«ЗВЕЗДНАЯ» ПРОБЛЕМА
29–31 марта в Москве прошла II Международная
научно-практическая конференция
«Рабочая концепция одаренности — в практику
образования»
Перечень официальных
организаторов довольно велик, но главные — это
Психологический институт РАО, Московское
региональное отделение РПО, Всероссийский центр
по работе с одаренными детьми. Проводилась
конференция при поддержке Министерства
образования и науки РФ в рамках празднования
90-летия Психологического института РАО.
Приветствуя собравшихся от имени и по поручению
дирекции и коллектива института, академик
И.В.Дубровина назвала проблему одаренности
«самой яркой, таинственной и интригующей». Она
выразила надежду, что, может быть, именно в эти
дни удастся наконец-то решить, является ли каждый
ребенок по-своему одаренным, или это качество
даровано лишь избранным?
Ирина Владимировна пожелала всем «приятного
интеллектуального напряжения и великого чувства
сопричастности человеческой одаренности в любых
ее проявлениях».
Образовательная узкоколейка
|
Д.Б. Богоявленская
считает, что главное –
«не упустить»
одаренного ребенка
|
На торжественном открытии выступил один из
«крестных отцов» Федеральной целевой программы
«Одаренные дети» – член-корреспондент РАО
А.Г.Асмолов. Вспомнив прежние времена (конец
восьмидесятых), когда впервые был поставлен
вопрос о работе с одаренными детьми, он сравнил
этот период с «путем на Голгофу», поскольку вслед
за принятием программы в адрес ее составителей
посыпались обвинения в «неравенстве и
элитарности».
По мнению Александра Григорьевича, программа
стала исторической, повлияв на дальнейшее
развитие всей системы образования. Именно она
явилась первым шагом к переходу от «усредненного
к личностно-ориентированному образованию».
Кроме того, она оказала косвенное влияние и на
развитие системы психолого-педагогической
диагностики и реабилитации в системе
образования, утвердившей своим принципом не
отбор, а диагностику, ориентированную на
дальнейшее развитие ребенка.
Асмолов уверен, что решение проблемы одаренных
детей воспрепятствовало развитию профильного
обучения. Являясь ярым противником этого
направления развития образования, докладчик со
свойственной ему эмоциональностью отстаивал
идею о том, что «нельзя заталкивать ребенка в
узкоколейку образования!».
Отметив, что одаренность и талант присущи
большинству детей, Александр Григорьевич
остановился на проблеме учебной мотивации.
Именно в ее отсутствии, считает он, коренится
причина неуспешности ребенка. Поэтому надо не
селектировать детей, а поддерживать их
познавательный интерес, создавая «побуждающую
среду» к обучению. Ведь одаренность никогда не
«растет сама по себе».
Современные исследователи процесса одаренности
должны обратить внимание на проблемы
универсального образования, так как именно оно
способствует развитию общей одаренности и
повышению мотивации к творческому развитию.
«Если мы будем замечать одаренных детей, то из
гадких утят вырастут лебеди» — так неожиданно
для всех закончил свое выступление
член-корреспондент РАО, оставив аудиторию
размышлять над вопросом, что же все-таки такое
одаренность: общее качество ребенка или «искра
божья»?
В качестве примера
|
Странно было видеть
артиста, выступающего
в пародийном жанре,
на трибуне
|
Дальнейший ход мероприятия стал
разворачиваться весьма неожиданно. Вместо
высокого начальства, которое в программке было
означено такими фамилиями, как В.В.Рубцов
(директор Психологического института РАО),
Е.Е.Чепурных (заместитель министра образования),
Л.Е.Курнешова (заместитель начальника
Департамента образования г. Москвы) и М.Ю.Тихонов
(начальник управления образования Юго-Западного
округа г. Москвы), на сцену вышел артист театра на
Таганке (очевидно, в качестве наглядного примера
реализации программы «Одаренные дети»).
Молодой человек почему-то не был заранее
представлен аудитории, да и собравшимся он был
совершенно не известен. Однако он уверенно занял
место на трибуне и стал рассказывать
поучительные байки, сопровождая свой рассказ
пародиями на измученных подобным вниманием
политиков.
После этого вполне обоснованным выглядел отказ
академика РАО В.Д.Шадрикова занять место на
трибуне. Тем не менее с приветствиями выступили
И.В.Калиш (куратор Федеральной программы
«Одаренные дети») и Н.Ю.Синягина (директор Центра
по работе с одаренными детьми).
Завершилось торжественное открытие докладом
председателя оргкомитета конференции
профессора Д.Б.Богоявленской. Обратившись к
«Рабочей концепции одаренности», Диана
Борисовна отметила, что этот документ стал
научной основой для облегчения работы практиков.
Напомню, что понятие «одаренность»
рассматривается там как системное,
развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми. А
«одаренный ребенок» — это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином
виде деятельности.
В повседневной жизни одаренность не всегда
связана с реальными достижениями, поэтому задача
взрослых (педагогов, психологов, воспитателей и
родителей) — раскрыть и в дальнейшем развивать
ее.
Системный характер одаренности обусловлен тем,
что высокий уровень способностей одаренного
ребенка сочетается с уровнем его духовного
развития и увлеченностью. «Подлинно одаренный
человек не может жить без своего дела!», —
считает Д.Б.Богоявленская.
Так ли все плохо?
Дальнейшая работа конференции также
разворачивалась по креативному сценарию. Каждый
из докладчиков имел несколько солидных
рецензентов и значительное число дискутантов,
которые должны были принять участие в
обсуждении.
Сама по себе идея интересная, но в нашем
отечестве, где все хотят «как лучше», так
получается не всегда. Выступающие вслед за
докладчиками рецензенты были ориентированы
отнюдь не на эти выступления, а на некие издания,
монографии и тексты. Все было бы хорошо, но
присутствующие в зале почему-то не были
проинформированы об этом и даже не всегда
догадывались, о каких изданиях идет речь.
Хочется подробно остановиться на двух самых (на
мой взгляд) интересных и концептуальных докладах
— М.Е.Богоявленской и В.С.Юркевич.
выступление «Природа «проблем одаренных»,
составленное с опорой на материалы исследования
и большую практическую работу с одаренными
детьми сотрудников Института дошкольного
образования РАО, вначале вызвало некоторый шок у
присутствующих. М.Е.Богоявленская весьма
убедительно (на цифрах и фактах) доказала, что
часто именно дети с высокими способностями имеют
различные проблемы и нарушения как в развитии,
так и в поведении. Характер этих нарушений может
быть самый разный: физический,
нейро-психологический, психолого-педагогический
и социально-педагогический.
Благодаря этому большинство из одаренных детей
можно смело отнести к «группе риска», и
заниматься с ними необходимо по индивидуальной
программе. Но, к сожалению, при наличии таких
отклонений в развитии, как личностная
незрелость, инфантилизм, быстрая
физиологическая истощаемость, даже оптимальный
темп и характер обучения не снимают
поведенческих проблем. Часто из-за низкого
уровня социальной и психологической адаптации
учителя считают одаренных детей педагогически
запущенными, депривированными, а иногда даже и
психически неполноценными и переводят в классы
коррекции.
Для оптимального обучения таких детей требуется
постоянное психолого-медико-педагогическое
сопровождение.
Статья опубликована при поддержке стоматологической клиники "Ортодонт-ЛЮКС". Лечение зубов, отбеливание, имплантация, рентген-диагностика, протезирование, удаление, исправление прикуса, гигиена и профилактика, лечение десен. Посмотреть подробнее об услугах и ценах клиники в Калининграде Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ortodont-lux.ru/.
Один большой вопрос и много частных
Правда, в конце выступления докладчик успокоил
нас, сказав, что среди одаренных могут быть и
вполне нормальные дети, просто они в рамках
тематики выступления не обсуждались!
Некоторую ясность в эту проблему внесло
выступление рецензента О.В. Защиринской, которая
предложила собравшимся разобраться — можно ли
ставить знак равенства между одаренностью и
патологией? К сожалению, эти два интересных
выступления скорее обозначили перспективы
дальнейшей работы, чем дали конкретные ответы на
этот и другие вопросы.
Более определенным было выступление В.С.Юркевич,
которая имеет большой опыт работы с
суперодаренными детьми. Виктория Соломоновна
считает, что существует два типа одаренных детей:
те, которых можно назвать «нормально одаренными»
(они хорошо развиты и в физической, и в
психической, и в интеллектуальной сферах), и
проблемные дети. Причем статистика здесь
неутешительная: каждый второй особо одаренный
ребенок имеет ту или иную патологию.
Все особо одаренные дети, по мнению выступающей,
имеют четыре основных типа проблем — низкая
саморегуляция, отсутствие креативности,
неумение общаться, отсутствие приоритетов в
познавательной деятельности, которые и
определяют основные направления работы с ними. В
любом случае, у таких детей должна быть «особая
организация их жизни, в которой та или иная форма
самовыражения была бы максимально
востребована».
Ближе к концу конференции стало ясно, что ни
большая работа ученых и практиков, ни четко
прописанная концепция одаренности пока еще не
приблизили нас к решению этой проблемы, которая
по-прежнему продолжает оставаться «самой яркой,
таинственной и интригующей».
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|