Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ, ПРОФЕССИЯ, КАРЬЕРА

П. Мучински
СПб.: Питер, 2004

Питерская серия «Мастера психологии» не перестает удивлять своим разнообразием и крайней неравноценностью. На пару по-настоящему мастерских работ в ней приходится десяток малоинтересных учебников, написанных безвестными преподавателями заштатных американских вузов.
Пол Мучински, автор новой книги в этой серии, заявлен как доктор философии, профессор Университета штата Айова. Известно ли издателям, что по-русски это звучало бы примерно так: «кандидат наук, преподаватель N-ского пединститута»? Нет, разумеется, и рязанский доцент может создать блестящую книгу. Только до наших издателей ему не достучаться — они предпочитают импортный продукт. В данном случае, увы, далеко не первосортный.
Перед нами весьма заурядный учебник по индустриальной психологии, на три четверти аналогичный учебнику Д. и С. Шульц, вышедшему в том же издательстве не так давно (похоже — еще одно недоразумение!). Свой предмет автор знает разносторонне и рассматривает трудовые процессы с привлечением обширных данных психодиагностики, социальной психологии и т.п. Но при этом демонстрирует довольно поверхностный подход, вызванный, очевидно, недостатком общепсихологической эрудиции, — то припишет Левину афоризм Кирхгофа, то Термену — авторство IQ.
Анонимный научный редактор (он у книги, судя по всему, есть, хоть нигде и не назван) большинство таких заусенцев отследить не в состоянии. Вообще подготовка русского издания производит впечатление небрежной поспешности (чего стоит одно только кошмарное качество фотоиллюстраций!) — слишком уж не терпелось издателям выбросить на рынок новый бестселлер. Но бестселлера, похоже, не получилось.
Школьного психолога книга может привлечь своим названием, ведь проблемы профессионального самоопределения, взаимоотношений в рабочих коллективах (почему бы и не в педагогическом тоже?), удовлетворенности трудом и т.д. — вероятно, не последние в кругу его интересов. Но те крупицы пользы, которые он мог бы извлечь, гораздо гуще рассыпаны в других источниках. Данная же книга может быть более всего интересна тем, кто подумывает о карьере менеджера по персоналу. Для этой цели она может послужить вполне пригодным учебником, как служит уже не первый год в Айове.
Тут только надо отдавать себе отчет: индустриальная/организационная психология — отрасль прикладная, то есть представляет собой приложение общей, дифференциальной, социальной психологии к профессиональным проблемам. Так что понятно, с чего соответствующую подготовку следовало бы начинать.
Небезынтересно, что в настоящих университетах, вроде Оксфорда или Кембриджа, не принято осваивать науки по учебникам. Там студентам вменяется еженедельно прочитывать дюжину-полторы научных монографий и отчитываться об их прочтении парой рефератов, равноценных нашим курсовым работам (также еженедельно!). Впечатляет? Ну и не приходится удивляться, что в Европе наши дипломы отказываются принимать всерьез.
Впрочем, диплом Айовского университета тоже...

Сергей СТЕПАНОВ