Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2004


РЕПОРТАЖ

«ЗВЕЗДНАЯ» ПРОБЛЕМА

29–31 марта в Москве прошла II Международная научно-практическая конференция
«Рабочая концепция одаренности — в практику образования»

Перечень официальных организаторов довольно велик, но главные — это Психологический институт РАО, Московское региональное отделение РПО, Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Проводилась конференция при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках празднования 90-летия Психологического института РАО.
Приветствуя собравшихся от имени и по поручению дирекции и коллектива института, академик И.В.Дубровина назвала проблему одаренности «самой яркой, таинственной и интригующей». Она выразила надежду, что, может быть, именно в эти дни удастся наконец-то решить, является ли каждый ребенок по-своему одаренным, или это качество даровано лишь избранным?
Ирина Владимировна пожелала всем «приятного интеллектуального напряжения и великого чувства сопричастности человеческой одаренности в любых ее проявлениях».

Образовательная узкоколейка

Д.Б. Богоявленская считает, что главное – «не упустить» одаренного ребенка

Д.Б. Богоявленская
считает,  что главное –
«не упустить»
одаренного ребенка

На торжественном открытии выступил один из «крестных отцов» Федеральной целевой программы «Одаренные дети» – член-корреспондент РАО А.Г.Асмолов. Вспомнив прежние времена (конец восьмидесятых), когда впервые был поставлен вопрос о работе с одаренными детьми, он сравнил этот период с «путем на Голгофу», поскольку вслед за принятием программы в адрес ее составителей посыпались обвинения в «неравенстве и элитарности».
По мнению Александра Григорьевича, программа стала исторической, повлияв на дальнейшее развитие всей системы образования. Именно она явилась первым шагом к переходу от «усредненного к личностно-ориентированному образованию». Кроме того, она оказала косвенное влияние и на развитие системы психолого-педагогической диагностики и реабилитации в системе образования, утвердившей своим принципом не отбор, а диагностику, ориентированную на дальнейшее развитие ребенка.
Асмолов уверен, что решение проблемы одаренных детей воспрепятствовало развитию профильного обучения. Являясь ярым противником этого направления развития образования, докладчик со свойственной ему эмоциональностью отстаивал идею о том, что «нельзя заталкивать ребенка в узкоколейку образования!».
Отметив, что одаренность и талант присущи большинству детей, Александр Григорьевич остановился на проблеме учебной мотивации. Именно в ее отсутствии, считает он, коренится причина неуспешности ребенка. Поэтому надо не селектировать детей, а поддерживать их познавательный интерес, создавая «побуждающую среду» к обучению. Ведь одаренность никогда не «растет сама по себе».
Современные исследователи процесса одаренности должны обратить внимание на проблемы универсального образования, так как именно оно способствует развитию общей одаренности и повышению мотивации к творческому развитию. «Если мы будем замечать одаренных детей, то из гадких утят вырастут лебеди» — так неожиданно для всех закончил свое выступление член-корреспондент РАО, оставив аудиторию размышлять над вопросом, что же все-таки такое одаренность: общее качество ребенка или «искра божья»?

В качестве примера

Странно было видеть артиста, выступающего в пародийном жанре, на трибуне
Странно было видеть
артиста, выступающего
в пародийном жанре,
на трибуне

Дальнейший ход мероприятия стал разворачиваться весьма неожиданно. Вместо высокого начальства, которое в программке было означено такими фамилиями, как В.В.Рубцов (директор Психологического института РАО), Е.Е.Чепурных (заместитель министра образования), Л.Е.Курнешова (заместитель начальника Департамента образования г. Москвы) и М.Ю.Тихонов (начальник управления образования Юго-Западного округа г. Москвы), на сцену вышел артист театра на Таганке (очевидно, в качестве наглядного примера реализации программы «Одаренные дети»).
Молодой человек почему-то не был заранее представлен аудитории, да и собравшимся он был совершенно не известен. Однако он уверенно занял место на трибуне и стал рассказывать поучительные байки, сопровождая свой рассказ пародиями на измученных подобным вниманием политиков.
После этого вполне обоснованным выглядел отказ академика РАО В.Д.Шадрикова занять место на трибуне. Тем не менее с приветствиями выступили И.В.Калиш (куратор Федеральной программы «Одаренные дети») и Н.Ю.Синягина (директор Центра по работе с одаренными детьми).
Завершилось торжественное открытие докладом председателя оргкомитета конференции профессора Д.Б.Богоявленской. Обратившись к «Рабочей концепции одаренности», Диана Борисовна отметила, что этот документ стал научной основой для облегчения работы практиков.
Напомню, что понятие «одаренность» рассматривается там как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. А «одаренный ребенок» — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В повседневной жизни одаренность не всегда связана с реальными достижениями, поэтому задача взрослых (педагогов, психологов, воспитателей и родителей) — раскрыть и в дальнейшем развивать ее.
Системный характер одаренности обусловлен тем, что высокий уровень способностей одаренного ребенка сочетается с уровнем его духовного развития и увлеченностью. «Подлинно одаренный человек не может жить без своего дела!», — считает Д.Б.Богоявленская.

Так ли все плохо?

Дальнейшая работа конференции также разворачивалась по креативному сценарию. Каждый из докладчиков имел несколько солидных рецензентов и значительное число дискутантов, которые должны были принять участие в обсуждении.
Сама по себе идея интересная, но в нашем отечестве, где все хотят «как лучше», так получается не всегда. Выступающие вслед за докладчиками рецензенты были ориентированы отнюдь не на эти выступления, а на некие издания, монографии и тексты. Все было бы хорошо, но присутствующие в зале почему-то не были проинформированы об этом и даже не всегда догадывались, о каких изданиях идет речь.
Хочется подробно остановиться на двух самых (на мой взгляд) интересных и концептуальных докладах — М.Е.Богоявленской и В.С.Юркевич.
выступление «Природа «проблем одаренных», составленное с опорой на материалы исследования и большую практическую работу с одаренными детьми сотрудников Института дошкольного образования РАО, вначале вызвало некоторый шок у присутствующих. М.Е.Богоявленская весьма убедительно (на цифрах и фактах) доказала, что часто именно дети с высокими способностями имеют различные проблемы и нарушения как в развитии, так и в поведении. Характер этих нарушений может быть самый разный: физический, нейро-психологический, психолого-педагогический и социально-педагогический.
Благодаря этому большинство из одаренных детей можно смело отнести к «группе риска», и заниматься с ними необходимо по индивидуальной программе. Но, к сожалению, при наличии таких отклонений в развитии, как личностная незрелость, инфантилизм, быстрая физиологическая истощаемость, даже оптимальный темп и характер обучения не снимают поведенческих проблем. Часто из-за низкого уровня социальной и психологической адаптации учителя считают одаренных детей педагогически запущенными, депривированными, а иногда даже и психически неполноценными и переводят в классы коррекции.
Для оптимального обучения таких детей требуется постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники "Ортодонт-ЛЮКС". Лечение зубов, отбеливание, имплантация, рентген-диагностика, протезирование, удаление, исправление прикуса, гигиена и профилактика, лечение десен. Посмотреть подробнее об услугах и ценах клиники в Калининграде Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ortodont-lux.ru/.

Один большой вопрос и много частных

Правда, в конце выступления докладчик успокоил нас, сказав, что среди одаренных могут быть и вполне нормальные дети, просто они в рамках тематики выступления не обсуждались!
Некоторую ясность в эту проблему внесло выступление рецензента О.В. Защиринской, которая предложила собравшимся разобраться — можно ли ставить знак равенства между одаренностью и патологией? К сожалению, эти два интересных выступления скорее обозначили перспективы дальнейшей работы, чем дали конкретные ответы на этот и другие вопросы.
Более определенным было выступление В.С.Юркевич, которая имеет большой опыт работы с суперодаренными детьми. Виктория Соломоновна считает, что существует два типа одаренных детей: те, которых можно назвать «нормально одаренными» (они хорошо развиты и в физической, и в психической, и в интеллектуальной сферах), и проблемные дети. Причем статистика здесь неутешительная: каждый второй особо одаренный ребенок имеет ту или иную патологию.
Все особо одаренные дети, по мнению выступающей, имеют четыре основных типа проблем — низкая саморегуляция, отсутствие креативности, неумение общаться, отсутствие приоритетов в познавательной деятельности, которые и определяют основные направления работы с ними. В любом случае, у таких детей должна быть «особая организация их жизни, в которой та или иная форма самовыражения была бы максимально востребована».
Ближе к концу конференции стало ясно, что ни большая работа ученых и практиков, ни четко прописанная концепция одаренности пока еще не приблизили нас к решению этой проблемы, которая по-прежнему продолжает оставаться «самой яркой, таинственной и интригующей».

Ольга РЕШЕТНИКОВА