ГОТОВИМ К ЕГЭ
Стратегии работы с детьми групп риска
Окончание. См. № 13/2004
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая
характеристика
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные,
активные, не склонные к педантизму. У них высокий
темп деятельности, они импульсивны и порой
несдержанны. Они быстро выполняют задания, но
зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и
не видят собственных ошибок. Такие дети склонны
пренебрегать точностью и аккуратностью во имя
скорости и результативности. Гипертимные дети
испытывают затруднения в ходе работы, требующей
высокой тщательности, собранности и
аккуратности, зато прекрасно справляются с
заданиями, требующими высокой мобильности и
переключаемости. Особенностью этой категории
детей часто является также невысокая значимость
учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности
Процедура ЕГЭ требует высокой собранности,
концентрации внимания, тщательности и
аккуратности, а эти качества обычно являются
слабым местом гипертимных детей. С другой
стороны, они, как правило, обладают хорошей
переключаемостью, что помогает им справиться с
экзаменационными заданиями.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно не
пытаться изменить темп деятельности, особенно с
помощью инструкций типа «Не торопись». Он все
равно будет работать в том темпе, в котором ему
комфортно. Необходимо развивать у таких детей
функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по
завершении работы найти ошибки, самостоятельно
проверить результаты выполнения задания.
Основной принцип, которым нужно
руководствоваться гипертимным детям: «Сделал —
проверь». Кроме того, необходимо создать у таких
детей ощущение важности ситуации экзамена. Это
именно тот случай, когда нужно со всей
серьезностью разъяснить, какое огромное
значение имеют результаты ЕГЭ.
Во время экзамена. Гипертимным
детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о
необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то,
что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в
классе так, чтобы их возможности с кем-то
общаться были минимальны.
«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ
Краткая психологическая
характеристика
Таких детей характеризует низкая подвижность,
низкая лабильность психических функций. Они с
трудом переключаются с одного задания на другое.
Они основательны и зачастую медлительны. Еще
одна их особенность заключается в том, что им
требуется длительный ориентировочный период при
выполнении каждого задания. Если таких детей
начинают торопить, темп их деятельности
снижается еще больше.
Основные трудности
Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности:
необходимо быстро переключаться с одного
задания на другое, актуализировать знания из
различных разделов школьной программы. Это
может представлять трудность для «застревающих»
детей.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Навык
переключения тренировать довольно сложно, но
вполне реально научить ребенка пользоваться
часами, для того чтобы определять время,
необходимое для каждого задания. Это может
происходить в следующей форме: «Тебе нужно
решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты
можешь потратить не более 12 минут». Такие
упражнения помогут ученику развивать умение
переключаться. Можно также заранее определить,
сколько времени можно потратить на каждое
задание на экзамене.
Во время экзамена. Задача взрослого
— по мере возможности мягко и ненавязчиво
помогать таким детям переключаться на следующее
задание, если они подолгу раздумывают над каждым:
«Ты уже можешь переходить к следующему заданию».
Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп
деятельности только снижается.
АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ
Краткая психологическая
характеристика
Известно, что у человека три основные
модальности восприятия: аудиальная (слуховая),
визуальная (зрительная) и кинестетическая
(тактильная). У каждого человека одна из этих
модальностей является ведущей, определяющей
доминирующий способ получения и переработки
информации. Обучение в школе обычно включает
опору на все три модальности (устный рассказ,
наглядное пособие, практическая работа), что в
целом позволяет усваивать программу детям всех
трех групп.
Основные трудности
В отличие от традиционного экзамена,
включающего аудиальные и кинестетические
элементы (особенно если экзамен проводится
устно), ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму.
Это облегчает задачу для детей-визуалов,
одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и
кинестетиков.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Необходимо,
чтобы дети данных категорий осознали
особенности своего учебного стиля, то есть
смогли четко сформулировать для себя, как именно
они лучше всего усваивают учебный материал, и
воспользовались этим знанием при повторении
учебного материала.
Во время экзамена. Аудиалы могут
воспользоваться речью, то есть очень тихо
проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не
мешало, стоит продумать, в какое место класса
лучше посадить такого ребенка.) В случае
затруднения можно рассказать им о том, в чем
заключается суть задания. Им не требуется помощь
в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть
задания.
Кинестетики могут помогать себе простыми
движениями (например, подвигать ногами под
столом). Им также стоит разрешить какую-то
двигательную активность (например, выйти из
класса).
Марина ЧИБИСОВА
Приложение
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЕГЭ
Отличительные
особенности |
Традиционный
экзамен |
Единый
государственный экзамен |
Что
оценивается? |
Важны не просто
фактические знания, а умение их преподнести.
Уровень развития устной речи может позволить
скрыть пробелы в знаниях |
Оцениваются
фактические знания и умение рассуждать, решать |
Что
влияет
а оценку? |
Большое
влияние оказывают субъективные факторы: контакт
с экзаменатором, общее впечатление и т.д. |
Оценка
максимально объективна |
Возможность
исправить собственную ошибку |
На устном
экзамене можно исправить ошибку во время
рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора,
на письменном — при проверке собственной работы |
Практически
отсутствует |
Кто
оценивает? |
Знакомые
ученику люди |
Незнакомые
эксперты |
Когда можно
узнать результаты экзамена? |
На устном
экзамене — практически сразу, на письменном — в
течение нескольких дней |
Через
сравнительно
более длительное время |
Критерии
оценки |
Известны
заранее |
Уточняются
уже после завершения экзамена |
Содержание
экзамена |
Ученик должен
продемонстрировать владение определенным
фрагментом учебного материала (определенной
темой, вопросом и т.д.) |
Экзамен
охватывает практически весь объем учебного
материала |
Как
происходит фиксация результатов? |
На
письменном экзамене — на том же листе, на котором
выполняются задания. На устном — на черновике |
Результаты
выполнения задания необходимо
перенести на специальный бланк регистрации
ответов |
Стратегия
деятельности во время экзамена |
Унифицированная |
Индивидуальная |
|