Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2004


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 

Гл. ред. Е. Ананьева;
отв. ред.
В. Белоусова
М.: Аванта+, 2003

Психологи и психология занимают достаточно солидное — в количественном отношении — место в современном обществе. По крайней мере, хорошо известно, что психологическую литературу читают не только психологи. но и психологи читают не только психологическую литературу. Понятно, что в практической работе психолог опирается на сведения, почерпнутые из медицинских источников. Художественная литература изобилует психологическими описаниями и психологическими характерами и уже давно из разряда досугового перекочевала в профессиональное чтение. Теперь дошло дело и до детских энциклопедий.
Книга «Выбор профессии», вышедшая в хорошо известной маленьким читателям серии «Энциклопедия для детей», конечно же, адресована детям и их родителям и предназначена познакомить не только с многообразным миром современных профессий, но и с важными психологическими особенностями той или иной области труда. Последнее выступает необходимым условием обоснованного выбора с учетом не только склонностей ребенка, но и состояния его здоровья, личностных черт, характера и способностей. В энциклопедии имеются соответствующие разделы: «Что я хочу» и «Что я могу».
В связи с этим становится понятно, почему многие статьи в энциклопедии написаны психологами, а ведущим редактором тома выступила современный отечественный психолог, специалист в области психологии труда О.Г. Носкова.
Энциклопедическое издание не предполагает быстрого и одномоментного прочтения, к энциклопедиям и словарям читатель, как правило, обращается по мере необходимости. Поэтому не представляется возможным дать полную и обобщенную характеристику данного издания, однако даже предварительного знакомства оказалось достаточно, чтобы обнаружить некоторые его явные достоинства.
Во-первых, продуманность и логичность изложения: читатель вслед за авторами сначала выбирает профессию, потом ее осваивает, а иногда и меняет.
Во-вторых, авторы знакомят не только с древними и привычными для нас профессиями, но и с такими недавно появившимися, как риелтор, маркетолог, диджей. Слышать-то про них наши современные дети, конечно, слышали, но это не значит, что они хорошо представляют себе, чем занимаются люди, выбравшие такие профессии.
В-третьих, в книге рассказывается не только о привлекательных сторонах профессий, но и о профессиональных заболеваниях и даже об опасностях.
И, наконец, многочисленные красочные иллюстрации, доступный литературный язык в сочетании с делением текста на небольшие самостоятельные разделы позволяют рекомендовать это издание читателям самого разного возраста, в том числе и совсем большим и давно сделавшим свой профессиональный выбор. Однако, для того чтобы найти общий язык с ребенком, нужно читать не только «взрослые» книги о воспитании, но и написанные специально для детей. Данная энциклопедия — одна из таких книг, которые позволяют взглянуть на проблему профессионального самоопределения глазами ребенка.

Марина СТЕПАНОВА