Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2004


ИГРОТЕКА

ПРИШЕЛЬЦЫ

Профориентационная игра с классом

Цель игры — помочь подростку в осознании труда как ценности, а также роли труда в жизни общества и отдельного человека. Игра проводится в рамках урока и предназначена для учащихся 10–11-х классов.

Общая схема игры
По желанию из класса выбираются 2–3 человека, которые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс-конференции необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга.
Гостям будет предоставлено слово, в котором они кратко сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.
В течение 3–4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что рассказать о своей цивилизации, а может, даже и придумают внешний вид пришельца; все это можно было бы изобразить на доске).
Ведущий объясняет остальным участникам (журналистам в классе), как вести себя на пресс-конференции. В частности, каждый журналист должен придумать, какой информационный орган он представляет. Перед тем как задавать вопрос, надо обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более «солидной», более похожей на настоящую пресс-конференцию).
Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Они могут относиться к самым разным сторонам жизни, но задаваться в тактичной и вежливой форме.
Далее в класс приглашаются инопланетяне, и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3–5 минут) делают свое сообщение, а затем отвечают на вопросы журналистов.
В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный. Например, когда журналистам вдруг не понравится образ жизни на чужой планете. Если это «потребительское общество» («потребительский рай», «царство наслаждений» и т.п.), то в адрес гостей нередко начинают отпускать язвительные реплики, типа «дегенераты» и еще похлеще.
При таком развитии событий ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и тем более поощрять ее, иначе неизбежны настоящие (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами за недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы и предложить участникам игры вести себя более солидно.
Через 15 минут гости (по условию игры, связанному с ограниченным временем пребывания на Земле) просто «исчезают», т.е. садятся на свои места в классе.
Ведущий предлагает всем срочно написать корреспонденцию в свое агентство о первых впечатлениях от встречи. В течение 5–7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко сообщить:
1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации; пришельцы передают свои впечатления о жителях Земли — на основании того, что их интересовало и как они задавали свои вопросы;
2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество; может, по каким-то линиям такое сотрудничество развивать стоит (если есть чему поучиться), а по каким-то линиям — лучше не сотрудничать.
При этом важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими — не более трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до 1,5–2 страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, обозначив не свои имя и фамилию, а название агентства (или название своей планеты — для пришельцев).
Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом1. Лучше поручить это двум учащимся из числа наиболее пассивных. Такое знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению.
В ходе обсуждения важно определить, каков же самый главный критерий развития общества. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2–3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми). В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои.
Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого члена, а не только для «лучшей» его части — элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, он не предполагает ущемления возможностей самореализации других людей.
Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (формальные, или «нормальные») рамки существующих профессий.
Если общество ограничивает возможности самореализации определенной части своих членов, то оно ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению и одновременно улучшая само общество, членами которого они являются.


1 При проведении игры с большой аудиторией (от 50 и более участников) зачитываются лишь некоторые мнения, отобранные в случайном порядке, или наиболее интересные сообщения, быстро отобранные помощниками ведущего.

 

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор
факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова