Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕЙСТВИИ

Вирджиния Экслайн
М.: Апрель-Пресс,
ЭКСМО, 2003

В психологической литературе немало книг, повествующих о ярких терапевтических случаях из практики. Собственно, эта традиция идет еще от работ «дедушки психоанализа». Правда, в большинстве ныне выходящих книг описание конкретных случаев играет роль иллюстрации тех положений и идей, которые выдвигаются автором. В конечном счете, рассказанные авторами эпизоды из своей практики довольно часто содержат очень простой намек: дескать, оцените, как замечательно я поработал с этим почти безнадежным клиентом, как у меня все получилось, какой я молодец и какая у меня замечательная психотерапевтическая концепция.
В книге Вирджинии Экслайн реальной истории маленького мальчика Дибса придана значимость и самоценность. Как пишет автор о своей книге, «это история о ребенке, познающем себя в процессе психотерапии. О творческом опыте рождения личности маленького мальчика по имени Дибс. О том, как внутри него медленно произрастало новое понимание своей индивидуальности. И, затаив дыхание, он открывал в себе мудрость, которая рассеивала тьму его одиночества подобно тому, как растворяются тени на восходе солнца».
Экслайн не пытается прорекламировать себя и свою игровую психотерапию. Она просто рассказывает о том, как развивались ее контакты с нестандартным и страдающим ребенком, как ему было трудно и как он изменялся. И книжка — может быть, поэтому — больше похожа на художественное произведение, чем на работу по психотерапии. В ней очень много диалогов, зарисовок поведения, коротких, но емких комментариев и наблюдений.
Ее легко читать: рассказанная в ней история увлекательна и эмоциональна, она заставляет волноваться, радоваться и возмущаться. А также в очередной раз задуматься о банальнейшей истине: ребенку нужна любовь родителей, и ничто не может ее заменить. И страница за страницей читатель вместе с героем книжки проходит трудный путь к душевному здоровью, уверенности в себе и способности к глубоким и искренним контактам с людьми.
На самом деле искренне радуешься за этого американского малыша, который порой так раздражал взрослых и которому повезло встретиться с умным и тонким психологом. И когда на последней странице книги выясняется, что Дибс — не несчастный с умственной отсталостью или еще с каким-нибудь подобным диагнозом, а исключительно одаренный ребенок, эффективно использующий свои способности и блистающий ярким умом (коэффициент интеллекта — 168), то испытываешь облегчение: так бывает, когда полюбившийся книжный герой, пройдя «дорогою страданий», наконец получает долгожданное и заслуженное счастье.
Такие книжки тоже стоит читать — наравне с толстыми монографиями и сухими методическими рекомендациями. Диапазон возможностей, предоставляемых нашей профессией, настолько широк, что и в профессиональной литературе разнообразные ее стороны должны отражаться принципиально разными способами.
«Полухудожественная» книга В. Экслайн позволяет представить деятельность психолога в своеобразном лирическом освещении.

Игорь ВАЧКОВ