Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2004


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

  Форум-театр

Интерактивная техника групповой работы

В нижегородском регионе адаптированная нами с позиций психологической науки и практики интерактивная техника «Форум-театр» широко используется практическими психологами и социальными педагогами как эффективное средство профилактики наркомании и других видов зависимостей, а также разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем, таких как раннее материнство, профилактика асоциального поведения и т.д.
Основоположником техники является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия, сам театр так и назывался — «Театр угнетенных». Суть же представления заключалась в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Сцены, разыгрываемые в спектакле, чаще всего были пантомимическими. Действия актеров напоминали действия скульптора при создании статуи. К слову, актерская подготовка не требовалась.
Представленная техника и упражнения были разделены Августо Боалем на категории:
— аналитические упражнения и игры, относящиеся к осязанию;
— аналитические упражнения и игры, относящиеся к слуховому анализатору;
— аналитические упражнения и игры, относящиеся к зрительному анализатору;
— упражнения и игры на использование нескольких анализаторов;
— собственно представление:
а) изображение человеческого тела;
б) изображение объекта — память чувств;
в) эпизод прошлое—будущее;
г) эпизод с выполнением различных упражнений.
Содержание и основа адаптированной нами техники «Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении 15–20 минут разыгрывается мини-представление с 3–6 мизансценами, в которых ярко показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе. Ничего надуманного или фантастического в них нет, они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе сценария лежит чья-нибудь личная история или пережитый опыт.
В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся 2–3 часа, в ходе которой даются очень важные сведения профилактической направленности. После окончания интерактивного представления берется интервью у участников, проводится анкетирование.
Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Мини-спектакль имеет целью заставить человека задуматься над проблемой (наркомании или какой-то другой), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится.
Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Одна из особенностей «Форум-театра» — это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, — самое главное в данной технике как средстве профилактике.

ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ

Подготовка проходит в три основных этапа.
Первый этап связан с выбором проблемы. При этом важно, чтобы психолог или другие участники проекта были не только ознакомлены с обстановкой в школе или классе, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента учащихся разрабатывается сценарий.
Второй этап связан непосредственно с разработкой сценария, а третий — это репетиция мизансцен и спектакля в целом, при условии что актеры, участники «Форум-спектакля», обучены основам актерского мастерства и интерактивной технике «Форум-театр».
Для проведения такой формы интерактивной работы требуются особые условия. Во-первых, должно быть достаточно большое пространство, которое позволит провести «разогрев» со зрителями. Во вторых, желательно, чтобы действие происходило не на сцене, а перед ней или в специальном помещении, например в спортивном зале или рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимается психологический барьер, так как для многих подростков, их родителей выступление на сцене перед зрителями может быть первым в жизни, и приобретаемый опыт должен быть только положительным.

ФАЗЫ СПЕКТАКЛЯ

В самом спектакле-форуме необходимо выделить фазы, которые и являются его методической основой.

Разогрев

Телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников представления, снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают установить контакты на вербальном и невербальном уровнях между актерами и зрителями. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Упражнения проводятся в течение 15–20 минут в определенной последовательности и, усложняясь по содержанию и эмоциональности, вовлекают все большее число участников в действие.
Все упражнения проводятся в кругу. Поэтому и актеры, и зрители-участники могут познакомиться, видя перед собой лица друг друга.
Разогрев включает в себя 4 основных упражнения: «Приветствие», «Узел», «Человек к человеку», «Гипноз». Необходимо, чтобы актеры сами были активными, раскрепощенными, находчивыми и эмоциональными, — только таким образом удается подготовить и «зарядить» зрителей-участников для работы в интерактиве. При этом следует соблюдать технику безопасности, чтобы не возникло столкновений, агрессивного соперничества.
По окончании фазы разогрева зрители садятся на свои места, и после небольшого вступительного слова психолога, ведущего спектакль, и приготовлений актеров к спектаклю начинается следующая фаза.

Действие

В этой фазе вниманию зрителей предлагается 12–15-минутная инсценировка из 4–6 мизансцен, которая заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена не завершена, зрителям предлагается предугадать исход событий. Вначале со зрителями обсуждают проблему, пытаются предсказать последствия поведения героев, происходит обмен чувствами, рефлексия. Затем переход в следующую фазу — начало дискуссии (это может быть как монолог, так и диалог).

Форум

Эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актеров. Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.
Зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее. Это необходимо поддерживать и активизировать остальных участников к проигрыванию мизансцен, потому что именно через игру и собственные эмоциональные переживания можно достичь максимального психопрофилактического эффекта.
Главное в этой фазе — психологическая и эмоциональная поддержка со стороны психолога, актеров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь поддерживается аплодисментами. Такая поддержка со стороны психолога, ведущего спектакль, и актеров дает возможность зрителям стать участниками и предложить большое количество вариантов разрешения ситуации, скажем провоцирующей подростка к употреблению наркотиков или алкоголя. Ведь в форум-спектаклях нет однозначных ответов на вопросы, как не может быть и идеального варианта разрешения конфликтной ситуации.
Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них.
Актерами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же время не позволяют ситуации стать идеально разрешимой, что вызывает легкую фрустрацию у зрителей. Это дает возможность искать все новые и новые пути решения проблемы.
При этом зрителям, чтобы у них не возникло разочарования от неуспешности собственных действий, объясняется, что в жизни проблемы так просто не решаются, как в сказке с помощью волшебной палочки. И людям в сложной ситуации трудно сразу изменить свое поведение и стать другими, для этого необходимо время, а главное — желание.
Эта фаза спектакля может продолжаться 2—3 часа, ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит психологу, ведущему форум-спектакль. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.

Передача
профилактической информации

Эта фаза не появляется отдельной, так как передача профилактической информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его завершении.
Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков, даже если она и носит декларативный характер. Для подростка наиболее ценны сведения, исходящие от сверстников, а информация, получаемая от взрослых, чаще воспринимается как нотация или навязчивое нравоучение.
Кроме того, профилактическая информация может включаться в канву спектакля с помощью «подсадных уток» — актеров, находящихся среди зрителей, а если это еще и подростки или молодые люди, то усвоение такой информации многократно возрастает.

Обратная связь

В этой фазе обычно берется интервью у зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, о которой шла речь в спектакле. Здесь используется интерактивная система цветных карточек, с помощью которых можно оценивать эффективность деятельности.

Обсуждение итогов спектакля
актерами и специалистами

Важный момент здесь — выявление успешных или неуспешных действий актеров. Обсуждаются те открытия» зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем. Происходит отбор лучших решений актеров и зрителей, но это не означает, что находки будут неизменно использованы в следующей работе. Спектакль-форум — это чаще всего импровизация зрителей, и всегда появляются новые и неожиданные повороты в решении проблем. Кроме того, следует отметить, что одинаковых спектаклей не бывает, повторяется только начальное действие.

ВАРИАНТЫ СЦЕНАРИЕВ

Ситуации, разыгранные в спектакле, узнаваемы. Поэтому нам представляется возможным привести разработанные и уже проигранные и опробованные варианты сценариев. Сценарии являются коллективным творчеством участников проблемно-тематических семинаров, проводимых на кафедре психологии в Нижегородском институте развития образования (НИРО).

Сценарий № 1

Утро. Раздраженная и спешащая мама отправляет опаздывающую Катю в школу. «А позавтракать?» — «Какой завтрак? Я и так опаздываю, давай быстрее».
Школа. Катя приходит, когда урок уже начался. Раздраженная, равнодушная учительница нудит: «Всегда ты опаздываешь» — и в наказание вызывает отвечать к доске. Сосед по парте прикрепляет к спине бумажку с обидным словом «ЧМО». Девочка получает двойку за то, что не сделала домашнее задание, а заодно и реплику учительницы: «А не задумывалась ли ты, почему именно тебе одноклассники вешают на спину такие характеристики?»
Дом. В комнате гремит музыка в стиле техно. Усталая, раздраженная мама возвращается с работы, требует выключить магнитофон. Катя игнорирует, возникает перепалка. Ссора. Девушка уходит из дома.
Улица. Группа подростков курит травку, главный из них окликает понурую девушку и спрашивает, что у нее случилось. Все сочувствуют и предлагают закурить, чтобы отвлечься и забыть о своих проблемах: «Все равно с первого раза ничего не будет!» Катя протягивает руку. Пауза.
И тут звучит: «Стоп!»
И спектакль начинается сначала, а зрители пытаются изменить ситуацию. Новое действие уже будет длиться около двух часов, и зрители десятки раз будут выходить на сцену и менять актеров, предлагая иные роли.

Сценарий № 2

Утро. Голос за сценой: «Супермаркет «Приокский», 8 часов утра. Продавцы начинают работу. На стуле сидит охранник».
Медленно в магазин в сторону аптечного киоска передвигаются два трясущихся подростка-наркомана. Две продавщицы из соседнего отдела с презрением осматривают их. подростки проходят мимо охранника и кладут ему в карман деньги. Охранник расслабленно усаживается на стул. Продавцы, увидев эту сцену, улыбаются. Аптекарь на рабочем месте отсутствует. Один из продавцов обращается к опаздывающей аптекарше: «Света, к тебе уже клиенты с утра пораньше! Волнуются!» В ответ: «Эти — подождут!!!»
Магазин заполняется клиентами.
Мама с ребенком идут к аптечному киоску. Реакция ребенка на трясущуюся наркоманку: «Мама, что с ней? Она больна?» Мать одергивает ребенка и говорит с презрением: «Идем отсюда. Кругом одни наркоманы».
Соседка-старушка кричит осуждающе: «Ой! Доченька, как тебя трясет! Что делается! Раньше хоть парни этим делом занимались, а теперь и девки! Беда!»
Женщина проходит мимо, останавливается около подростка-наркомана, узнает в нем соседа: «А ты что здесь делаешь? Родители знают об этом?» Обращается к залу, поясняя: «А это Лешка, мой сосед». Но, не получив вразумительного ответа, вздохнув и махнув рукой, уходит к продовольственному отделу.
Врач «Скорой помощи» подходит к продавцам: «Дайте мне пачку сигарет. Меня больные ждут!» Получив сигареты, быстро перешагивает через упавшую наркоманку и уходит из супермаркета.
В магазин входит дилер, пронзительным взглядом оглядывает все вокруг, подходит к охраннику, хлопает по плечу, а затем передает ему деньги.
В магазине появляется мальчик-подросток, он не спешит. Дилер направляется к нему, подзывает его, отводит в сторону и спрашивает: «Заработать хочешь? На игровые автоматы?» Подросток: «Хочу! А что надо делать?» Дилер подает пакетик и, указывая в сторону подростков-наркоманов, говорит: «Тихо и быстро передай этим». Подросток медленно протягивает руку, звучит музыка. Все участники действия замирают в позах, отражающих их отношение к происходящему. Пауза. «Стоп!»

Сценарий № 3

Утро. Семья. Родители приветствуют друг друга и дочь. Накрывается стол. У стола стоят три стула. Мама, папа, дочь завтракают. Появляется подросток Саша, за стол он не садится, на вопрос, почему не поел, отвечает, что не хочет и только чай сладкий попьет. Родители не сопротивляются, не возмущаются, проявляют равнодушие, только отмахиваются.
Дочь прощается с родителями и направляется в школу. Родители уходят на работу.
Школа. Ученики общаются в классе. Входит психолог, равнодушным взглядом окидывает детей и спрашивает, есть ли у них проблемы. Дети вяло отвечают, что проблем нет, психолог удаляется.
День. Уроки закончены. Дети возвращаются домой. Саша что-то ищет, Надя смотрит телевизор и болтает по телефону. Саша просит у Нади чего-нибудь сладенького. Она ворчит, что он опять есть ничего не будет. Но все-таки дает ему пряники. Саша уходит из дому.
Улица. Саша встречается с подростками-наркоманами. Узнав, что денег у него нет, будут только вечером, подростки отказывают ему в дозе.
Вечер. Дом. Родители возвратились с работы. Отец читает газету, мать суетится у стола, Надя смотрит телевизор. Приходит Саша, просит у отца денег. Не спрашивая, зачем ему деньги, отец достает кошелек и с безразличным видом протягивает их Саше. Саша немедленно уходит из дома на встречу с друзьями-наркоманами.
Улица. Наркоманы радостно приветствуют его, он делает инъекцию. Происходит передозировка, Саша теряет сознание, наркоманы убегают.
Появляются сотрудники милиции, врач, родители. Немая сцена. Все в ужасе. Пауза. «Стоп!»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФАЗЫ «РАЗОГРЕВА»

«Приветствие»

Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действия различными способами:
— как люди очень застенчивые, стеснительные;
— как люди куда-то спешащие, торопящиеся;
— как люди, которые не видели друг друга несколько лет.
Необходимо продемонстрировать зрителям все действия игры.

«Узел»

Участникам предлагается завязать узел из тел, двигаясь медленно в центр круга и держась за руки, при этом руки опускать нельзя. Когда будет уже невозможно выполнять действия, участники останавливаются и начинают распутывать узел. В дальнейшем участникам интерактивного спектакля предлагается выполнить это же упражнение, но с закрытыми глазами.

«Человек к человеку!»

Участники встают в пары. Ведущий предлагает парам сделать упражнение: сообща принять какую-то позу. Через некоторое время дается команда найти другого партнера: «Человек к человеку!» Тот, у кого не оказывается пары, дает задания, и игра продолжается.

«Гипноз»

Участники располагаются в парах. Один играет роль гипнотизера, другой — гипнотизируемого. Гипнотизер медленно двигает рукой, держа ладонь перед лицом второго участника, гипнотизируемый медленно и синхронно пытается следовать за движением руки, направляя взгляд в центр ладони. Затем участники меняются ролями. Еще более интересно выполнять упражнение в тройках, оно так же, как и предыдущее, предусматривает смену ролей. Упражнение лучше выполнять под музыкальное сопровождение.
Следует еще раз подчеркнуть, что при выполнении всех упражнений «разогрева» необходимо очень строго соблюдать технику безопасности, чтобы избежать столкновений и травм.
Более подробно с интерактивной техникой «Форум-театр» и другими формами групповой психопрофилактической работы с детьми и подростками можно познакомиться, став участником мастер-класса на курсах повышения квалификации в НИРО, предназначенных для психологов, учителей, социальных педагогов.

Елена ЕДЕЛЕВА,
зав. кафедрой психологии
Нижегородского института
развития образования