Форум-театр
Интерактивная техника групповой работы
В нижегородском регионе
адаптированная нами с позиций психологической
науки и практики интерактивная техника
«Форум-театр» широко используется практическими
психологами и социальными педагогами как
эффективное средство профилактики наркомании и
других видов зависимостей, а также разрешения
конфликтных ситуаций и других социально
значимых проблем, таких как раннее материнство,
профилактика асоциального поведения и т.д.
Основоположником техники является создатель
народного театра Бразилии Августо Боаль. Главной
темой его спектаклей стала ситуация угнетения и
насилия, сам театр так и назывался — «Театр
угнетенных». Суть же представления заключалась в
совместном со зрителями поиске решения проблемы
или выхода из сложной жизненной ситуации. Сцены,
разыгрываемые в спектакле, чаще всего были
пантомимическими. Действия актеров напоминали
действия скульптора при создании статуи. К слову,
актерская подготовка не требовалась.
Представленная техника и упражнения были
разделены Августо Боалем на категории:
— аналитические упражнения и игры, относящиеся к
осязанию;
— аналитические упражнения и игры, относящиеся к
слуховому анализатору;
— аналитические упражнения и игры, относящиеся к
зрительному анализатору;
— упражнения и игры на использование нескольких
анализаторов;
— собственно представление:
а) изображение человеческого тела;
б) изображение объекта — память чувств;
в) эпизод прошлое—будущее;
г) эпизод с выполнением различных упражнений.
Содержание и основа адаптированной нами техники
«Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении
15–20 минут разыгрывается мини-представление с 3–6
мизансценами, в которых ярко показаны причины,
приводящие человека к употреблению
наркотических веществ, алкоголя, табака или к
другим видам отклоняющегося поведения. Чаще
всего ситуации эти легко узнаваемы, так как
происходят с подростками и окружающими их людьми
на улице, дома в семье, в школе. Ничего
надуманного или фантастического в них нет, они
соответствуют реальному положению дел, и чаще
всего в основе сценария лежит чья-нибудь личная
история или пережитый опыт.
В финальной части представления яркая по
содержанию мизансцена прерывается
«стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить
каждую предшествующую ей ситуацию таким образом,
чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого
момента начинается новая часть спектакля,
длящаяся 2–3 часа, в ходе которой даются очень
важные сведения профилактической
направленности. После окончания интерактивного
представления берется интервью у участников,
проводится анкетирование.
Психолог в этом виде профилактической
деятельности является главным консультантом,
ведь представленная сцена не должна быть
агрессивной или смешной, не должна вызывать у
зрителей тягостные или противоречивые чувства.
Мини-спектакль имеет целью заставить человека
задуматься над проблемой (наркомании или
какой-то другой), понять, что такая проблема
существует независимо от того, что он знает о ней
и как он к ней относится.
Существенным моментом является обсуждение
проблемы зрителями во время спектакля и после
него. Одна из особенностей «Форум-театра» — это
отсутствие рекомендаций, как следует поступать.
В конечном счете выбор делает сам человек, и
никто, в том числе и психолог, не может ему
сказать, как он должен поступить в сложившейся
ситуации. И это, на наш взгляд, — самое главное в
данной технике как средстве профилактике.
ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ
Подготовка проходит в три основных этапа.
Первый этап связан с выбором
проблемы. При этом важно, чтобы психолог или
другие участники проекта были не только
ознакомлены с обстановкой в школе или классе, где
дается представление, но и точно знали, для
какого контингента учащихся разрабатывается
сценарий.
Второй этап связан непосредственно
с разработкой сценария, а третий — это
репетиция мизансцен и спектакля в целом, при
условии что актеры, участники «Форум-спектакля»,
обучены основам актерского мастерства и
интерактивной технике «Форум-театр».
Для проведения такой формы интерактивной работы
требуются особые условия. Во-первых, должно быть
достаточно большое пространство, которое
позволит провести «разогрев» со зрителями. Во
вторых, желательно, чтобы действие происходило
не на сцене, а перед ней или в специальном
помещении, например в спортивном зале или
рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить
на импровизированную площадку и заменять
актеров. При этом снимается психологический
барьер, так как для многих подростков, их
родителей выступление на сцене перед зрителями
может быть первым в жизни, и приобретаемый опыт
должен быть только положительным.
ФАЗЫ СПЕКТАКЛЯ
В самом спектакле-форуме необходимо выделить
фазы, которые и являются его методической
основой.
Разогрев
Телесные упражнения и игры, которые проводятся
с целью раскрепощения участников представления,
снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают
установить контакты на вербальном и
невербальном уровнях между актерами и зрителями.
Такие упражнения помогают зрителям быстрее
войти в атмосферу театрального действия и не
бояться стать участниками представления.
Упражнения проводятся в течение 15–20 минут в
определенной последовательности и, усложняясь
по содержанию и эмоциональности, вовлекают все
большее число участников в действие.
Все упражнения проводятся в кругу. Поэтому и
актеры, и зрители-участники могут познакомиться,
видя перед собой лица друг друга.
Разогрев включает в себя 4 основных упражнения:
«Приветствие», «Узел», «Человек к человеку»,
«Гипноз». Необходимо, чтобы актеры сами были
активными, раскрепощенными, находчивыми и
эмоциональными, — только таким образом удается
подготовить и «зарядить» зрителей-участников
для работы в интерактиве. При этом следует
соблюдать технику безопасности, чтобы не
возникло столкновений, агрессивного
соперничества.
По окончании фазы разогрева зрители садятся на
свои места, и после небольшого вступительного
слова психолога, ведущего спектакль, и
приготовлений актеров к спектаклю начинается
следующая фаза.
Действие
В этой фазе вниманию зрителей предлагается
12–15-минутная инсценировка из 4–6 мизансцен,
которая заканчивается стоп-кадром. Финальная
сцена не завершена, зрителям предлагается
предугадать исход событий. Вначале со зрителями
обсуждают проблему, пытаются предсказать
последствия поведения героев, происходит обмен
чувствами, рефлексия. Затем переход в следующую
фазу — начало дискуссии (это может быть как
монолог, так и диалог).
Форум
Эта фаза является очень важной во всей
интерактивной работе. На этом этапе предлагается
неполная замена зрителями ролей актеров.
Останавливая по своему усмотрению актеров в
мизансцене, зрители пытаются предложить
идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.
Зритель может включаться в сцены спектакля
постепенно, сначала проговаривая роль, а затем
проигрывая ее. Это необходимо поддерживать и
активизировать остальных участников к
проигрыванию мизансцен, потому что именно через
игру и собственные эмоциональные переживания
можно достичь максимального
психопрофилактического эффекта.
Главное в этой фазе — психологическая и
эмоциональная поддержка со стороны психолога,
актеров и зрителей. Ни одно действие не
критикуется, не осуждается, а лишь
поддерживается аплодисментами. Такая поддержка
со стороны психолога, ведущего спектакль, и
актеров дает возможность зрителям стать
участниками и предложить большое количество
вариантов разрешения ситуации, скажем
провоцирующей подростка к употреблению
наркотиков или алкоголя. Ведь в форум-спектаклях
нет однозначных ответов на вопросы, как не может
быть и идеального варианта разрешения
конфликтной ситуации.
Следует обратить особое внимание на реакцию
зрителей, не выходящих на сцену. Они могут
дискутировать друг с другом, обсуждать варианты
и даже мешать действию, но это является важным
элементом интерактивной техники, так как
показывает, насколько глубоко проблема задела
зрителей, насколько она важна для них.
Актерами при этом осуществляется особый прием.
Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями,
они в то же время не позволяют ситуации стать
идеально разрешимой, что вызывает легкую
фрустрацию у зрителей. Это дает возможность
искать все новые и новые пути решения проблемы.
При этом зрителям, чтобы у них не возникло
разочарования от неуспешности собственных
действий, объясняется, что в жизни проблемы так
просто не решаются, как в сказке с помощью
волшебной палочки. И людям в сложной ситуации
трудно сразу изменить свое поведение и стать
другими, для этого необходимо время, а главное —
желание.
Эта фаза спектакля может продолжаться 2—3 часа,
ее продолжительность зависит от того, насколько
будут интересны варианты решения проблем в
каждой мизансцене. При этом особая роль
принадлежит психологу, ведущему форум-спектакль.
Ему необходимо почувствовать и вовремя
отреагировать на действия зрителей, если они
стали неэффективными или повторяющимися, и
тактично перейти к другой мизансцене или
завершить спектакль.
Передача
профилактической информации
Эта фаза не появляется отдельной, так как
передача профилактической информации может быть
осуществлена как в ходе спектакля, так и по его
завершении.
Эту информацию могут нести и специалисты,
присутствующие на спектакле, например наркологи,
педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается,
когда информация психопрофилактического плана
исходит от самих зрителей-подростков, даже если
она и носит декларативный характер. Для
подростка наиболее ценны сведения, исходящие от
сверстников, а информация, получаемая от
взрослых, чаще воспринимается как нотация или
навязчивое нравоучение.
Кроме того, профилактическая информация может
включаться в канву спектакля с помощью
«подсадных уток» — актеров, находящихся среди
зрителей, а если это еще и подростки или молодые
люди, то усвоение такой информации многократно
возрастает.
Обратная связь
В этой фазе обычно берется интервью у зрителей
о спектакле, о тех переживаниях, которые они
испытали, об изменении отношения к той проблеме,
о которой шла речь в спектакле. Здесь
используется интерактивная система цветных
карточек, с помощью которых можно оценивать
эффективность деятельности.
Обсуждение итогов спектакля
актерами и специалистами
Важный момент здесь — выявление успешных или
неуспешных действий актеров. Обсуждаются те
открытия» зрителей, которые могут помочь успешно
проводить спектакли по данному сценарию в
дальнейшем. Происходит отбор лучших решений
актеров и зрителей, но это не означает, что
находки будут неизменно использованы в
следующей работе. Спектакль-форум — это чаще
всего импровизация зрителей, и всегда появляются
новые и неожиданные повороты в решении проблем.
Кроме того, следует отметить, что одинаковых
спектаклей не бывает, повторяется только
начальное действие.
ВАРИАНТЫ СЦЕНАРИЕВ
Ситуации, разыгранные в спектакле, узнаваемы.
Поэтому нам представляется возможным привести
разработанные и уже проигранные и опробованные
варианты сценариев. Сценарии являются
коллективным творчеством участников
проблемно-тематических семинаров, проводимых на
кафедре психологии в Нижегородском институте
развития образования (НИРО).
Сценарий № 1
Утро. Раздраженная и спешащая
мама отправляет опаздывающую Катю в школу. «А
позавтракать?» — «Какой завтрак? Я и так
опаздываю, давай быстрее».
Школа. Катя приходит, когда урок уже
начался. Раздраженная, равнодушная учительница
нудит: «Всегда ты опаздываешь» — и в наказание
вызывает отвечать к доске. Сосед по парте
прикрепляет к спине бумажку с обидным словом
«ЧМО». Девочка получает двойку за то, что не
сделала домашнее задание, а заодно и реплику
учительницы: «А не задумывалась ли ты, почему
именно тебе одноклассники вешают на спину такие
характеристики?»
Дом. В комнате гремит музыка в стиле
техно. Усталая, раздраженная мама возвращается с
работы, требует выключить магнитофон. Катя
игнорирует, возникает перепалка. Ссора. Девушка
уходит из дома.
Улица. Группа подростков курит
травку, главный из них окликает понурую девушку и
спрашивает, что у нее случилось. Все сочувствуют
и предлагают закурить, чтобы отвлечься и забыть о
своих проблемах: «Все равно с первого раза ничего
не будет!» Катя протягивает руку. Пауза.
И тут звучит: «Стоп!»
И спектакль начинается сначала, а зрители
пытаются изменить ситуацию. Новое действие уже
будет длиться около двух часов, и зрители десятки
раз будут выходить на сцену и менять актеров,
предлагая иные роли.
Сценарий № 2
Утро. Голос за сценой: «Супермаркет
«Приокский», 8 часов утра. Продавцы начинают
работу. На стуле сидит охранник».
Медленно в магазин в сторону аптечного киоска
передвигаются два трясущихся
подростка-наркомана. Две продавщицы из соседнего
отдела с презрением осматривают их. подростки
проходят мимо охранника и кладут ему в карман
деньги. Охранник расслабленно усаживается на
стул. Продавцы, увидев эту сцену, улыбаются.
Аптекарь на рабочем месте отсутствует. Один из
продавцов обращается к опаздывающей аптекарше:
«Света, к тебе уже клиенты с утра пораньше!
Волнуются!» В ответ: «Эти — подождут!!!»
Магазин заполняется клиентами.
Мама с ребенком идут к аптечному киоску. Реакция
ребенка на трясущуюся наркоманку: «Мама, что с
ней? Она больна?» Мать одергивает ребенка и
говорит с презрением: «Идем отсюда. Кругом одни
наркоманы».
Соседка-старушка кричит осуждающе: «Ой! Доченька,
как тебя трясет! Что делается! Раньше хоть парни
этим делом занимались, а теперь и девки! Беда!»
Женщина проходит мимо, останавливается около
подростка-наркомана, узнает в нем соседа: «А ты
что здесь делаешь? Родители знают об этом?»
Обращается к залу, поясняя: «А это Лешка, мой
сосед». Но, не получив вразумительного ответа,
вздохнув и махнув рукой, уходит к
продовольственному отделу.
Врач «Скорой помощи» подходит к продавцам:
«Дайте мне пачку сигарет. Меня больные ждут!»
Получив сигареты, быстро перешагивает через
упавшую наркоманку и уходит из супермаркета.
В магазин входит дилер, пронзительным взглядом
оглядывает все вокруг, подходит к охраннику,
хлопает по плечу, а затем передает ему деньги.
В магазине появляется мальчик-подросток, он не
спешит. Дилер направляется к нему, подзывает его,
отводит в сторону и спрашивает: «Заработать
хочешь? На игровые автоматы?» Подросток: «Хочу! А
что надо делать?» Дилер подает пакетик и,
указывая в сторону подростков-наркоманов,
говорит: «Тихо и быстро передай этим». Подросток
медленно протягивает руку, звучит музыка. Все
участники действия замирают в позах, отражающих
их отношение к происходящему. Пауза. «Стоп!»
Сценарий № 3
Утро. Семья. Родители
приветствуют друг друга и дочь. Накрывается стол.
У стола стоят три стула. Мама, папа, дочь
завтракают. Появляется подросток Саша, за стол он
не садится, на вопрос, почему не поел, отвечает,
что не хочет и только чай сладкий попьет.
Родители не сопротивляются, не возмущаются,
проявляют равнодушие, только отмахиваются.
Дочь прощается с родителями и направляется в
школу. Родители уходят на работу.
Школа. Ученики общаются в классе.
Входит психолог, равнодушным взглядом окидывает
детей и спрашивает, есть ли у них проблемы. Дети
вяло отвечают, что проблем нет, психолог
удаляется.
День. Уроки закончены. Дети
возвращаются домой. Саша что-то ищет, Надя
смотрит телевизор и болтает по телефону. Саша
просит у Нади чего-нибудь сладенького. Она
ворчит, что он опять есть ничего не будет. Но
все-таки дает ему пряники. Саша уходит из дому.
Улица. Саша встречается с
подростками-наркоманами. Узнав, что денег у него
нет, будут только вечером, подростки отказывают
ему в дозе.
Вечер. Дом. Родители возвратились с
работы. Отец читает газету, мать суетится у стола,
Надя смотрит телевизор. Приходит Саша, просит у
отца денег. Не спрашивая, зачем ему деньги, отец
достает кошелек и с безразличным видом
протягивает их Саше. Саша немедленно уходит из
дома на встречу с друзьями-наркоманами.
Улица. Наркоманы радостно
приветствуют его, он делает инъекцию. Происходит
передозировка, Саша теряет сознание, наркоманы
убегают.
Появляются сотрудники милиции, врач, родители.
Немая сцена. Все в ужасе. Пауза. «Стоп!»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФАЗЫ «РАЗОГРЕВА»
«Приветствие»
Участникам предлагается встать в круг и,
двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с
участниками действия различными способами:
— как люди очень застенчивые, стеснительные;
— как люди куда-то спешащие, торопящиеся;
— как люди, которые не видели друг друга
несколько лет.
Необходимо продемонстрировать зрителям все
действия игры.
«Узел»
Участникам предлагается завязать узел из тел,
двигаясь медленно в центр круга и держась за
руки, при этом руки опускать нельзя. Когда будет
уже невозможно выполнять действия, участники
останавливаются и начинают распутывать узел. В
дальнейшем участникам интерактивного спектакля
предлагается выполнить это же упражнение, но с
закрытыми глазами.
«Человек к человеку!»
Участники встают в пары. Ведущий
предлагает парам сделать упражнение: сообща
принять какую-то позу. Через некоторое время
дается команда найти другого партнера: «Человек
к человеку!» Тот, у кого не оказывается пары, дает
задания, и игра продолжается.
«Гипноз»
Участники располагаются в парах. Один
играет роль гипнотизера, другой —
гипнотизируемого. Гипнотизер медленно двигает
рукой, держа ладонь перед лицом второго
участника, гипнотизируемый медленно и синхронно
пытается следовать за движением руки, направляя
взгляд в центр ладони. Затем участники меняются
ролями. Еще более интересно выполнять упражнение
в тройках, оно так же, как и предыдущее,
предусматривает смену ролей. Упражнение лучше
выполнять под музыкальное сопровождение.
Следует еще раз подчеркнуть, что при выполнении
всех упражнений «разогрева» необходимо очень
строго соблюдать технику безопасности, чтобы
избежать столкновений и травм.
Более подробно с интерактивной техникой
«Форум-театр» и другими формами групповой
психопрофилактической работы с детьми и
подростками можно познакомиться, став
участником мастер-класса на курсах повышения
квалификации в НИРО, предназначенных для
психологов, учителей, социальных педагогов.
Елена ЕДЕЛЕВА,
зав. кафедрой психологии
Нижегородского института
развития образования
|