ПСИХОЛОГИЯ, ПРОФЕССИЯ, КАРЬЕРА
П. Мучински
СПб.: Питер, 2004
Питерская серия «Мастера
психологии» не перестает удивлять своим
разнообразием и крайней неравноценностью. На
пару по-настоящему мастерских работ в ней
приходится десяток малоинтересных учебников,
написанных безвестными преподавателями
заштатных американских вузов.
Пол Мучински, автор новой книги в этой серии,
заявлен как доктор философии, профессор
Университета штата Айова. Известно ли издателям,
что по-русски это звучало бы примерно так:
«кандидат наук, преподаватель N-ского
пединститута»? Нет, разумеется, и рязанский
доцент может создать блестящую книгу. Только до
наших издателей ему не достучаться — они
предпочитают импортный продукт. В данном случае,
увы, далеко не первосортный.
Перед нами весьма заурядный учебник по
индустриальной психологии, на три четверти
аналогичный учебнику Д. и С. Шульц, вышедшему в
том же издательстве не так давно (похоже — еще
одно недоразумение!). Свой предмет автор знает
разносторонне и рассматривает трудовые процессы
с привлечением обширных данных психодиагностики,
социальной психологии и т.п. Но при этом
демонстрирует довольно поверхностный подход,
вызванный, очевидно, недостатком
общепсихологической эрудиции, — то припишет
Левину афоризм Кирхгофа, то Термену — авторство
IQ.
Анонимный научный редактор (он у книги, судя по
всему, есть, хоть нигде и не назван) большинство
таких заусенцев отследить не в состоянии. Вообще
подготовка русского издания производит
впечатление небрежной поспешности (чего стоит
одно только кошмарное качество фотоиллюстраций!)
— слишком уж не терпелось издателям выбросить на
рынок новый бестселлер. Но бестселлера, похоже,
не получилось.
Школьного психолога книга может привлечь своим
названием, ведь проблемы профессионального
самоопределения, взаимоотношений в рабочих
коллективах (почему бы и не в педагогическом тоже?),
удовлетворенности трудом и т.д. — вероятно, не
последние в кругу его интересов. Но те крупицы
пользы, которые он мог бы извлечь, гораздо гуще
рассыпаны в других источниках. Данная же книга
может быть более всего интересна тем, кто
подумывает о карьере менеджера по персоналу. Для
этой цели она может послужить вполне пригодным
учебником, как служит уже не первый год в Айове.
Тут только надо отдавать себе отчет:
индустриальная/организационная психология —
отрасль прикладная, то есть представляет собой
приложение общей, дифференциальной, социальной
психологии к профессиональным проблемам. Так что
понятно, с чего соответствующую подготовку
следовало бы начинать.
Небезынтересно, что в настоящих университетах,
вроде Оксфорда или Кембриджа, не принято
осваивать науки по учебникам. Там студентам
вменяется еженедельно прочитывать дюжину-полторы
научных монографий и отчитываться об их
прочтении парой рефератов, равноценных нашим
курсовым работам (также еженедельно!). Впечатляет?
Ну и не приходится удивляться, что в Европе наши
дипломы отказываются принимать всерьез.
Впрочем, диплом Айовского университета тоже...
Сергей СТЕПАНОВ
|