ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕЙСТВИИ
Вирджиния Экслайн
М.: Апрель-Пресс,
ЭКСМО, 2003
В психологической
литературе немало книг, повествующих о ярких
терапевтических случаях из практики. Собственно,
эта традиция идет еще от работ «дедушки
психоанализа». Правда, в большинстве ныне
выходящих книг описание конкретных случаев
играет роль иллюстрации тех положений и идей,
которые выдвигаются автором. В конечном счете,
рассказанные авторами эпизоды из своей практики
довольно часто содержат очень простой намек:
дескать, оцените, как замечательно я поработал с
этим почти безнадежным клиентом, как у меня все
получилось, какой я молодец и какая у меня
замечательная психотерапевтическая концепция.
В книге Вирджинии Экслайн реальной истории
маленького мальчика Дибса придана значимость и
самоценность. Как пишет автор о своей книге, «это
история о ребенке, познающем себя в процессе
психотерапии. О творческом опыте рождения
личности маленького мальчика по имени Дибс. О том,
как внутри него медленно произрастало новое
понимание своей индивидуальности. И, затаив
дыхание, он открывал в себе мудрость, которая
рассеивала тьму его одиночества подобно тому,
как растворяются тени на восходе солнца».
Экслайн не пытается прорекламировать себя и свою
игровую психотерапию. Она просто рассказывает о
том, как развивались ее контакты с нестандартным
и страдающим ребенком, как ему было трудно и как
он изменялся. И книжка — может быть, поэтому —
больше похожа на художественное произведение,
чем на работу по психотерапии. В ней очень много
диалогов, зарисовок поведения, коротких, но емких
комментариев и наблюдений.
Ее легко читать: рассказанная в ней история
увлекательна и эмоциональна, она заставляет
волноваться, радоваться и возмущаться. А также в
очередной раз задуматься о банальнейшей истине:
ребенку нужна любовь родителей, и ничто не может
ее заменить. И страница за страницей читатель
вместе с героем книжки проходит трудный путь к
душевному здоровью, уверенности в себе и
способности к глубоким и искренним контактам с
людьми.
На самом деле искренне радуешься за этого
американского малыша, который порой так
раздражал взрослых и которому повезло
встретиться с умным и тонким психологом. И когда
на последней странице книги выясняется, что Дибс
— не несчастный с умственной отсталостью или еще
с каким-нибудь подобным диагнозом, а
исключительно одаренный ребенок, эффективно
использующий свои способности и блистающий
ярким умом (коэффициент интеллекта — 168), то
испытываешь облегчение: так бывает, когда
полюбившийся книжный герой, пройдя «дорогою
страданий», наконец получает долгожданное и
заслуженное счастье.
Такие книжки тоже стоит читать — наравне с
толстыми монографиями и сухими методическими
рекомендациями. Диапазон возможностей,
предоставляемых нашей профессией, настолько
широк, что и в профессиональной литературе
разнообразные ее стороны должны отражаться
принципиально разными способами.
«Полухудожественная» книга В. Экслайн позволяет
представить деятельность психолога в
своеобразном лирическом освещении.
Игорь ВАЧКОВ
|