НА ШКОЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ
Анализируя собственный
опыт работы в качестве преподавателя,
сопоставляя трудности, на которые указывают
молодые учителя, выслушивая жалобы на педагогов
от родителей и учеников, я пришла к выводу, что
самое обидное и неприятное — стать для своих
учеников «училкой».
Нет, не в ситуации, когда слышишь от подростка,
караулящего перед дверью в класс: «Училка идет!»
И только что ходившие на головах дети
превращаются в прилежно сидящих за партами
учащихся, спокойно дожидающихся свою
учительницу. Это обыкновенный школьный сленг.
Страшно превратиться в издерганного, с поджатыми
губами, злого (а не строгого), придирчивого (а не
справедливого), не получающего удовольствия от
работы человека — живую иллюстрацию к низкой
зарплате и статусу современного учителя.
И все-таки, опасаясь этого, иногда ловишь себя на
том, что ведешь себя именно как типичная
«училка».
ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ?
В беседах со старшеклассниками часто
приходится слышать критику в адрес учителей.
Ребята отмечают их малейший просчет и не готовы
прощать ошибки. При этом речь идет не о
фактических ошибках, а о педагогических. Будучи
подростками, и мы с друзьями нередко обсуждали
промахи наших учителей, думая про себя — уж мы бы
никогда так не сделали!
Первый опыт педагогической деятельности я
получила во время регулярно проводимых в нашей
школе Дней самоуправления. Это было самое
любимое мероприятие, не считая «Зарницы».
Учась в средних классах, мы с нетерпением ждали
того времени, когда, став старшеклассниками,
сможем заменять в этот день учителей. День
самоуправления был возможностью показать нашим
учителям, как надо учить, воспитывать и любить
нас — учеников. Но почему-то, став учителями
всего на один-два урока, мы сразу забывали о
демократичности, снисходительности,
проницательности в отношении наших подопечных.
Как будто переходили невидимую границу. Мы
впадали в отчаяние, выгоняли из класса, забирали
дневники и грозили вызвать директора (роль
которого в этот день играл самый солидный
одиннадцатиклассник). Мы ругали учеников за
опоздания, разговоры на уроке, требовали «полных,
развернутых» ответов, отказывались входить в
положение и понимать мотивы поведения.
Став студентами, мы узнали, что «нарваться» на
экзамене на аспиранта — хуже, чем попасть в руки
самому суровому преподавателю. Вчерашний
студент, воспринимаемый как свой, не прощает
неточностей, отнимает шпаргалки и вообще лютует,
как бы отыгрываясь за свое студенческое прошлое.
Вчерашние ученики — молодые учителя — тоже
подчас становятся самыми строгими и нетерпимыми
в школе.
В чем парадокс? Казалось бы, если помнишь, как
было плохо тебе, что пугало, раздражало,
расстраивало, что хотелось изменить в школе, то
именно ты и можешь построить совсем другие
отношения с учениками. Но нет, будто какая-то сила
заставляет тебя повторять те же ошибки, которые
еще несколько лет назад вызывали твое
негодование. Неужели школа затягивает и
переделывает всякого нового человека под себя?!
ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ
Мои молодые коллеги рассказывали, что,
проработав в школе год-два, они ловят себя на
использовании затасканных фраз и вдруг осознают,
что забыли все свои планы быть понимающими и
терпеливыми. Их взаимодействие с учениками из
сотрудничества превращается в противостояние.
Они как будто всеми силами стремятся
соответствовать стереотипу: «Учитель никогда не
ошибается, у него на уроках гробовая тишина, и он
всегда укладывается в программу». За этими
лозунгами теряются живые дети с их реальными
проблемами и успехами.
Возможно, многое связано с необходимостью
подстраиваться под некоторые общие правила,
которые диктует годами сложившаяся система.
Школа — это:
программа, от
которой нельзя отступать;
большое
количество учащихся в классе, и за каждым не
уследишь;
настойчивые
рекомендации старших товарищей, а на самом деле
их контроль (не говоря уже об административном
контроле);
постоянное
сравнивание с предшественником («А вот у Марьи
Ивановны в классе всегда тихо было»), причем
сравнивают и ученики, и родители, и
коллеги-учителя;
дисциплина,
которая всегда отсутствует в самый неподходящий
момент (например, когда завуч проходит мимо
класса);
ожидания
родителей («Вы уж с ними построже»), да и самих
учеников, привыкших к определенным отношениям
(«С нами надо более строго»).
Начав работать в школе, я сравнивала эту работу с
работой актера: не только на уроке, но и на
перемене, по дороге в школу — ты на глазах у
учеников. Надо показывать пример, воспитывать,
просвещать, обучать.
Дети не прощают двойного стандарта. И
следовательно, учителю:
Нельзя
опаздывать. «Простите, автобус застрял в пробке»
(а все мы зависим от городского транспорта). Либо
не ругай опоздавших, либо не опаздывай сам.
Нельзя есть на
уроке. «Иванова, прекрати жевать! Сидоров, спрячь
яблоко! Петров, ты что — позавтракать не успел?!»
И если детям устраивают организованные завтраки,
то учитель не всегда успевает перекусить — на
перемене в столовой не пробиться. Да и дойти до
нее не всегда успеваешь, потому что пришел
занудный родитель или вызвал завуч...
Нельзя ошибаться.
Хотя многие понимают, что не обязаны все знать,
что имеют право быть чуть рассеянными и
невнимательными, но если дети готовы
снисходительно отнестись к тому, что вы чего-то
не знаете, то родители часто не прощают подобного
«непрофессионализма».
Нельзя быть
слишком добрым и снисходительным — сядут на шею.
И если одному что-то позволил, то другим не
объяснишь, почему этого делать нельзя.
И самое главное —
нельзя, запрещая что-то детям, позволять это себе,
закрываясь фразой: «Я учитель, мне можно».
Но хуже всего, когда никак не получается
установить контакт с классом. Когда чувствуешь,
что не можешь полюбить их, они сразу же отвечают
тебе тем же. И преодолеть возникшее отчуждение
очень непросто.
НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
Учась на третьем курсе института, я получила
предложение от знакомой учительницы попробовать
вести в ее классе игровые уроки общения. Опыт
удался, и через год я вела подобные занятия раз в
неделю во вторых и третьих классах.
Курс был рассчитан на два года, включал в себя
большое количество игр и упражнений и назывался
«Этика». Начав работать в школе, я полагала, что
смогу сделать свой урок особенным, избегать
замечаний, принуждения, построить занятия так,
что все ребята с радостью будут приходить ко мне.
Постепенно мне пришлось «обрасти» санкциями,
оценками, угрозами и недоброжелателями из числа
учеников.
Через три года работы я столкнулась с ситуацией,
что мне совершенно не хочется идти на уроки в
один из вторых классов. При всех сложностях в
остальных классах у меня многое получалось, но в
этот класс я шла как на каторгу.
Так вышло, что у меня не сложились отношения с
классной руководительницей и родителями,
которые то ли не понимали, зачем их детям нужны
мои уроки, то ли были недовольны тем, что я делаю.
Каждый раз накануне урока в этом классе я впадала
в тоску и отчаяние и думала, как бы пережить этот
час. Естественно, что ученики, чувствуя такое мое
отношение, также с трудом терпели мои уроки. Вели
они себя плохо: отвлекались, выкрикивали с места,
кое-как выполняли задания.
Такая ситуация меня очень тяготила и вызывала
сильное чувство недовольства собой как
профессионалом. Я решила поставить эксперимент
по преодолению сложившегося стереотипа. Моей
целью стало изменить собственное отношение к
урокам в этом классе, сделать так, чтобы мне было
интересно работать, и посмотреть, изменится ли
отношение ребят к моим урокам.
ЧТОБЫ ЛЕД ТРОНУЛСЯ
Во-первых, я стала готовиться к каждому уроку в
этом классе отдельно. Когда работаешь в
параллели, «гонишь» программу не первый год,
часто полагаешься на опыт, надеешься
сориентироваться по ходу ситуации. Но это не
проходит, когда ситуация вышла из-под контроля и
сама диктует условия.
Начнем с того, что ребята прибегали на мой урок
после физкультуры из другого корпуса очень
возбужденные. Я стала начинать урок с упражнения
«Какой ряд тише сядет». По совету коллег
старалась не дать им опомниться: упражнение
сменялось опросом, задания на листочке шли после
объяснения, игры следовали за обсуждениями.
Учитывая, что мой урок у ребят был последний, а за
пять минут до его окончания в окна и дверь
начинали заглядывать родители и настрой
сбивался, я стала к концу урока планировать
игровые упражнения, чтобы самим ребятам не
хотелось отвлекаться, или письменные задания,
чтобы написавшие могли собраться и выйти из
класса. А задание на дом мы записывали раньше.
Во-вторых, я вообще решила отступить от привычной
программы. Иногда боязнь или нежелание
отказаться от следования по накатанной дорожке
мешают установить контакт. Учитель думает лишь о
том, как уложиться в рамки. Опыт показал, что,
решившись пожертвовать чем-то на первых этапах,
ты легко нагоняешь упущенное позже, если удалось
установить нормальные отношения с классом.
В-третьих, я побывала на уроках своих коллег.
Посмотрела, как они организуют свою работу в этом
классе, как проводят опросы, как справляются с
конфликтными ситуациями. Я выяснила, что мои
второклассники привыкли получать обратную связь
от учителя на каждом уроке. Например, на
литературе за каждый правильный ответ им
ставился плюс, а несколько плюсов, набранных за
урок, соответствуют определенной оценке, которая
ставится в дневник по окончании урока. Похожий
опыт я стала применять и на своем уроке.
В-четвертых, я обратила особое внимание на то, как
себя ведут на других уроках мои «злостные
нарушители дисциплины». Мне было важно понять,
подобное поведение — реакция на мой урок или это
«хронический случай». Сделала выводы,
посоветовалась с коллегами по поводу тактики
поведения с наиболее сложными из учащихся.
В-пятых, я постаралась изменить свой
психологический настрой. Я поймала себя на том,
что почти не улыбаюсь и не привожу ребятам
забавные примеры, как делаю в других классах.
Мало хвалю их. Все это было похоже на военные
действия, а не на доброжелательное общение
интересных друг другу людей.
Еще я постаралась к каждой теме подобрать яркие
примеры из жизни, просила детей сделать то же
самое. Рассказывая что-то, я старалась передать
свой интерес к тому, о чем идет речь (в этом мне
помогало использование фраз типа:
«Представляете, как здорово...»).
В борьбе за дисциплину на уроке, я перешла от слов
к делу, перестав просто угрожать, ничего не делая.
Взяла несколько дневников сразу, без
предупреждения, — ребята стали вести себя
сдержаннее, поверили в реальность моих угроз.
И результаты не заставили себя ждать. Вот обычно
равнодушная, пассивная девочка тянет руку — ей
не терпится привести свой пример. А один из
отъявленных нарушителей дисциплины прикрикнул
на расшумевшихся одноклассников: «Тише,
мешаете!» — ему интересно, что я рассказываю.
Наконец, замкнутый и необщительный мальчик
бросается мне навстречу, едва я вхожу в класс:
«Посмотрите, какую игрушку мне подарили!» — ему
хочется поделиться своей радостью именно со
мной. И главное, появилось удовлетворение от
работы в классе. Все закономерно: появился
интерес у меня, появился он и у детей. Лед
тронулся.
И еще. Сложно смириться, что не всем детям
нравятся твой урок и ты сам. Но ведь и тебе
нравятся и интересны не все дети. Но постараться
быть справедливым и внимательным ко всем
ученикам, наверное, главная обязанность учителя.
Хотя, возможно, это во мне говорит психолог.
ЧЕГО НЕ ПРОЩАЮТ ДЕТИ
Вспоминая себя ученицей и учитывая жалобы
современных учеников, хочу указать, что именно во
все времена раздражало школьников и настраивало
их против учителя.
Часто учителя даже к середине года не
удосуживаются запомнить имена и фамилии своих
учащихся. В этом ребята видят безразличие к себе.
Существует много техник и приемов, которые
помогут не только запомнить имя каждого ученика,
но и составить определенное представление о нем.
Также ученики очень не любят, когда искажают их
фамилии. Ведь это дает повод для насмешек над
ними, порождает клички. Необходимо обязательно
извиниться перед «пострадавшим», можно сказать:
«Какая редкая и интересная фамилия. А что она
означает?» А еще лучше — заранее изучить список
фамилий, проконсультироваться с коллегами, как
правильно произносить сложные.
Очень трудно серьезно и ответственно относиться
к предмету, если учитель ведет урок как-то
рассеянно, не дает четких указаний («Достаньте,
что ли, листочки какие-нибудь», «Запишите
куда-нибудь»), не предъявляет конкретных
требований (все равно – какой ручкой пишут, все
равно – в какой тетради и есть ли она),
непоследователен (сегодня не обращает внимания
на то, за что ругал вчера, не всегда спрашивает,
что задал выучить).
Вызывают у школьников раздражение и избитые
фразы типа:
«Я никого не
держу!» — потому что это неправда, уйти-то нельзя
все равно.
«А голову ты не
забыл?» — слишком часто повторяют все учителя,
похоже, им просто нечего сказать.
«Задание говорю
один раз, повторять никому не буду», — обычно все
равно повторяет, так как в ее интересах, чтобы все
услышали и сделали, тогда зачем говорит?
«Будете так себя
вести, устрою контрольную и каждому поставлю то,
что он заслуживает», — стало быть, обычно
ставится не то, что заслуживают?
«И не смотри на
меня так», — как «так» – не поясняется, но ясно,
что таким образом можно вывести из себя, чем и
пользуются.
Януш Корчак предупреждал о необходимости
хранить в тайне то, о чем договорился с учеником
наедине, в разговоре по душам (особенно когда
даешь ребенку шанс исправиться). А так хочется
напомнить: «Ты же мне вчера обещал!» Ребенок
больше не поверит — не простит.
ЧТО МЕШАЕТ УЧИТЕЛЮ
Было бы здорово собирать молодых педагогов и
обсуждать с ними сложные ситуации, делиться
способами выхода из них. Потому что проблемы-то у
большинства похожи.
Вот, например, что говорят молодые педагоги.
«Очень смущает
ситуация, когда дети меня чем-то угощают». Ну, они
это делают от всей души, хотят поделиться, а ты их
тоже угости как-нибудь.
«Теряюсь, когда
ученики просят в долг». Вот эта ситуация
посложнее, и в каждом конкретном случае надо
решать — отказать под благовидным предлогом или
дать (смотря на что собрался потратить, может
быть, для него это очень важно). Забыть о долге или
настоять, чтобы вернул (некоторым детям полезно
напоминать об обязательствах).
«Как-то разбирала
с учеником и его родителями самостоятельную
работу и обнаружила еще одну ошибку, не
замеченную мною во время проверки». Да, это
конечно неприятно, но с другой стороны —
иллюстрирует столь любимую всеми учителями
поговорку: «Повторение — мать учения».
«Не люблю, когда
задают вопросы о личной жизни, не знаю, как
реагировать». Самое главное — не смущаться и
реагировать спокойно, можно отшутиться, а можно
ответить серьезно. Им ведь интересно все, что
связано с учителем, особенно доказательства, что
учитель тоже человек.
«Смущаюсь, когда
ученики комментируют мою одежду, прическу». Не
стоит смущаться. Если хвалят — поблагодарите,
если критикуют, то можно ответить, что вам
захотелось сменить имидж.
«Не знаю, как
реагировать на жалобы, особенно если жалуются во
время объяснения или опроса». Сложно адекватно
отреагировать на жалобу, когда в порыве
вдохновения кажется, что все ученики захвачены
твоим рассказом. И вдруг: «А Петров плюется!»
Первое чувство, по словам многих, досада, обида,
даже злость. Но ведь Петров действительно
плюется и мешает. Можно молча отобрать у
нарушителя оружие, или встать рядом с ним, или
сделать замечание и постараться продолжить.
Марина КРАВЦОВА
|