полувека) трансформации, происходящие с молодыми людьми, автор постоянно вносил в свою книгу поправки и дополнения с учетом экономических, социальных и культурных влияний на формирование подростков.
Правда, оглянувшись назад и «задумавшись об изменениях, происходящих в подростковом возрасте за истекшие десятилетия», он пришел к выводу, что не все перемены являются истинными. Большинство из них — лишь изменение оболочки, формы проявления подростковых проблем. Более того, профессор уверен, что по своей внутренней сути подростки остаются прежними, меняются лишь способы самоутверждения. Так, развитие современных информационных технологий хоть и сильно повлияло на жизнь подростков, но не смогло серьезно воздействовать на их внутреннюю жизнь и стремление к уединению.
Несмотря на глубину освещения проблемы, издание не является сугубо научным, предназначенным для узкого круга исследователей. При этом книга не стала и «популярной» в привычном понимании этого слова: в ней нет многочисленных примеров из жизни, пространных рассуждений о проблемах подростков и «полезных» советов на все случаи. Автору удалось сохранить баланс между популярностью и научностью в изложении материала.
Эта книга, написанная простым и доступным языком, окажется полезной как специалистам, работающим с подростками, так и родителям, которые хотят всерьез разобраться в проблемах своего ребенка.

Ольга РЕШЕТНИКОВА